В этом году исполняется уже тридцать лет, как наша страна живет в условиях независимости. Однако, за все эти годы мы так не смогли обеспечить достойную жизнь нашим гражданам.
Проходят годы, но Кыргызстан так и не становится комфортным для жизни, бизнеса и достойной старости. Социально-экономические потрясения, в том числе революции, которые стали происходить у нас с характерной регулярностью, показывают, что главная наша проблема не в том, что у нас плохая политическая система, а никудышная национальная экономика. Сегодня наше общество находится на пике своего разочарования от всего - реформ, властей, состояния общества и национальных нравов.
Кроме того, последствия пандемии коронавируса, резкое подорожание товаров и услуг на нашем потребительском рынке, раздражающие граждан очередные выборы в местные представительские органы оказываеют тягостное социально-психологические воздействие на повседневную жизнь абсолютного большинства населения. И все эти проблемы от резкого обнищания нашего населения. В данной ситуации государству необходимо срочно реагировать на эти процессы и быстрее определяться со своей дальнейшей экономической стратегией.
У нас может быть отличная политическая система, но если мы не сможем в ближайшие годы сформировать генерирующую и эффективную национальную экономику, основанную на современном производстве, то все усилия властей по улучшению социально-экономического положения в нашем обществе ничего не дадут и мы, как и в предыдущие тридцать лет, будем нуждаться во внешней помощи и продолжать ходить с протянутой рукой. Во главу угла надо поставить резкое увеличение объемов ВВП через возрождение отечественного производства, реализацию крупных национальных проектов, приоритетное развитие малого и среднего бизнеса в нашей стране, полное обеспечение внутреннего потребительского рынка за счет собственных товаров и услуг.
При этом надо учесть, что пандемия коронавируса нанесла сильнейший удар экономике Кыргызстана, которая понесла тяжелые потери, что увеличило дефицит госбюджета, чувствительно отразилось на благосостоянии и покупательской способности наших граждан. Те, кто работает в сфере услуг, малом и среднем бизнесе, буквально попали под кинжальный огонь и оказались в безвыходном положении. А ведь абсолютное большинство наших граждан заняты именно в этих сферах.
Безусловно, именно эти факторы стали сильнейшим катализатором быстрого обнищания значительной части населения страны по итогам 2020 года. По оценкам Всемирного банка, в прошлом году в КР уровень бедности увеличился на 11% или еще на 700 тыс. человек, по сравнению с 2019 годом, когда этот показатель, по данным нашего статкома, составлял 20,1%. В сочетании с падением покупательной способности населения из-за инфляции, эта ситуация привела к уязвимости граждан перед экономическими последствиями пандемии.
Ясно, что население преодолеет свою бедность, если у него будет стабильная работа и широкая возможность увеличивать свои доходы. Большинство наших граждан трудится в секторе малого и среднего бизнеса, поэтому именно это направление должно стать приоритетным в деятельности нашего государства. И этими вопросами нам надо заниматься серьезно и повсеместно, чтобы малый и средний бизнес в краткосрочной перспективе перешел на качественно новый уровень и увеличил свои объемы в национальной экономике.
При этом развитие малого и среднего бизнеса необходимо поставить в разряд самых приоритетных национальных проектов, а государству вести активную работу, в том числе путем реализации комплексных пилотных проектов в регионах, чтобы системно помочь населению наладить свой бизнес, способствовать инвестиционной активности населения, не давить, не кошмарить предпринимателей, а помогать, обучать, поддерживать.
Только развивая малый и средний бизнес мы сможем решить проблему самозанятости населения, сократить безработицу и победить бедность. Чтобы достичь этих целей, надо работать по всем направлениям и сделать так, чтобы больше людей открывали своё дело, начинали свой бизнес, чтобы они не сталкивались с повседневными барьерами и трудностями, а это невозможно без государственной поддержки, без дешевых кредитов и улучшения делового климата в нашей стране.
Почему мы только заявляем об этом, но на практике ничего не можем добиться? Потому что изначально двигаемся в неправильном направлении. На мой взгляд, главная наша ошибка в том, что путем бездумного перехода к принципам либеральной экономики, Кыргызстан уничтожил свой производственный потенциал и потерял контроль над своим внутренним рынком. К сожалению, такое положение дел до сих пор сохраняется. Мы не смогли создать эффективный менеджмент для развития национальной экономики. Мы не смогли институционализировать эту сферу и как следствие, в нашей стране нет инвестиционного бума, который способствовал бы решению внутренних социально-экономических задач.
Инвестиционный бум появится в стране, если инвестор увидит свою реальную выгоду от вложений в Кыргызстан. Но мы дальше своего носа ничего не видим, мы ограничены, некомпетентны, отягощены ненужными государственными программами, на основе которых составляются многичисленные план-задания, которые позволяют чиновникам формально отчитываться о своей работе, а между тем в стране сохраняется сильно зависимый от внешнего фактора внутренний рынок, слабая инфраструктура, высокий уровень коррупции, низкий уровень защиты инвесторов, несовершенство судебной системы. Плюс к этому, как уже выше отмечал, низкий уровень государственного менеджмента в сфере экономической деятельности. Кроме того, мы не можем не учитывать глобальные тенденции в этом направлении, особенно в сфере обеспечения продовольственной безопасности, ведь Кыргызстан является аграрной страной и 60% населения проживает в сельской местности.
Под влиянием глобальных факторов, в том числе последствий и уроков нынешней пандемии, мировая экономика в дальнейшем будет развиваться совершенно по другим сценариям. И мы должны быть к этому готовы. Успех будет там, где будет качественный финансовый, экономический и стратегический менеджмент, способность гибко менять изначальные цели и быстро перестраиваться, исходя из реальной ситуации, умение трезво проанализировать свое положение, с учетом современных тенденций мирового развития и имеющихся проблем. И в этом процессе очень важно ставить правильные задачи, определять правильные приоритеты развития. При этом не обязательно, что позитивные изменения начнут быстро происходить, ведь многое зависит от глобальных процессов, главное двигаться в правильном направлении.
При этом мы должны понимать, что наша экономика столкнулась с серьезными вызовами, находится в тяжелейшем положении, не способна обеспечить достойное социальное развитие страны. Бестолковая аграрная политика нашего государства является причиной низкой урожайности и неэффективности сельского хозяйства, которая сковала наших фермеров в бедность и сделала их беспомощными. Внутренний рынок полностью отдан на откуп импортерам, что не позволяет создать мощную обрабатывающую промышленность на местном сырье. А это значит, что у нас никогда не будут свои качественные товары, в больших объемах и основанные на высоких стандартах. Страна фактически не имеет своей промышленности, не имеет своих индустриальных компаний-лидеров, не может создавать собственные технологии.
Мы за все эти годы загнали себя в большую зависимость от внешних факторов: начиная от доллара и заканчивая растительным маслом. И как печальный результат: у нас спекулятивно-реэкспортная экономика, небольшой ВВП, большой долг, низкие заработные платы, большой миграционный отток и куча нерешенных социально-экономических проблем.
В этой связи возникает вопрос: А нужно ли продолжать тридцатилетнюю экономическую стратегию, основанной на принципах либерализма, которая загнала всех нас в бедность и повсеместную коррупцию?
Между тем, положительный опыт многих стран показывает, что в современных условиях необходимо выстраивать систему смешанной, гибридной экономики, основанной не только на частной и корпоративной собственности, но и государственной. Наряду с частной экономикой должна быть и государственная.
Это объясняется тем, что ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной инфраструктуры финансируются за счёт бюджета: государственные услуги, больницы, дороги, школы, библиотеки, силовые структуры, инфраструктура сел и регионов, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п. И если у государства не будет достаточных финансовых средств, то оно не сможет защитить свои и национальные интересы: национальная безопасность, социальная помощь, пенсии, обязательное страхование, государственные субсидии и пр.
И в заключении хочу сказать, что во время Великой американской депрессии 1930-х годов выдающийся британский экономист Джон Мейнард Кейнс стал инициатором революции в экономическом мышлении, бросив вызов идеям неоклассической экономической теории, согласно которым свободные рынки в краткосрочной и среднесрочной перспективе автоматически обеспечат полную занятость, если работники будут гибкими в своих требованиях касательно размеров заработной платы. Он утверждал, что совокупный спрос определяет общий уровень экономической активности, и что неадекватный совокупный спрос может привести к длительным периодам высокой безработицы. Кейнс выступал за использование фискальной и денежно-кредитной политики для смягчения негативных последствий экономических спадов и депрессий. Он подробно изложил эти идеи в своём большом произведении «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованном в 1936 году.
Этот английский ученый сформулировал знаменитый основной психологический закон, сутью которого является положение о том, что по мере роста доходов отдельного индивида в составе его расходов возрастает удельный вес сбережений. Подобный подход Кейнс аргументирует «здравым смыслом». При уменьшении доходов, наоборот, население уменьшает выделение средств на сбережение, чтобы сохранить прежний уровень жизни. Ввиду того, что государство обладает большим объёмом информации, чем отдельные индивиды, Кейнс считал необходимым активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью поступательного развития страны.
Авазбек Атаханов
: 0