27 сентября возобновились боевые действия на линии фронта между Азербайджаном с одной стороны и де-факто Арменией, с другой стороны.
Конфликт начался в далёком 1987 году, когда в Нагорно-Карабахской автономной области секретарь районного комитета партии Асадов решил заменить директора совхоза армянина Егияна на руководителя азербайджанца. Конфликт по своей природе не нов, вспомним протесты казахских националистов 1986 года на площади в Алма-Ате, теперь объявленные «борьбой казахских патриотов за независимость», которые начались с точно такого же назначения Колбина на должность Первого секретаря Центрального Комитета Компартии Казахстана.
Примерно в то же время начал поднимать голову украинский национализм, когда на тогда ещё советской Украине начали требовать отправки призывников, набранных на Украине к местам службы только на Украину, то есть де-факто независимости. Тот же 1987 год запомнился выступлениями прибалтийских националистов и погромами в Риге.
Центральная власть в Москве в лице Горбачёва тогда была больше озабочена «тусовками» и подхалимажем с западными лидерами: Тэтчер и Рейганом, чем решением внутренних проблем и подавлением распоясавшихся националистов. Действовали на редкость сумбурно и непоследовательно: то вводили войска, то бросали их без чётких указаний на растерзание местным сепаратистам, только и мечтавшим о моменте, чтобы стать самовластными управителями в своих вотчинах.
Население обеих стран воспитывается в духе фанатической ненависти друг к другу. Это, собственно, выгодно политическим верхушкам обеих стран: назови соседа врагом, а страну, заставлявшую тебя жить с ненавистным соседом колонизатором и можно сколько угодно забалтывать любую проблему и под маской патриотизма обделывать свои грязные делишки. Причём надо понимать, что национализм не бывает направлен только в одну сторону, не случайно ещё в 2016 году при между прочим «пророссийском» премьер-министре Серже Саргисяне, в центре Еревана был установлен памятник фашистскому коллаборационисту Гарегину Нжде. Из учебников в Армении ныне изъят маршал Баграмян, теперь настало время других героев – не уничтожавших гитлеровцев, а прислуживавших им. И нет больше с 2009 года в Баку памятника расстрелянным националистами 26 бакинским комиссарам, которые погибли, но не предали идею братства и интернационализма. Теперь и там чтут расстреливавших их.
Эмиграция из обеих стран, несмотря на полное торжество шовинистических идей, чрезвычайно высока. Люди, жалующиеся на воровство и скотские условия проживания в своих странах, коррумпированность и продажность элит при этом ненавидят не эти самые продающие их с потрохами элиты а… друг друга. Не то чтобы все из них отравлены ядом лживой националистической пропаганды, но те немногие кто видит настоящую картину попадают под настоящий прессинг одураченных соотечественников, причём зачатую не без риска для жизни и здоровья. Так, в Средние века, идущие на казнь по приговору монарха-самодура осужденные клялись в любви и преданности этому самому монарху, или отлучённые от церкви толпились у ворот церквей в надежде постоять рядом с благодатью.
С той и с другой стороны царит теперь крайне правая националистическая буржуазия, которая хоть и эксплуатирует и держит в нищете своих собственных граждан, однако же смогла одурачить их и убедить в том, что армяне / азербайджанцы их враги – просто так, потому что они армяне / азербайджанцы. А чтобы не задумывались как это враги смогли в мире и согласии прожить 70 лет вместе и строить общее великое будущее, эти 70 лет объявлены тёмной страницей истории.
По сравнению с текущим состоянием обеих республик, одна из которых вымирающая и теряющая остатки своего двухмиллионного населения, а вторая стала чистым сырьевым придатком и тенью старшего турецкого брата советский период истории конечно очень плохой. Тогда национальные буржуазии не могли так откровенно грабить собственные народы и вынужденно под надзором компартии работали хоть как-то прилично.
Но есть у обеих стран одно, которое объединяет их больше чем им бы этого хотелось – низшие рейтинги в индексе самых коррумпированных стран и нищее население. В Армении подавляющая часть населения в принципе нищая, а в Азербайджане нищие не все, но царит фантастическое неравенство, когда крошечная группа богачей контролирует все активы. Идеология фанатического шовинизма по отношению к противоборствующей стороне и национализма против мира в целом, стала давно официальной идеологией в обеих странах.
Слишком многим выгоден этот конфликт и в Армении и Азербайджане, слишком многое можно списывать на него и прикрывать свою ущербность и отсутствие какой-либо идеи (кроме как «украсть и свалить с украденным») происками злобного соседа. Потому без смены идеологии никаких шансов на урегулирование ситуации в ближайшем будущем нет.
Курбан Союнов
: 0