Написать на эту тему подвиг меня случайный разговор, который состоялся во время ифтара (разговения) в доме одного из моих друзей. После вечернего Азана, как и велел наш пророк, мы начали разговляться финиками, запивая священной водой "зам-зам". Мы не спеша, чем бог послал, начали утолять наш голод и жажду, при этом ведя непринужденный разговор. И как бы мы не старались деликатно обходить острые темы нашей жизни, чтобы не испортить ифтар, все же не удалось уйти от обсуждения тех вопросов, которые волнуют каждого из нас - что будет с мировой цивилизацией, нашей страной и нашими потомками в условиях дальнейшего углубления глобализации, когда сильные миры сего, в погоне за доминированием и ресурсами, вступили между собой в открытую конфронтацию.
Мельница истории всегда была безжалостна, жестока и кровава. Сколько народов мира безвозвратно "канули в лету", исчезли навсегда с лица земли, преданы забвению, о которых в лучшем случае остались какие-то осколки, фрагментарная информация, артефакты и легенды. Великие империи не только подминали под себя менее слабые страны и народы, но и сами распадались, способствуя появлению и возрождению новых государств. И в этом великая Сила и трагедия человеческой истории.
Как говорил немецкий географ и этнолог Фридрих Ратцель (1844–1904), основоположник науки геополитики, "государство - это живой организм, укорененный в почве (земле), оно, как живой организм, способно расти, развиваться или слабеть", "для того, чтобы существовать, государство должно владеть достаточным жизненным пространством". По его мнению, "только значительное пространство может обеспечить доминирующие позиции в мире", "пространственная экспансия государства - естественный живой процесс", "пространство государства растет вместе с ростом его культуры", "рост государства происходит за счет поглощения им малых государств".
Другой ученый, шведский политолог и социолог Юхан Рудольф Челлен (1864–1922) в работе «Государство как форма жизни» (1916) выдвигает тезисы о том, что "центральной проблемой государства является проблема силы, которая зависит от географического положения страны". По его мнению, "малые страны должны подчиниться великим державам", близким по культуре, языку, образу жизни, потому что государство развивается по правилам борьбы за существование, и потому политика государства лежит вне морали. Выживает сильнейший.
Очень интересная теория о сути государства была изложена англичанином Хэлфордом Джоном Маккиндером в книге «Географическая ось истории», в котором обращает внимание следующие его тезисы:
1) Самое выгодное географическое положение для государства – это центральное положение (в середине). С планетарной точки зрения в центре мира лежит Евразийский континент, а в его центре – Хартленд (Сердце земли).
2) Хартленд – самый благоприятный плацдарм для контроля над всем миром, через который проходит «географическая ось истории». Из центра Хартленда на его периферию оказывается постоянное давление.
3) Цивилизации из «географической оси истории» имеют «авторитарный», «иерархический», «недемократический» и «неторговый характер». Согласно Х. Маккиндеру, основой геополитической ориентации англосаксонского островного мира (Запада) являются максимальное возможное ослабление Хартленда и предельно возможное расширении своего влияния. По его мнению, основной задачей англосаксонской геополитики является недопущение стратегического континентального союза вокруг России, любыми способами препятствовать геополитическому усилению Хартленда.
Посмотрите и эти вещи были сказаны более ста лет тому назад и практически не утратили своей актуальности и сегодня.
И куда деться таким малым странам, как Кыргызстан: «Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь».
При этом не должны забывать, что мы потомки "диких" кочевников, которые исторически находились в постоянных столкновениях с земледельческими цивилизациями. Для наших предков пространство было безгранично и в отличие от земледельца, глубоко укоренившегося на своей земле, кочевник был в постоянном движении, что обеспечивало его свободу и снижало степень на него внешнего давления.
Но за последнее столетие кочевая цивилизация подверглась кардинальному изменению, практически прекратив свое существование. Если раньше кочевники жили небольшим, обособленным друг от друга, основанном на родоплеменных отношениях, селением, то сейчас, мы давно уже оседланные, живем в современном урбанизированном и многонациональном обществе, соответственно у нас изменились нравы, традиции и менталитет.
И этот фактор, мы хотим или нет, должны признать, ибо неправильное определение, нами же, нашего собственного этносоциального и этнопсихологического портрета может сыграть над нами "злую шутку". Речь идет о том, чтобы мы нашли свое место в этом бушующем мире, когда внешнее давление на любой этнос и государство изо дня в день усиливается. При этом, еще несколько лет тому назад мы даже предположить себе не могли, что внешнее давление на нас может в одночасье так сильно возрасти.
Сейчас глобализация, как огромная печь, из тысяч различных этносов, сотни государств, миллиардов людей выплавляет новый мировой порядок, который приведет к кончине многие страны, народы, цивилизации. Так было, так будет. Удивительно, но кыргызам до сих пор удавалось сохранить себя в этих масштабных и глубинных исторических процессах. Именно поэтому мы должны в первую очередь обратить свои взоры на себя, понять, кто мы такие, куда движемся и удастся ли нам устоять против нынешнего беспрецедентного давления на нас.
Все это невозможно, если мы не сохраним достаточное свое жизненное пространство, которое будет принадлежать нам, если там будет доминировать наша культура, пока не построим сильное национальное государство, которое зависит от географического расположения нашей страны, значит его сила будет определяться нашей способностью жить в мире и дружбе со своими соседями, если мы сохраним нашу культурную идентичность, основанной на тюркской и исламской цивилизации.
На земном шаре самым прочным материалом является не алмаз, не гранит, не титан, а вольфрам, обладающий невероятной устойчивостью к коррозии и демонстрирующий высокую тугоплавкость. Его высокая прочность определяется его внутренней структурой, которая даже при высоких температурах не разрушается, наоборот при сплаве с другими металлами может быстро соединяться с ними, не утрачивая свои качества. Именно поэтому, мы должны думать сейчас не о хлебе насущном, а о тех ценностях, которые достались нам от наших предков и которые являются основой нашей внутренней силы.
Авазбек Атаханов
: 0