(АКИpress) – Экс-президент Кыргызской Республики Роза Отунбаева в интервью агентству АКИpress поделилась своим мнением о текущей ситуации в стране и высказалась о будущем.
- Ваше отношение к событиям 5-6 октября?
- Последствия Ковида, бесконечные нужды бедности, давление на сознание тяжести внешнего долга, неопределенность наступающей зимы, постоянные скандалы на горнорудных разработках - все это как лава застывающего вулкана. Время от времени вулкан просыпается, взрывается.
На фоне продолжающийся приватизации, первичного обогащения, безудержной разлитой коррупции, когда пропасть между богатыми и бедными только растет, очевидно, что чувство справедливости, недовольства и неприятия у людей достигают предела. Президент Путин, сказав, что у нас взрывной протест масс случается после каждых выборов, объективно отозвался о событиях, как об опыте становления государственности, трудного пути молодых государств, скажу от себя, без долгой истории традиций, запаса прочности, природных богатств.
Выборы – это смена власти, когда несправедливые должны уйти и прийти те, кто заслуживает руководить народом. Но люди увидели, что и во время выборов шёл наглый обман, итоги были сфальсифицированы.
В третий раз случилось и в 2020 году, то что было в 2005, 2010 годах, пользуясь хаосом и напором восставших масс в ходе революционных событий, тут же высвобождают и выводят на политическую арену «политических» узников. И в эти октябрьские дни подспудно готовились к таким действиям, особенно атамбаевская сторона. В том вакууме власти, когда мало кто реагировал на беззаконие, на свободу вышли десяток таких людей.
Помните, «New York Times» опубликовал фото, что Жапаров выйдя из тюрьмы сразу стал премьер-министром в тот час. Эта фраза облетела мир. Кыргызстан снова обозначился страной жутких политических парадоксов. Как это понимать? Есть более десятка людей, которых Атамбаев посадил в тюрьму. Они все есть и они не «отбелены», не оправданы. Жапаров, Ташиев, Мамытов на пути к власти молниеносно решили свои счета с правосудием, все решения суда с них сняты. Однако в такой же ситуации были и остаются О.Текебаев, Д.Чотонов,А Салянова, Д.Сарыгулов, Асанов, М.Султанов, Талгарбеков, К.Кадыров, Калматов. Суды по ним шли закрытые. Обвинения натянутые, политически мотивированные, вплоть до безосновательных. Если уж первая тройка заняла главные посты в высоких офисах, то дайте дорогу для открытого и скорого беспристрастного рассмотрения дел всех этих граждан нашей страны. Справедливость должна дойти и до них! Именно так должен быть разорван обещанный новыми властями круг мести и сведения счетов.
У нас в стране большой дефицит настоящих лидеров, руководителей государства: человек, поднятый на пьедестал власти с трех процентов до пятидесяти с лишним процентов не прошёл проверку на лидерство. Сдулся, пропал в нужный час. Сегодня каждый, даже бабушки скажут, что 5 октября ему нужно было выйти к митингующим или передать площади как минимум, что выборы были нечестными и несправедливыми, или вовсе отменить итоги выборов как максимум. Это и есть лидерство, когда нужно принять своевременные, решительные меры!
- У всех сложилось впечатление, что примерно с 7 октября Жээнбеков начал отыгрывать назад. Но потом 15 октября он подает в отставку. Что случилось в этом отрезке времени?
- Я с ним встречалась до его отставки трижды. В первый же раз я ему сказала, что вы гарант Конституции, не можете так просто уйти, вы должны провести парламентские выборы и президентские и потом уходить. Кроме нашей внутренней тусовки, есть международная общественность. К этому времени ЕС заявил, что признает легитимность только действующего Президента. Кажется сразу после этого Жээнбекова даже на фоне толпы митингующих, склонных к силовым акциям, начали поддерживать со всех сторон.
- Но он с вами согласился?
- В принципе да. Он все еще приходил в себя от шока. Шла поддержка от Кремля, приехал представитель Путина, Козак. Мне позвонил Генеральный Секретарь ООН, расспрашивал о ситуации. В создавшихся условиях, когда все шли по тонкому-хрупкому льду, было очень опасно выходить из правового поля. Обе стороны понимали, но шли, рискуя. На последнюю встречу 15 октября с около десятка государственных и общественных деятелей с Жээнбековым, куда должны были прийти Жапаров и Ташиев, последние не пришли. Однако их встреча сразу после нас, закончилась отставкой Жээнбекова. Мы до сих пор не знаем, почему человек, уверенно заявлявший нам, что не покинет пост, ушёл в отставку, он обещал стоять на страже Конституции. Безусловно, силовой фактор сыграл свою роль.
- 7 ноября вы были на «Ата-Бейите». Там был и Жээнбеков. Успели ли с ним поговорить, перекинуться словами?
- Нет, вообще ни слова.
- В чем главная ошибка Жээнбекова, которая привела к 5-6 октября?
- Беда в том, что каждый президент, независимо от своего мандата, предписанного ему Конституцией, берется сразу заправски крутить руль за все три ветви власти. Делает это он через подбор своих, лояльных себе людей во главе правительства и парламента. Добавьте сюда и судебную власть.
Было горько и досадно слышать послевыборные откровения инсайдеров, что списки каждой партии просматривались и утверждались в Белом доме, как это было в 2015 г, а прямой патронаж партий власти со стороны президента, куда набились родственники и конъюнктурщики, не оставил ни у кого капли сомнений. Скажу откровенно, меня тронуло сердечное признание Сооронбая Шариповича на моей первой встрече с ним сразу после событий, а выглядел он бледно, весьма потерянный: «Да, я решил уйти. Я чувствую свою вину по итогам выборов».
Я сделала для себя вывод: несмотря на амбиции или случайность выбора лидера, нельзя обманываться; нации надо знать точно, что по плечу, а что «выбранный» не сможет, хоть лопни. Как важно иметь на этом посту человека с открытым взглядом на быстро меняющийся мир, образованного, современного, с богатым багажом глубоких знаний о динамике и трендах развития похожих на нас стран! В мандате президента нет хозяйственно-экономических задач, но картину, горизонты, где будет Кыргызстан через 10 лет, он должен обрисовывать. Президент должен мотивировать, чтобы не отстать от мира, как подтянуть страну к 2030 году по выполнению Целей устойчивого развития ООН. Заботиться о балансе ветвей власти, умело, со знанием дела корректировать целостный механизм власти – это его забота. Судебная власть сегодня сводит на нет все старания общества, препятствует приходу инвестиций. Народ ждет от президента инициатив и решительных действий на этом направлении.
- Давайте поговорим про Конституцию…
- В сентябре 2020 г. закончился десятилетний срок вето, наложенный нами при запуске этого документа в жизнь. Изменение этой Конституции - горячее желание новых властей. Говорят, этого требует народ. Так, «под народным прессом» меняли её семь раз, пока мы в 2010 г. не приняли вместо латанной-залатанной нынешний основной договор общества. Рано запрыгнули на эту ступень, считают вразумительные голоса. В массе своей противники просто хором требуют вернуться к истокам нашей независимости. Такой проект, надо полагать, и пишут в недрах власти. Народ видит: в закрытом режиме полная тайна кто пишет! Вспомните в 2010 году мы собирали Конституционное совещание, состоящее из более чем 70 экспертов права, политики, представителей гражданского общества, правозащитников; работали коллегиально, на виду у народа, репортажи, обзоры по телевидению были регулярными.
По определению Венецианской комиссии, по нашей Конституции у нас премьерско-президентская страна. Раздаются голоса, что нас обманывают: одни говорят на деле мы живем в президентской стране, другие в парламентской. Называйте хоть как! Все эти определения - это не математические формулы, это правовые рамки, которые на протяжении весьма протяженного исторического времени народом пробуются, осваиваются, корректируются и становятся со временем естественным пространством жизни, в которых общество либо благоденствует, либо мучается и сохнет.
Принципиально, на мой счет, качество воплощения в жизнь положений этого Основного документа под неусыпным вниманием общества. Нередко выходит, что у нас бумага, договор сам по себе, а правят так, будто живем по соседской Конституции, тянет нас сильно назад. Властьпредержащие хотят править и жить как во всей округе, как у партнеров по «шерине».
Но это у нас не проходит, народ не тот. Да и времена не те. У нас сильное гражданское общество, открытые СМИ, гипер-активное интернет-сообщество. Была под впечатлением от встреч С.Жапарова с народом в Баткене и Оше. Находясь под удавкой мафиози, рискуя жизнью, люди прорывались к микрофону и на весь стадион, задыхаясь от гнева, рассказывали о всех безобразиях, которые мучают их, что накипело годами, а решения нет. Они верили и говорили новому лидеру, который тоже прошёл все круги ада, что он их поймёт и разрубит эти коррупционные сети. В этом сила Жапарова: народ идентифицирует себя с ним и верит в его спасительную силу. Горжусь нашим народом! На зависть всем, какой у нас народ, сила его духа, жажда справедливости.
Но народу нужно разъяснять. Например, если мы перейдем на одномандатные выборы, то не будет в парламенте женщин, в ЖК не пройдут молодые, не будет представители других нацменьшинств, кроме крупных этнических групп, как узбеки.
- На президентских выборах север-юг отойдет на второй план?
- Это пока есть на бытовом уровне. Но партийная система тем и хороша, что тут формируются страновые команды, на первый план ставятся общенациональные интересы. Примерно сотню с лишним лет назад партии и пропорциональная система выборов внедрялись по всей Европе, Северной и Южной Америке, в Азии, так как кругом по миру национальных и межнациональных делений не счесть. Но партийные скобы держат государства в единстве, не позволяют в конкуренции на выборах рассечь государство, развести по национальным квартирам и местным угодьям. При партийном подходе, пропорциональной системе выборов, акцент делается на страновые приоритеты, разделение север-юг нивелируется, иначе многие страны в Европе уже рассыпались бы.
Активность и рациональность пропорциональной системы выборов просчитаны, проверены временем, опытом. Почему мы идем сегодня вспять?!
Стоит ли все время хаять себя, что у нас такие слабые, плохие партии, а выборы грязные. Германской социал-демократической партии сегодня около 160 лет, нашим ветеранским постсоветским партиям всего 30 лет. Хорошо, что мы не успокаиваемся, ропщем, меняем ситуацию. Вот сейчас, биометрическая идентификация избирателей и автоматические урны помогают при подсчете голосов, если успеют и главное, найдут деньги, то обещают блокчейном заменить избирательную комиссию! В движении вперед нам не хватает терпения, мы хотим всё сразу и в глянце! Нам нужно историческое время, осмысление и понимание вещей, видение в перспективе.
Катастрофически в стране не хватает политической культуры, дефицит правосознания в обществе громадный. Бог с ними с лидерами, наш политический класс малообразован. Спасибо нашим боевым СМИ - онлайн и оффлайн по всем каналам с утра и до вечера беспрестанно идут дискуссии, бесконечный политпросвет масс. Но качество оставляет желать много лучшего, все передачи и анализы ситуативные, обзор поверхностный, набор экспертов дежурный. Где профессура наших более, чем 40 Университетов, чему они учат молодежь на курсах политологии? Наши студенты в массе своей политически пассивны, за время независимости они были и остаются больше наблюдателями горячих политических баталий. Я верю в нашу молодежь, настала пора вливаться в наше живое гражданское общество, идти на замену ветеранам там.
- 10 января – президентские выборы. Как вы видите ход этих выборов?
- Пока ещё немало неясных вопросов, все мы ждём от властей текст изменений в Конституцию. Работа эта трудная, сложная, понимаю суть задержки. Это многогранный с сотней щепетильных согласований общественный договор. В обществе много разных сил, течений мысли, за последние 10 лет произошли заметные изменения, мир сильно изменился, наше окружение не стоит на месте. Так что, меняя желаемый аспект, мы ножницами рассекаем все полотно Основного закона, режем его вживую. Вынимая кирпич, чтобы заменить его другим, как бы не разрушить все здание!
Когда увидим текст и начнутся обсуждения, станет ясно, намечается ли консенсус вокруг нововведений или все пошли врозь. От этого зависит, смогут ли власти поставить новый текст Конституции наравне с выборами Президента. Я очень в этом сомневаюсь. Это нелегкий процесс, галопом скакать нельзя, нужно всем вдумываться, вчитываться, примерять к обществу. К тому же есть протокольный регламент принятия основного закона, которого придерживаются все страны, если хотят, чтобы его признало международное сообщество.
- Вы думаете, какая будет центральная линия президентских выборов?
- Президентские выборы по существу станут полем битвы для понимания народом природы власти. Понимаем ли мы суть президентской и парламентской власти. На деле, весь этот выборный процесс – от Президентских выборов через референдум к парламентским выборам - станет мощной единовременной школой политического просвещения и возмужания нашего народа.
Память народа удивительно коротка. Нам надо хорошо проштудировать уроки прошлого: президентская, авторитарно-семейная власть разгневала народ при свержении и первого и второго президентов. Второй попросту строил Кокандское ханство, доказательств тому уйма. Атамбаев поднялся было против тех, но сам не отставал в авторитарности управления. Парламентское правление мы так и не вкусили за неполное десятилетие, не ощутили толком и не успели его освоить, разобраться, понять. Теперь уже заточенный под новых лидеров электорат требует полной остановки и загоняет всех под одну сильную руку. Увы, таков удел молодых, слабых, бедных стран, шатания из одной крайности в другую.
Уверенна, время расставит все по своим местам. Мы должны запомнить наши достижения, наш опыт, аргументы и рассуждения. Нужно слушать друг друга, набираться опыта у дальних и близких партнеров. Наши соотечественники-мигранты в соку жизни, живя вдали, по всему свету тоже анализируют и сравнивают современные реалии, как основные добытчики хлеба влияют на свои семьи здесь. Мы все вместе думаем над судьбой страны, ее будущим, будущим наших детей. Знаю, с таким мобильным, сильным, инициативным народом, мы не останемся в стороне от столбовой дороги парламентаризма, от прогрессивного политического развития. Мы это доказываем все последние 30 лет.
Вот и нам бы во всех козлодраниях за власть не разойтись бы, а оставаться воедино как нация, как единый народ. Наши политические разборки, перехлёст эмоций не должны подтачивать фундамент молодого государства. Мы - граждане одного государства, дети одного народа, преисполненные дум и забот о стране, ее людях.
На днях в интервью британскому журналу «Экономист» меня спросили: «Октябрьские события говорят о конце демократии у вас?» Ничего подобного, был мой ответ. Мы развиваемся, преодолеваем болезни роста, у нас большой потенциал и нужда продолжать модернизацию государства, институтов государственной власти. Растет грамотная активная молодежь, поколение 21 века, они не пойдут назад, только вперед! Мы не сидим сложа руки, боремся, рискуем, идем на жертвы, двигаем и продвигаем политические процессы. А это дорогого стоит! Мы знаем и верим, что прогрессивные перемены, а они придут, демократизация общества откроют дорогу для нашего экономического процветания.
: 0