Вот и Международный валютный фонд в очередной раз призывает наше правительство обеспечить инклюзивный рост национальной экономики, слабое состояние которой провоцирует рост миграционного оттока населения и ухудшение социально-экономического положения граждан.
Казалось бы, только недавно, каких-то тридцать лет тому назад, Кыргызстан называли индустриально-аграрной республикой, а иностранные журналисты с восхищением писали, что наша страна из феодализма, минуя капитализм, перешла в разряд индустриальных стран. И ведь они были правы, при СССР не только Кыргызстан, но и все советские республики добились небывалого социально-экономического развития за рекордно короткие сроки.
У нас была передовая по тем временам современная экономика, а где все это теперь? Только и умеем оправдываться, что, мол, после распада Советского Союза были разорваны все торгово-экономические и хозяйственные связи и поэтому эти предприятия не удалось сохранить. Но ведь в соседних республиках многое из «советского наследия» удалось не только сохранить, но и приумножить.
Сейчас, безусловно, бесполезно искать виновных и лить «крокодиловы слезы», прошлое уже не вернуть, былую экономику не воссоздать, надо строить новые заводы и фабрики, развивать современное сельское хозяйство, которые сами по себе не появятся, нужны деньги, причем очень большие и неизвестно, когда они появятся.
И в этих условиях мне совершенно непонятна логика наших чиновников, руководителей и политиков, которые вместо того, чтобы сохранить и развивать существующие производственные мощности, которые хоть и с трудом, но работают, осознанно или нет добивают их. Ведь помочь действующему предприятию, которое уже имеет свой рынок всегда легче, чем построить новое. Однако, мы бездумно руководствуемся ошибочным мнением, что легче построить новую, чем восстановить старое.
Вот возьмем нашу энергетику. Сегодня разве что только ленивые не говорят о ее проблемах - укоренившейся коррупции, маловодье, веерных отключениях, тарифах на электроэнергию и прочее. Да и как не говорить, ведь наша жизнь всецело зависит от электричества. Будет у нас устойчивая энергосистема - будет у нас национальная экономика, а если не будет у нас электроэнергии, то никакой зарубежный инвестор к нам не придет.
Между прочим, советский Кыргызстан в расчете производства гидроэнергии на душу населения входил в ведущую «тройку» социалистических республик и по этому показателю значительно опережал нынешние восточноевропейские страны.
А теперь из года в год проблемы кыргызских энергетиков, задолжавших госбюджету свыше ста миллиардов сомов, серьезно угрожают устойчивому развитию нашей страны. За все эти годы мы не смогли решить ключевую проблему этой отрасли - установить разумный тариф на электроэнергию. В Кыргызстане самые низкие тарифы в странах СНГ за электроэнергию. Для сравнения в России за 1 кВт.ч электроэнергии платят около 10 центов, а в Кыргызстане от одного до двух центов.
Именно низкие тарифы не позволяют у нас электроэнергию воспринимать как товар, что в будущем может погубить не только всю нашу энергетику, но и национальную экономику в целом. Предваряя резкую реакцию на такую постановку вопроса и понимая, что в условиях продолжающегося наступления коронавируса и его тяжелых социально-экономических последствиях на нашу жизнь, когда люди еле-еле сводят концы с концами, может неэтично говорить о необходимости повышения тарифов на электричество, но другого выхода у нас нет, эта проблема сама собой не рассосется.
Проблемы наших энергетиков - это проблема всей нашей страны, речь идет об энергетической независимости и будущем наших детей.
К такому бедственному положению в энергосекторе мы пришли из-за непродуманной государственной политики за последние 30 лет. Вместо того, чтобы этот сектор держать в качестве одного из главных локомотивов национальной экономики, мы пошли по пути либерализации данной сферы, торопливо провели непродуманные структурные преобразования, разбили на отдельные части работающую единую энергетическую систему страны, создав самостоятельные предприятия как «национальные электрические станции», «национальные электрические сети» и «распределительные компании». Может быть, эти реформы дали бы положительный результат, если бы у нас хватило политической воли последовательно довести их до логического завершения. Однако, демонополизировав управление энергосектором, разбив его на несколько самостоятельных частей, мы сохранили под давлением общественности низкие, социальные, тарифы на электроэнергию, без учета рыночных отношений и привели к нынешнему плачевному состоянию всю нашу энергосистему, что вызывает обоснованные беспокойства населения и политиков, ведь ситуация в этом направлении только ухудшается. Мы оказались в плену собственной социальной политики, которая теперь не позволяет внедрить рыночные механизмы в энергосистему страны.
Энергосистема Кыргызстана работает на пределе, рискуя в любой момент выйти из строя. Для наращивания производства электроэнергии надо строить новые ГЭСы, для чего нужны значительные инвестиции, которые к нам придут, если энергосектор станет в коммерческом плане выгодной сферой. И пока мы не пересмотрим тарифы, никаких продвижек в этом направлении не предвидится. Нельзя сказать, что к нам в такой ситуации не придут иностранные инвесторы, конечно, придут, но не частные компании, а заинтересованные соседние страны, которые будут продвигать свои национальные интересы, а не наши. А это уже большая политика и реально угрожает в будущем нашей государственной независимости.
Суть любой рыночной экономики заключается в удовлетворении спроса. У нас ежегодно растут наши потребности в электроэнергии и если наша энергосистема не будет в состоянии их удовлетворять, то будем вынуждены ее импортировать. Как известно, наши соседи имеют в отличие от нас мощные генерирующие государственные энергокомпании, с которыми наши энергетики не смогут конкурировать. Тогда мы и вовсе потеряем нашу энергетику.
Да, Кыргызстан имеет огромный гидроэнергетический потенциал, но он принесет пользу только в том случае, если будет его осваивать сам или гарантированно держать контрольный пакет акций в своих руках.
А между тем наши потребности в электроэнергии из года в год растут, а предложений воспользоваться импортной энергией будет все больше и больше. И как только мы станем зависимыми от внешних импортеров, то постепенно, шаг за шагом, они уничтожат наш производственный потенциал в сфере электроэнергии и таким образом мы окончательно лишимся энергетической безопасности. Мы не должны забывать, что именно таким образом и из-за нашей беспечности и глупости, мы уже потеряли все наши заводы и фабрики, колхозы и совхозы, ЖКХ, образование и науку.
Если раньше говорили «хлеб всему голова», то сейчас впору сказать «без денег ты никто». А деньги, как известно, это капитал, о природе которого никто лучше, чем К.Маркс не написал. Именно он объяснил, почему богатые всегда богатеют, а бедные беднеют. Применительно к государствам: те страны, которые в условиях рыночных отношений стремятся создавать генерирующую экономику, те быстро овладевают современными технологиями и расширяют объемы добавленной стоимости на свои товары и услуги, и наоборот, те кто идет по пути спекулятивной, паразитической экономики, в конечном итоге теряют способность производить, средства производства и превращаются в наемную силу, работающей лишь на заработную плату, а не на прибыль.
Позвольте в заключении напомнить известный древнегреческий миф об Ахиллесе, одном из главных персонажей эпической поэмы Гомера «Илиада». Знаменитому герою ещё в детстве предсказали, что он может прожить долгую, но бесславную жизнь, или героически погибнуть у стен Трои. Его мать Фетида не хотела, чтобы её сын умер так рано, и она решила сделать его неуязвимым. Для этого она, когда он родился, окунула его в священные воды подземной реки Стикс. При этом она держала Ахиллеса за пятку. Теперь его не могло поразить оружие, но пятка, которой не коснулись волшебные воды Стикса, осталась уязвимой. В войне против Трои бог Аполлон, которого ранее оскорбил Ахиллес, приняв облик Париса, пустил свою стрелу прямо в его пятку. Рана, несмотря на то, что была небольшой, оказалась смертельной. Поэтому выражение «ахилесова пята» обозначает слабую сторону, больное, уязвимое место чего-либо или кого-либо.
И мы, пытаясь сохранить низкие тарифы на электроэнергию, лишая наших энергетиков зарабатывать, делать свой вклад в развитие нашей страны, способности самим решать имеющиеся в этой отрасли сложные проблемы, убиваем наш энергосектор, который продолжает оставаться «ахилесовой пятой» кыргызской экономики.
Авазбек Атаханов
: 0