Итак, г-н Путин выступил с очередным Посланием Федеральному собранию - как подсчитали журналисты, семнадцатым по счёту. Если кто-то и ждал от него каких-то сенсаций, то их не оказалось. В основном озвучивалась предсказанная многими экспертами, в том числе и вашим покорным слугой, социальная тематика.
Отчасти оправдалось даже предсказание о том, что Путин объявит о победе над коронавирусом. Прямо он об этом не говорил, но впечатление о такой победе действительно должно было сложиться, ведь про коронавирус докладчик высказывался в основном в прошедшем времени – мы сделали то, другое, третье, спасибо медикам, спасибо силовикам, спасибо гражданам за терпение.
Путин даже подтвердил прежний утопический план повышения средней продолжительности жизни до 78 лет, который и без всякого коронавируса в принципе не мог быть выполнен при нынешней власти. Хорошо хоть предупредил, что, дескать, инфекция не побеждена окончательно и «остаётся прямой угрозой».
Конечно, остаётся. Сезонные факторы и беспрецедентные «корректировки» статистики создали у некоторых иллюзию о том, что всё уже позади, на чём сейчас и попытался сыграть г-н Путин. Но специалисты предупреждают о «третьей волне» заболевания, которая более чем возможна – на следующий день после выступления президента московские власти уже объявили о резком увеличении числа заболевших. Разрушенная за годы «реформ» российская система здравоохранения в прошлом году подверглась лишь косметическому ремонту и ни на какой новый уровень не вышла, о чём свидетельствует один из самых высоких в мире показатель избыточной смертности (полмиллиона человек за время пандемии).
А по уровню вакцинации, к которой призвал г-н Путин, Россия находится на одном из последних мест среди развитых и даже не очень развитых стран. Столичные жители не доверяют наспех состряпанному пресловутому «Спутнику», который не смог защитить от ковида даже президента Аргентины, а в ряде регионов вакцины просто не хватает. Разваленная фармацевтическая промышленность не даёт нужного количества доз, к тому же по геополитическим соображениям значительная часть произведённой вакцины отправляется за границу. Так что коллективный иммунитет, само существование которого часть исследователей, кстати, отрицает, достигнут будет в нашей стране ещё нескоро.
Покончив таким образом с ковидом, г-н Путин стал перечислять некоторые утопические планы и косметические меры в экономике и социальной сфере. Как показывает практика, большая часть из этого выполнена не будет – как, например, произошло с пресловутыми «майскими указами». Ну о каком строительстве 120 млн. квадратных метров жилья в год может сейчас идти речь, когда население быстро нищает? Кто будет это жильё покупать? Ведь в Послании речь идёт всего лишь о льготном кредитовании застройщиков, а вовсе не о бесплатном предоставлении жилья, как это было в советское время.
Другой момент – кредитование регионов, большинство которых уже глубоко сидит в долговой яме не только из-за частых случаев воровства и плохого управления, но также из-за того, что федеральный центр забирает себе почти все налоговые поступления. И что же предлагается? Отнюдь не списание, а реструктуризация коммерческих кредитов, которые всё равно невозможно погасить из-за отсутствия необходимых доходов. Новый момент – инфраструктурные кредиты на смешную в масштабах государства сумму в 500 миллиардов рублей. Смешную-то смешную, особенно на фоне миллиардов, полученных преступным путём силовиками Захарченко и Черкалиным, но федеральные власти всё равно хотят, чтобы её в будущем вернули. Правда, из Фонда национального благосостояния на развитие инфраструктуры всё же выделят и какие-то федеральные ресурсы.
В качестве положительного момента могу отметить целый раздел, посвящённый экологии. Конечно, из этих общих пожеланий мало что будет выполнено, но приятно отметить хотя бы то, что г-н Путин перестал рассуждать о благоприятном для России эффекте от глобального потепления.
Ну, а кроме раздела, касающегося внешней политики (на самом деле это вовсе не несколько слов, как обещал Путин), о котором я скажу дальше, остальная часть послания была в основном посвящена предвыборным обещаниям или, если хотите, подачкам. Врачам, учителям, семьям с детьми, родителям-одиночкам (всё это под видом борьбы с бедностью), малым и средним предпринимателям, даже олигархам, если они будут, дескать, вкладывать деньги в производство. Почему подачкам? Да потому, что никаких принципиальных вопросов эти разовые выплаты не решат, а сделано всё должно быть как раз ко дню голосования. Где-то Путин даже отмечал, что это, дескать, делается в связи с инициативой «Единой России».
Что же касается внешней политики, то, если кто-то ожидал каких-то резких телодвижений, он явно ошибся. Например, о Донбассе Путин вообще не упоминал, а в общем плане заявил, что Россия ведёт себя «в высшей степени сдержанно», даже скромно. «Мы хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения».
Кстати, «скромность» российского руководства подтвердилась в тот же день. Кроме северной столицы, поведение полиции на акциях в поддержку Навального было необычно сдержанным. Видимо, сцены полицейских зверств не должны были затмить картинку с изображением Путина-миротворца, который не желает «сжигать мосты».
Тем не менее, как было указано в Послании, враги должны знать, что в случае чего «ответ России будет асимметричным, быстрым и жёстким. Организаторы любых провокаций, угрожающих коренным интересам нашей безопасности, пожалеют о содеянном так, как давно уже ни о чём не жалели».
Надеюсь, заявил г-н Путин, никому не придёт в голову перейти в отношении России так называемую красную черту. «А где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами».
Всё это замечательно, но на самом деле из-за огромной разницы экономических и военных потенциалов Россия мало что может противопоставить супостатам. Как метко выразился один из аналитиков, сценарий «Осаждённая крепость» не очень реален, так как наша «крепость» пока что с дырявыми воротами и разрушенными стенами.
И это касается не только экономики, но и обороны. Задача повысить долю современного оружия и техники в войсках до 76 процентов ставится уже лет десять, но достижение этой цели всё переносится и переносится. Да и насколько это новое оружие в действительности современное? Руководство страны может, конечно, утверждать, что нынешняя Россия является лидером в создании боевых систем нового поколения, но на самом деле это, скажем, не совсем так. Многое из того, что вновь перечислил г-н Путин, по-прежнему находится в стадии испытаний, даже в тех случаях, когда является всего лишь модернизацией ещё советских разработок (а таких большинство). Это, например, относится к ракетам «Сармат», постановку которых на боевое дежурство вновь перенесли, на сей раз на конец 2022 года, хотя впервые подобная система была успешно испытана… в 1991 году.
Итак, подведём некоторые итоги. Никаких радикальных изменений в политике российского руководства не планируется. По его мнению, всё идёт хорошо, что продемонстрировала борьба с эпидемией, для которой «наша страна располагает надёжным потенциалом, созданным в предыдущие годы в здравоохранении, науке, образовании, промышленности».
Увы, это совершенно не соответствует действительности, в которой резко упали и продолжают падать доходы населения и производство, а эмиграция учёных за прошлый год возросла в пять раз, в общей сложности превысив за годы «реформ» уже миллион человек. Про образование и здравоохранение не стоит и говорить.
Я уже не раз говорил и писал, что г-н Путин, похоже, обитает в какой-то параллельной реальности, не зная, а может, и не желая знать реального положения вещей. Нынешнее Послание это вновь подтвердило. Тем не менее, в действительности проблемы продолжают громоздиться одна на другую, а нынешняя система правления не в состоянии их разрешить. Тут нужна не просто смена курса с далеко идущими кадровыми изменениями (хотя и это было бы сейчас благом для страны), нужно менять всю систему.
Личный блог Сергея Скворцова