Но со временем это влияние будет ослабевать, и процесс уже начался.
В регионе уже подросло новое поколение, которое недовольно как патерналистским отношением Москвы, так и попытками Вашингтона навязать западные либеральные ценности. Китай в их глазах тоже особым авторитетом в идеологическом плане не обладает. Зато все чаще это поколение ассоциирует себя с новой исламской идентичностью.
Об этом говорится в докладе Рабочей группы Российского совета по международным делам «Россия и США в Центральной Азии: ограничения и возможности сотрудничества».
США и Россия перестают быть образцами для подражанияАвторы считают, что для региона важнее отношения России и Китая, чем России и США. Китай способен в среднесрочной перспективе бросить вызов лидерству России в регионе, причем в экономическом плане это уже произошло
— Влияние Москвы во многом продолжает базироваться на общем советском наследии. Но не исключено, что с течением времени это влияние сохранится только на определенные группы, а контакты с остальным населением стран региона будут утрачены. Пока что Пекин, судя по всему, вполне устраивает «передача на аутсорсинг» Москве вопросов региональной безопасности. Благодаря этому продвижение Китая в Центральной Азии выглядит менее подозрительным и более безобидным, — указывается в докладе.
Но в будущем, полагают авторы, Китай может и выйти за рамки коммерческих инвестиций
Например, расширить участие в обеспечении региональной безопасности. Тем более, что уже работает четырехстороннее сотрудничество между Китаем, Таджикистаном, Пакистаном и Афганистаном. Хотя авторы и назвали его «очень скромным».
— Обеспокоенность Пекина может вызвать проникновение через Центральную Азию исламистских идеологий в его населенные мусульманами регионы, — считают эксперты.
Авторы подчеркнули еще одну тенденцию последних лет, характерную для всех стран региона. Здесь происходят глубокие общественные преобразования и новое поколение отличается большим национализмом
Оно недовольно как «патерналистским отношением со стороны России», так и попытками навязать западные либеральные ценности. Зато склонно ассоциировать себя с новой исламской идентичностью.
А с точки зрения исламских фундаменталистов и американские, и российские порядки мало чем отличаются, поскольку обе системы в первую очередь светские и антиисламистские. И обе страны предпринимали «крестовые походы неверных» — в Афганистане и Сирии.
Эксперты предположили, что страны региона обратят внимание на модели Южной Кореи, Малайзии и ОАЭ.
А роль России и США как образцов для подражания будет снижаться
США для Центральной Азии – страна второго эшелонаПо объемам торговли и инвестиций Штаты отстают не только от России и Китая, но и совокупных показателей европейских стран.
— В списке самых влиятельных экономических партнеров государств Центральной Азии Соединенные Штаты никогда не поднимались выше четвертой строчки, — подчеркнули авторы.
Тем не менее значение Вашингтона в регионе по-прежнему велико, поскольку он все еще лидер коллективного Запада.
Поэтому США остаются противовесом давлению со стороны России и Китая
Сейчас Россия и США не могут иметь дело только друг с другом. Они должны взаимодействовать в многосторонних рамках с заинтересованными странами. Какое место будут занимать государства Центральной Азии в этом сотрудничестве?
— Их позиция двойственна. Руководители центральноазиатских стран призывают к расширению сотрудничества великих держав по вопросам, связанным с развитием, поскольку полагают, что не получают достаточной международной поддержки и инвестиций. Тем не менее на закрытых и неформальных дискуссиях представители власти, а также эксперты в области политики дают понять, что
заинтересованы в мягкой конкуренции между Россией и Соединенными Штатами, чтобы получить от обеих стран не только больше, но и лучшее, — отвечают на этот вопрос докладчики.
Исламский радикализм продолжает пугать весь ЗападРоссия и США расходятся во взглядах на угрозы в Центральной Азии и по-разному строят политику. В числе прочего это влияет на возможности их сотрудничества в регионе.
— Более того, региональных институтов, в рамках которых Россия, США и центральноазиатские страны могли бы в принципе обсудить свои представления об угрозах, очень мало. Деятельность главного из них —
ОБСЕ — была в значительной степени «заморожена» геополитической напряженностью в отношениях между Россией и Западом, — утверждают эксперты.
Политика США в отношении Центральной Азии направлена на достижение нескольких целей.
В международном плане — на снижение зависимости региона от России. Далее — недопущение усиления Ирана и укрепление роли партнеров США в регионе, особенно Индии.
В плане внутренних преобразований — главным образом на переход этих стран к либеральной демократии.
В экономике — «содействие развитию частного сектора на внутреннем рынке Центральной Азии».
И наконец, по региональному сотрудничеству — оказание технической помощи в создании региональных энергетических рынков и развитии торговли.
Особое влияние на политику США оказывает угроза исламского радикализма
Она привлекла внимание США в конце 1990-х, когда возникло Исламское движение Узбекистана. Сейчас большая угроза видится в радикализации центральноазиатских общин мигрантов. В появлении иностранных боевиков и их возможном возвращении на родину.
Новые поколения не чувствуют связи с РоссиейРоссийские аналитики предупреждают о трех негативных сценариях в Центральной Азии. Хотя третий из них по-настоящему плохо отразится только на самой России
Первый — это неуправляемая смена режима, порождающая нестабильность, особенно в Казахстане. Этот сценарий также ставит под угрозу русские и русскоязычные диаспоры. Кроме того, новые режимы могут даже спровоцировать военные конфликты. В регионе еще сохранились спорные территории, например, на кыргызско-таджикской границе.
Второй — распространение исламского радикализма и терроризма. Источником может стать как Афганистан, так и внутренние тенденции в регионе. Их усилению способствует рост социальных и экономических проблем.
Третий — общее снижение влияния России на фоне усиления позиций Китая.
— Новые поколения жителей Центральной Азии, за исключением трудовых мигрантов, не чувствуют таких же прочных связей с Россией, как старшие. Уже появились те, кто считает образцом для подражания модель развития Китая, а не России. Справедливости ради следует отметить и рост страха элит перед возможностью «захвата» региона Китаем, что побуждает их укреплять связи с Москвой. Однако не факт, что эти опасения будут разделяться новыми поколениями местных лидеров, — считают авторы доклада.
Источник - 365info.kz