Уверен, не меня одного задело отсутствие реакции президента Жапарова на слова его казахского коллеги по итогам официального визита в Кыргызстан 26 мая. Напомню, Касым-Жоомарт Токаев заявил на пресс-конференции, что в ходе переговоров оба президента якобы «ещё раз подтвердили», что водные ресурсы так называемых трансграничных рек являются «общей ценностью стран центрально-азиатского региона» (???) Позиция Кыргызстана по данному вопросу давно уже отличается от этого тезиса.
Логика президента Казахстана проста и понятна. Как многоопытный дипломат и государственный деятель он пытается извлечь максимум выгоды для своей страны по одной из самых острых проблем современности и тем более очень скорого будущего – дефицита пресной воды. Собственно, ради воды он и приезжал в Бишкек. Разве не так?
Непонятно молчание нашего президента. Очень хочется думать, что некорректные слова об «общей ценности» не попали в тексты официальных документов по итогам визита. Конституция нашей страны однозначно определяет водные ресурсы как исключительную собственность Кыргызской Республики. Без вариантов и оговорок.
Вода – национальное богатство Кыргызстана. Ее обилие одно из главных конкурентных преимуществ страны в XXI веке. Это богатство должно быть максимально использовано исключительно в интересах и во благо своего народа в первую очередь. А любимый тезис Садыра Жапарова «надо думать о соседях» при всем к ним уважении должен стоять на втором плане. Сначала надо обеспечить свой народ всем необходимым! Или у наших фермеров нет проблем с водой? Напомню, приоритет продиктован Конституцией.
Времена меняются. Сегодня все больше учёных говорят о воде как о, пожалуй, самом недооцененном из огромного перечня природных ресурсов. Между тем природа и недра Кыргызстана производят около 30% водных ресурсов региона. И вопреки мнению некоторых это достается далеко не даром, далеко не бесплатно нашей стране. По сути вся территория Кыргызстана есть не что иное, как громадный природный экологический комбинат, в недрах и воздушном пространстве которого проходят сложные геологические, атмосферные химико-биологические технологические процессы по производству, очистке, обогащению и аккумулированию воды, а также в виде бонуса – кондиционированию воздуха. И недооценивать этот гигантский труд кыргызской природы нельзя.
Тем более, что ответственность за сохранение чистоты и качества воды накладывает существенные ограничения на развитие экономики, в частности промышленности.
Именно поэтому уже почти три десятилетия Кыргызская Республика последовательно продвигает тезис о том, что вода – это продукт, объемы и качество которого зависят от многих факторов и условий. А обеспечение этих условий требует серьезных затрат и соответствующей оплаты.
Борьба Кыргызской Республики за суверенное право на свои водные ресурсы имеет давнюю историю. Лично я горжусь тем, что в 1996 году предложили тогдашнему торга Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Алманбету Матубраимову и патриарху кыргызской политики Турдакуну Усубалиеву образовать при парламенте постоянно действующую комиссию по вопросам развития и защите водных ресурсов Кыргызстана. Турдакун Усубалиевичу и до того многократно выступал по данному вопросу. Он с удвоенной энергией взялся за работу по руководству комиссией.
Инициативу поддержал и тогдашний президент Аскар Акаев, который понимал какое значение будет иметь вода в будущем. Комиссия во главе с Турдакуном Усубалиевичем провела огромную работу, разработала целый ряд нормативных актов и рекомендаций, которые помогли правительству отстаивать национальные интересы. Без ложной скромности заявляю, что наиболее твердо эту линию Кыргызстан проводил во времена правления Алмазбека Атамбаева.
Кстати, во время работы вышеуказанной комиссии основным помощником Турдакуна Усубалиевича от Аппарата ЖК был нынешний госсекретарь Суюнбек Касманбетов. Очень надеюсь, что он сумеет довести до действующего президента суть всей проделанной до сегодняшнего дня работы по вопросам водных ресурсов Кыргызстана.
Фарид Ниязов
экс-руководитель Аппарата президента КР
: 0