Прошло уже две недели, как окончательный проект новой Конституции КР хоть в муках, но всё же родился. Но… его до сих пор не видел почти никто. Конституционное совещание, «родившее» этот проект, показывать его общественности отказалось — нет, дескать, у него такого права. Парламент, куда проект поступил ещё 2 февраля, тоже не спешит выставлять его для общественного обсуждения. Пресс-служба ЖК обещает, что текст будущего Основного закона опубликуют, когда он пройдёт лингвистическую экспертизу. А депутат Акылбек Жапаров, один из авторов новой Конституции, объявил, что в лучшем случае проект обнародуют лишь «для ознакомления» — никакого обсуждения больше не будет.
Короче, для кыргызстанцев, которым предстоит в апреле голосовать на референдуме за или против новой Конституции, этот проект пока остаётся «котом в мешке». Нашлись, однако, люди, которым документ, недоступный для населения страны, преподнесли на блюдечке. Уже в конце января проект Конституции стали обсуждать в соцсетях. Как можно обсуждать то, чего никто не видел? Выяснилось, что некоторые интернет-пользователи уже каким-то образом получили этот документ в виде электронного файла. Оказался этот файл и в распоряжении газеты «Дело №…».
Странное впечатление производит этот документ. Текст будущей Конституции Кыргызстана в нём написан на двух языках. На русском и — нет, не на кыргызском — на английском. Почему, с какой стати? Разгадка оказалась простой и удивительной. У электронных документов есть полезная особенность — можно узнать не только, когда он был создан, но и кем. Для этого стоит заглянуть в так называемые свойства документа. Именно так в своё время выяснилось, что первоначальный проект этой самой Конституции родился в стенах аппарата тогда ещё и. о. президента Садыра Жапарова.
Открываем свойства гуляющего в интернете «секретного» окончательного проекта и… обнаруживаем там нечто весьма интересное.
Печатала этот документ некто Ekaterina Perfilyeva, обозначенная в его свойствах как «автор». В республике с таким именем и фамилией известна сотрудник офиса постоянного координатора ООН в Кыргызстане Екатерина Перфильева. Документ сохранил некто Lu Donald — второй человек, к которому этот файл (надо полагать, от Перфильевой) попал. Имя ещё более известное и довольно редкое: Дональд Лу — так, напомним, зовут посла США в Кыргызстане. Не менее любопытна и дата создания документа и его последнего сохранения — 28 января.
То есть уже на другой день (!) после того, как Конституционное совещание завершило свою работу и после долгих споров утвердило окончательный текст проекта Основного закона, этот текст попал в руки американского посла. А до этого — в руки сотрудницы международной организации, которая, возможно, и передала его послу. Тот самый документ, к которому приложились Е. Перфильева и посол Д. Лу. Слил же этот проект, нетрудно догадаться, кто-то из организаторов совещания, имеющий доступ к его электронной версии.
Каким же образом от посла США документ в неизменённом виде попал в интернет, вновь всколыхнув страсти? Это уже не столь важно. Куда интереснее другое: почему ознакомиться с Основным законом страны, по которому предстоит жить народу Кыргызстана, этот самый народ не имеет права, а посол США — имеет? Перефразируя древнюю поговорку, то, что не положено быку, положено Юпитеру?
Что же в итоге насочиняли творцы новой Конституции? О том, что в ней появится нового, а что из неё исчезнет, узнаём опять же из документа, уже побывавшего в руках американского посла. Преамбулу Конституции КР зачем-то переписали полностью. Точнее — переставили местами фразы и абзацы. При перестановке, однако, почему-то ИСЧЕЗЛО существующее в пока ещё действующей Конституции напоминание, что «высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы». Зато в предложение о том, что народ Кыргызстана, следуя заветам предков, намерен жить в единстве, мире, согласии и гармонии с природой, добавили: «…основываясь на заветах Манаса Великодушного».
Фраза же о почитании памяти «героев, отдавших жизнь за свободу народа», которая сейчас стоит в самом начале Конституции (с явным намёком прежде всего на жертв 7 апреля 2010 года), теперь, что примечательно, переместилась в самый конец преамбулы. Кыргызстан, согласно проекту новой Конституции, по-прежнему «независимое, суверенное, демократическое, унитарное, правовое, светское и социальное государство». Хотя, напомним, были желающие слово «светское» убрать. Появилось (в нынешней Конституции этого нет) упоминание о том, что от имени всего народа Кыргызстана вправе выступать только президент и парламент республики.
Пресловутый народный курултай в окончательном варианте проекта Конституции остался. Но его статус явно изменился. Если вначале, напомним, авторы Конституции хотели превратить курултай в высший орган народовластия, то теперь он обозначен скромно: общественно-представительное собрание — «совещательное и наблюдательное». Если прежде мыслилось, что курултай будет «принимать решения по важнейшим вопросам развития государства и общества», то теперь решили, что это собрание будет просто «давать рекомендации по направлениям общественного развития». Больше ничего существенного о курултае в проекте не говорится. О том, как он будет работать, должны написать отдельный закон.
В Кыргызстане, согласно проекту, по-прежнему ЗАПРЕЩАЕТСЯ «вмешательство религиозных объединений, священнослужителей и служителей культов в деятельность органов государственной власти». Запрещаются и «создание политических партий на религиозной и этнической основе и преследование религиозными объединениями политических целей». Поэтому непонятно, на что рассчитывают некоторые деятели, которые уже готовятся вывести на предстоящие парламентские выборы свои партии исламистского толка.
Бурная критика со стороны общественности первоначального проекта Конституции свою роль сыграла — из документа исчезли некоторые глупости. Например, скандальный ЗАПРЕТ печатных изданий, «противоречащих общепризнанным нравственным ценностям и традициям». Теперь это сформулировали так: «В целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа КР, могут ограничиваться законом». Цензура же по-прежнему в Кыргызстане не допускается. В стране по-прежнему запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и СМИ. Несмотря на потуги некоторых деятелей, русский язык, гласит проект, по-прежнему будет использоваться в Кыргызстане в качестве официального.
Любопытное новшество: «Граждане имеют право на политическую оппозицию. Государство обязано защищать право граждан на политическую оппозицию», — говорится в проекте. В нынешней Конституции, кстати, слово «оппозиция» тоже упоминается — целых семь раз. Но имеются в виду только оппозиционные фракции в парламенте. Из будущей же Конституции понятие «парламентская оппозиция» исчезло совсем.
Ещё новшество. «Лицам, занимающим государственные политические, специальные и административные должности, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Кыргызской Республики», — говорится в документе. И ещё: «Иностранные граждане или лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве КР, имеют право на получение вида на жительство в упрощённом порядке». Сейчас упрощённый порядок распространяется только на получение кыргызского гражданства кыргызами, проживающими за пределами республики.
Главный вопрос любой Конституции — вопрос о власти. Что же будет означать на практике президентская форма правления, которую выбрали 10 января на референдуме сами кыргызские избиратели? Президент, говорится в проекте Конституции, возглавляет исполнительную власть. Он также считается «гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина» (из Основного закона в 2010-м понятие «гарант» выбросили, а теперь вот вернули). Если сейчас президент в Кыргызстане может избираться один раз сроком на шесть лет, то теперь — на пять лет, но два раза подряд. Очень примечательное новшество: из Конституции в новом проекте вообще исчезло слово «правительство». Оно официально заменено новым понятием — «кабинет министров». Президент, говорится в проекте, определяет структуру и состав кабинета министров, назначает председателя, его заместителей и других членов кабмина. Всё это — с согласия Жогорку Кенеша (сейчас же, напомним, наоборот — парламент выбирает правительство, президент же его только утверждает). Отправить же кабинет министров в отставку, по новой Конституции, президент может по собственной инициативе — без всякого согласия депутатов.
Президент самолично будет назначать и увольнять также руководителей иных органов исполнительной власти, глав местных госадминистраций, а ещё — государственного секретаря. Эта должность (существовавшая в Кыргызстане во времена президентства Акаева) вводится опять. Но чем госсекретарь будет заниматься и какими полномочиями обладать — абсолютно непонятно: в тексте проекта Конституции каких-либо упоминаний о нём вообще больше не встречается! Президент получает право (которого сейчас у главы государства нет) вносить в парламент законопроекты.
Вместе с ним новое право законодательной инициативы также получают Верховный суд, генеральный прокурор и — вот где ещё всплывает этот странный совещательный орган! — народный курултай. Если сейчас президент имеет право вносить в парламент для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центризбиркома, то теперь эта квота увеличивается до половины состава ЦИК. Тем самым возрастает влияние главы государства на этот важный госорган. Если сейчас чрезвычайное положение в стране вводит парламент, то в новой Конституции это право передано президенту. Он лишь должен «незамедлительно сообщить» о введении ЧП Жогорку Кенешу.
Президент обязан ежегодно обращаться к народу, парламенту, народному курултаю с посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. А также ежегодно представлять ЖК некие «сведения о своей деятельности». Если сейчас президент может быть отрешён от должности только на основании выдвинутого парламентом обвинения в совершении преступления, то в новой Конституции список оснований для этого расширяется. Главу государству теоретически могут сместить также за нарушение Конституции и законов КР и за незаконное вмешательство в полномочия парламента и судебной власти. Парламент будет теперь состоять не из 120, а из 90 депутатов, избираемых на 5 лет. Минимальный возраст кандидата в депутаты повысили с 21 года до 25 лет. Как именно будут избираться депутаты ЖК — по партийным спискам или мажоритарно по округам — в проекте Конституции не говорится. Это распишут в отдельном конституционном законе.
Депутата ЖК можно досрочно отозвать. Такого в постсоветском Кыргызстане ещё не было! В ныне действующей Конституции, например, говорится однозначно: «Отзыв депутата не допускается». Деятельностью вышеупомянутого кабинета министров, заменившего правительство, руководит президент. Он председательствует на заседаниях кабмина, даёт поручения министрам и контролирует их выполнение. Президент может отменять акты, которые издаёт кабмин и подчинённые ему госорганы. Президент, говорится в проекте Конституции, «несёт персональную ответственность за результаты деятельности кабинета министров и исполнительной власти». Но ответственность эта сводится к тому, что если, скажем, ЖК признает отчёт кабмина об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, то президент «рассматривает ответственность членов кабинета министров». Он, как уже говорилось, вправе отправить весь кабмин или отдельных его членов в отставку.
Слово «премьер-министр» тоже исчезло из Конституции. Его заменили на «председатель кабинета министров». Он одновременно является руководителем администрации президента. И, как говорится в проекте, несёт ответственность перед президентом за деятельность кабмина. То есть исполняет роль этакого мальчика для битья.
Авторы проекта не забыли отметить: президент Кыргызстана, избранный в 2021 году по старой Конституции на 6 лет, будет осуществлять свои полномочия в соответствии с новой Конституцией. То есть 6-летний президентский срок Садыра Жапарова засчитывается как его первый срок. То есть править он сможет — шесть плюс пять — 11 лет. После того как новая Конституция будет принята и вступит в силу, правительство (избранное на днях) будет считаться ушедшим в отставку. Состав новоиспечённого кабинета министров будет формировать уже лично президент Жапаров.
Источник: https://delo.kg/?p=79433
: 0