Во время визита российского президента в Бишкек наши чиновники один за другим называли поражающие воображение суммы заключенных контрактов, от которых будет Кыргызстану гигантская выгода. Говорили сперва о трех, потом о шести миллиардах долларов! В действительности все не так радостно.
Когда наши политики говорят о российско-кыргызских документах, они подменяют понятия. В основном подписывались не межгосударственные соглашения, а меморандумы, то есть протокол о намерениях. А потом они, возможно, выльются в какие-то практические шаги. А быть может, и нет. Меморандум по большому счету никого ни к чему не обязывает.
Документов подписали вроде бы много, и с каждым нужно разбираться отдельно. Например, вот договор о продаже "Газпрому" "Кыргызнефтегаза", его тоже подписали в числе прочих. Но вот условия... а об условиях поговорят потом. Приедет рабочая группа, все обсудит... Может, и вовсе не найдут устраивающего решения. Речь прежде всего идет о продаже Джалал-Абадского нефтеперерабатывающего завода. Он сейчас и правда в сложном положении, потому что когда его построили 20 лет назад, заложили низкую глубину переработки сырья. То есть попросту говоря, производит он в основном мазут, а высококачественные бензин и керосин не может. Но с кем предварительно у нас в стране обсуждали эту сделку? Нет ли возможности реконструировать завод самим? Над этим никто и не задумывался.
Два наиболее крупных меморандума - один с АО "Росгеология" (1,2 миллиарда долларов), а другой с компанией АО "Русэлпром" (1,5 миллиарда долларов). "Росгеология" будет исследовать наши недра. Дело хорошее. Мы сами не знаем о тех богатствах, которые у нас лежат в земле. Но, во-первых, будут ли рады нашествию геологов у нас в регионах? Обычно их там встречают очень недружелюбно. И, во-вторых, что попросит российский холдинг взамен? Бесплатно же он работать не будет. Найденные им месторождения без конкурса? В Кыргызстане все никак не могут привыкнуть к тому, что бесплатный сыр есть лишь в мышеловке... Да, кстати, по одному из соглашений, подписанных на днях, Кыргызстан будет помогать российской компании добывать уран на Иссык-Куле. А точно это нужно в курортной зоне?
Не больше ясности с "Русэлпромом", объединяющим несколько крупных машиностроительных заводов. Что он у нас построит - крупные ГЭС, малые ГЭС, ТЭЦ какую-нибудь или котельные? А вот приедет группа специалистов и начнет над этим думать. А откуда цифра в 1,5 миллиарда? Да с потолка взята, видимо. Красивая же цифра... И почему нельзя было заранее, хотя бы за полгода этих специалистов пригласить? Чтобы подписывать уже конкретные вещи?
Про участие России в развитии железнодорожного транспорта в Кыргызстане ни о чем не договорились (а надежды были большие!) Опять будем считать, составлять технико-экономическое обоснование. А там посмотрим, надо ли это Российским железным дорогам.
Такое вот растущее сотрудничество.
Договорились расширить территорию авиабазы в Канте, чтобы удлинить взлетно-посадочную полосу. Тогда в Канте смогут приземляться военные самолеты гораздо большей грузоподъемностью. На этом все разговоры о второй базе на юге КР можно закрывать. Реконструкция авиабазы в Канте говорит о том, что вторая России сейчас просто не нужна.
А вот что точно мы получим - так это 30 миллионов долларов помощи, которые Путин решил дать Кыргызстану на поддержку бюджета. Но это не 3 миллиарда, и тем более не шесть. Все остальные перспективы в полном тумане.
Нужно отметить, что подобные результаты визита говорят только об одном - об очень слабой работе нашего правительства. Россияне были готовы вкладывать деньги. Но им нужны были готовые проекты с расчетами. А их кыргызская сторона решила отложить, как обычно, на потом. В общем, еще раз оправдались слова бывшего председателя российско-кыргызской межправительственной комиссии и друга Путина Андрея Бельянинова: "В Кыргызстане о бизнесе говорить сейчас не с кем".
Источник: газета «Багыт.kg» №12
: 0