«Фейсбук» в Казахстане превратился в зону конфликтов. Даже малейший повод способен вызвать жесткие разногласия. Что уж говорить о таких больных темах, как переименование Парка 28 гвардейцев-панфиловцев, которая была «топовой» в сети всю прошлую неделю? Доходит до того, что некоторые активисты едут в другие города, чтобы «бить морду» своим оппонентам... Неужели мы переступили ту черту, когда национализм еще считался цивилизованным? И что вообще происходит с казахским обществом? Почему самые острые противоречия возникают именно внутри самого казахского социума?
Расул Жумалы, политолог: «Нужно направить эту волну в цивилизованное русло»
– То, что в соцсетях сейчас выплескивается много негатива, пусть даже пока на уровне словесных конфликтов, – конечно, очень тревожный сигнал, который нельзя игнорировать, коль уж мы стремимся к тому, чтобы стать цивилизованным обществом. С другой стороны, можно понять людей, которые поднимают национальный вопрос: они пытаются вернуться к своим истокам, хотят идентифицировать себя со своим народом, землей, историей. Это естественный процесс, связанный с демографическими изменениями, внутренними и внешними факторами.
Все нации через это проходят: одни – очень динамично и решительно (к примеру, страны Прибалтики, Грузия), другие – медленнее. Казахстану на этом пути мешает некая двойственность: продекларировав себя суверенным государством, мы до сих пор живем советским прошлым. Долгое время эти две парадигмы сосуществовали, но в определенный момент они стали пересекаться и создавать конфликтность. Возьмите тот же языковой вопрос. Одна часть населения считает, что русский язык должен оставаться в том статусе, в котором он пребывал все эти годы, и у нее на то, конечно, есть свои доводы. Другая часть вполне законно хочет говорить и получать услуги на государственном языке, выдвигая при этом свои аргументы.
У нас действительно складывается нездоровая обстановка по причине раскола общества на два лагеря. Это хорошо видно по работе казахскоязычных и русскоязычных СМИ, у которых абсолютно разные темы, подходы и приоритеты. Даже в освещении, казалось бы, одних и тех же вопросов между ними возникают противоречия. К примеру, в российско-украинском конфликте русскоязычная пресса и ее читатели в основном поддерживали позицию России, а казахскоязычная аудитория больше тяготела к Украине. То же самое касается многих других тем: Евразийского союза, Байконура, земельной реформы, недавнего столетия комсомола и т. д. Все это, как мне кажется, сильно подрывает единство нации, о котором часто говорится, но пока лишь формально.
Почему так происходит? Потому что государство долгое время игнорировало эти настроения, откладывало казахский вопрос на второй план, думая, что он решится сам собой. Но прошло 27 лет, и, как мы видим, он не только не решился, но и усугубился. Выросло новое поколение граждан, которые хотят в своем государстве ощущать себя полноценно, полнокровно, но не могут, поскольку политические элиты в свое время не захотели считаться с чаяниями казахского общества, поскольку парламент, правительство и министерства отвергали и продолжают отвергать казахский язык. В итоге люди элементарно не могут сделать карьеру, не зная русского языка. Заметьте, среди миллиона оралманов нет ни одного министра, акима, депутата, хотя многие из них достаточно опытные и образованные специалисты.
Все это, естественно, вызывает отторжение. Разногласия в обществе, как мне кажется, будут только нарастать. Доказательством тому являются участившиеся в последнее время конфликты. Нам нужно находить цивилизованные, культурные форматы для их разрешения. Начать можно с того же предложения о переименовании Парка 28 панфиловцев. Почему бы не обсудить его в рамках круглых столов, общественных дискуссий с приведением конкретных аргументов?
Как вы знаете, российские историки сами подтвердили, что это вымысел, созданный в свое время военным корреспондентом. Понятно, что многие люди выросли на нем, им тяжело принять то, что это фейк. Но нужно думать о будущем. Когда молодые казахстанцы приходят к этому мемориалу и видят надпись «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!», какие уроки они должны извлечь? Что мы часть России? Что мы защищаем другое государство?
Поймите, история казахов – это не только 70 лет в СССР. Недавно мы отмечали 550-летие Казахского ханства. А до этого были Золотая орда, Тюркский каганат… Нельзя обвинять в национализме, в попытке переиначить историю людей, поднимающих подобные вопросы. Это будет происходить и дальше, причем все активнее. Поэтому главная задача интеллигенции, государства, идеологических органов – попытаться направить эту волну в позитивное, цивилизованное русло, чтобы избежать конфликтных сценариев.
Что касается роста национализма, то я не вижу в этом ничего негативного. Национализм – это любовь к своей стране, преданность своему народу, патриотизм, знание языка, истории, культуры. Другое дело, что существует очень тонкая грань между национализмом и нацизмом, чем очень часто спекулируют. Нацизм (фашизм, шовинизм) – это желание возвысить свою нацию над другими, что, естественно, является преступным и порицаемым. Сегодня, кстати, такие настроения имеют место в той же России.
Националисты Казахстана, во всяком случае, те, которых я знаю, никогда не ставили вопрос в такой плоскости: мол, «казахи выше, остальные ниже» или «казахи должны остаться, а остальные уехать». Они борются за то, чтобы уважали казахский язык, чтобы возрождалась история, культура казахов... Другое дело, что в Казахстане народ толерантен и пытается не доводить дело до крайностей. Злоупотреблять этим тоже не есть правильно.
Галым Агелеуов, общественный деятель: «Манипуляции исходят от тех, кто принимает решения»
– В Казахстане с экспертным сообществом, которое должно формировать общественное мнение, большая напряженка – многие не дают комментариев, потому что слово сейчас ничего не значит. Важно не что говорится, а кто говорит...
Проблема в том, что манипуляции исходят от тех, кто принимает решения, а им не до гражданского многообразия и свободы слова. Поэтому и блогерские баталии, и пикировки между пользователями могут быть интересными и полезными, главное – чтобы соблюдалась культура общения. Любой дискурс – это дуэль двух умных людей, обменивающихся своими взглядами и убеждениями. Если же один обещает другому набить морду, то он автоматически исключается из числа нормальных и адекватных. Ведь главное – сам предмет дискуссии, а не переход на личность оппонента и его слабости, которые могут не иметь никакого отношения к теме.
Что касается Парка панфиловцев, то, на мой взгляд, нельзя зацикливаться на цифре 28. Панфиловцы – защитники Москвы, погибшие в том бою. Их было намного больше, чем 28, и все они достойны того, чтобы их имена значились на стелах мемориального комплекса. Вопрос в другом: должна ли фраза «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!», ставшая крылатой и якобы принадлежавшая политруку Василию Клочкову, оставаться на этом памятнике? Если это все-таки художественный вымысел журналиста Кривицкого, то ее можно убрать. А если она подлинная, то стоит оставить, но при этом пояснять, к примеру, тем же туристам, гостям Алматы исторический контекст того времени, что под «Россией» понимался весь Советский Союз.
Теперь что касается роста национализма. Как стремление восстановить национальную культуру, язык и историю его можно только приветствовать. Для этого нужны сильные этнические национальные культурные корни, чтобы на их фундаменте построить современное гражданское общество с мировоззрением, в котором приоритет отдан правам гражданина, а не отдельного этноса, где нет места дискриминации одних другими.
Мы должны говорить о равенстве прав граждан Казахстана и недискриминации по расовым, этническим, языковым, религиозным признакам. Мы должны говорить о правах и свободах личности, которые должны быть выше прав государства. Только в такой свободной среде мы сможем противостоять любым формам авторитаризма, потому как узурпация власти будет наказана сильным гражданским обществом.
Пока же все внутренние процессы в стране заморожены. Но чем грамотнее и сильнее будет гражданское общество, тем быстрее мы придем к современной нации, которая сама станет противоядием от любых деструктивных идей.
Сержан Аманов, блогер: «В национализме есть и запрос, и выгодоприобретатели»
– Как нельзя быть чуть-чуть беременной, так и нельзя быть националистом в хорошем смысле. Я давно для себя называю это нацизмом. Мне часто приходится спорить с так называемыми национальными патриотами. И меня удивляет их агрессия/радость в связи с успехами/неудачами российской политики. Казалось бы, какие могут быть претензии к действиям другого государства, пусть и соседнего, которые ни косвенно, ни напрямую не направлены против нас? Неужели мы настолько мелочны, что готовы пнуть медведя, пока тот занят чем-то другим?
Я задавал таким людям вопрос: что вам сделали русские? Ответ почти под копирку: мы против русского народа ничего не имеем, мы против политики властей РФ. Правда, никто из них не может внятно объяснить, что российская политика сделала плохого конкретному блогеру и в целом нашей стране? Лично я не могу найти ничего, кроме того, что она вышвырнула Казахстан из империи, раньше нас приняв декларацию о независимости.
Обидно за слово «патриотизм», но все мы помним Национал-социалистическую немецкую рабочую партию, которая тоже на начальных этапах не жгла в печах евреев и представителей других «низших рас», но при этом на страницах газет и в умах мирных бюргеров разжигала ростки ярости, обвиняя евреев во всех своих бедах. Увы, то, что происходит сегодня
в Казахстане, уже даже не тенденция или тренд – это уже политика широкого слоя общества. Тут не только высказывания или абсурдные действия неадекватных людей – тут политические убеждения большого количества весьма грамотных людей, занимающихся политикой.
В национализме есть и запрос, и выгодоприобретатели. Не хочется забредать в теорию заговоров, но уж слишком организованными выглядят нападки по любому вопросу, связанному с Россией и всем советским. В этом есть и «заслуга» государственной политики, которая на словах декларирует мирное сосуществование разных народов, но на деле пустила эту проблему на самотек. Так что не удивлюсь, если нацистские настроения, причем экстремистского толка, станут главными в протестном электорате. Количество неадекватов в стране уже зашкаливает.
Источник - Camonitor.kz