Согласно Национальной стратегии развития, ожидается привлечение $ 20,8 млрд. на инвестиционные проекты. Это сумма в 2,9 раза превышает ВВП страны, в 5,5 раза больше текущего внешнего долга страны.
Срок реализации намерений рассчитан на период до 2040 года. Следует отметить, что выплата долговых обязательств по проектам совпадает, что предполагает трудности при выплате долга.
Согласно оценке, потребуется более 100 - 120 лет, чтобы вернуть программные кредиты (с учетом %). Расчеты проведены с учетом безопасного для бюджета страны нормативами и без учета имеющегося государственного долга. Однако, инвестор будет закладывать окупаемость 40-50 лет. Соответственно, возникнут проблемы по обслуживанию внешних заимствований страны.
Текущий государственный долг рассчитывается к ВВП без учета переплаты процентов. В 2017 г. задолженность составляла 63,2% (в 2016г. 61,4%). С учетом процентов, долг составляет более 70% к ВВП. Согласно прогнозу, срок возврата кредита составит порядка 25 лет.
Наложение перспективного объема заимствований с фактическим внешним долгом страны грозит дефолтом.
Следует отметить, что кредиторы предоставляют товарные и технические кредиты, т.е. оборудованием, товарами, консультациями специалистов. А доход получают в виде твердой валюты и процентов, что им очень выгодно. Стратегия развития страны утверждена. Кредиторы готовы зарабатывать валюту.
Наибольший кредит предоставила КНР, порядка 44, 7% от общего внешнего долга Кыргызстана. Ожидается, что эта доля будет расти.
Согласно оценке, в перспективе, за 20 лет, курс сома снизится к доллару США на 20%. Соответственно, для компенсации потери доходов госбюджета в валютном эквиваленте, увеличится налоговая нагрузка на экономику. Ведь платежи по государственному долгу осуществляются в мировой валюте.
В настоящее время, в стране нет прорывных проектов, ориентированные на рост экономики. Инвестиционные проекты не рассчитаны на предмет окупаемости. Соответственно, налоговая нагрузка ложится на действующий бизнес. Такое положение предполагает дополнительные трудности для частного бизнеса.
В энергетику ожидается привлечение $ 8,2 млрд. Соответственно, готово ли Правительство повышать тарифы на электро- и теплоэнергию. Ведь одним из условий кредитования является повышение тарифов.
В транспорт и логистику есть намерения вложить $ 7,1 млрд. К примеру, строительство дороги «Балыкчи – Жалал-Абад», сметная стоимость $ 850 млн. Это магистраль регионального значения, которая не принесет доходы. Нет расчетов окупаемости Проекта.
Очевидно, это предполагает введение платы за проезд по автомобильным магистралям. Позволит ли это сделать уровень платежеспособности населения.
Большинство инвестиционных проектов экономически нецелесообразны в сложившихся условиях дефицита госбюджета и критического уровня государственного долга.
На 2018 год заложен дефицит госбюджета в размере 20, 267 млрд. сом. Это $ 295, 4 млн. Сумма приличная. Покрытие дефицита осуществляется за счет заимствований. Такое положение обуславливает высокую зависимость экономики страны от внешних кредитов.
Экономическая политика в области инвестиций не сбалансирована доходами. Расходы увеличиваются, доходы – нет. Не эффективность инвестиционной программы становится угрозой национальному суверенитету страны.
В сложившейся ситуации, целесообразно наложить мораторий на инвестиционную программу. Критически оценить действующие инвестиционные проекты на предмет самоокупаемости капитальных вложений.
Предлагается разработать альтернативную концепцию инвестиционной политики.
Токторбек Станбеков, к.э.н.
: 0