Еще одним важнейшим фактором, предопределившим успехи Алмазбека Атамбаева в 2011-2016 годы стал его отказ на начальных этапах от политики непримиримого противостояния и переход к идеологии взаимодействия, в том числе с оппонентами и оппозицией. Впервые он объявил об этом в декабре 2010 года после того как возглавляемая СДПК коалиция парламентского большинства не смогла добиться избрания Омурбека Текебаева спикером Жогорку Кенеша. Это означало провал первой попытки сформировать правительство.
Все ожидали от Алмазбека Шаршеновича взрыва эмоций, но лидер СДПК выступил на удивление спокойно, признал поражение и призвал политиков к конструктивному сотрудничеству, предварительно принеся извинения всем кого вольно или невольно обидел своими высказываниями. Выступление было хорошо принято депутатами. Когда он проходил на свое депутатское место, к нему подошел Феликс Кулов. Политики считавшиеся на то время непримиримыми противниками пожали друг другу руки в знак примирения. Потом были вторая коалиция (созданная Омурбеком Бабановым) и много переговоров.
Идеология взаимодействияВ итоге Атамбаев стал премьер-министром, а еще через год был избран президентом Кыргызской Республики. За первые 3-4 года его государственного лидерства были сформированы весьма эффективные конструкции и механизмы взаимодействия президента с ветвями государственной власти, политическими партиями (включая оппозицию), гражданским обществом и
СМИ. Ключевыми центрами взаимодействия стали созданный Атамбаевым Национальный совет устойчивого развития, а также преставший быть формальным придатком Белого дома-
Совет безопасности ( с 2011 по 2016 годы- Совет обороны). Другими эффективными площадками для выработки государственных решений стали Общественные экспертные советы и другие формирования при президенте.
Представители науки, НПО, журналисты, эксперты и деятели культуры играли при этом далеко не последнюю, а нередко ведущую роль. Выходец из экспертного сообщества Темир Джумакадыров стал секретарем Совета безопасности и первые шаги по демонтажу коррупционных схем были сделаны возглавляемым им Советом по противодействию коррупции. По итогам 2017 года в рамках борьбы с коррупцией в бюджет было возмещено 8,5 млрд сомов. Причем деньгами, а не имуществом. Без громких слов и маски-шоу.
Другой известный эксперт Орозбек Молдалиев возглавил Госкомиссию по делам религий и успешно осуществил многие
идеи новой религиозной политики государства. Неоценим вклад главы НПО «Таза шайлоо» Айнуры Усупбековой и других представителей гражданского общества в реформу выборного процесса. Они выступили авторами и проводниками многих кардинальных решений. Лидеры НПО и кыргызские
ученые выступали с докладами и содокладами на заседаниях Национального совета и Совета безопасности, участвовали в подготовке проектов и их решений, а значит и проектов соответствующих указов президента.
Как результат идеологии взаимодействия, Алмазбеку Атамбаеву удалось уже в 2012-2013 годах обеспечить в целом работоспособность государственной машины. В последующие годы была проведена огромная совместная
работа в государственном строительстве, идеологической, экономической и социальной сферах.
Важно подчеркнуть, что среди партнеров Атамбаевской команды по взаимодействию было немало «неудобных» и независимых от президента политиков и экспертов. Участие в рабочем процессе Омурбека Бабанова, Омурбека Текебаева, Феликса Кулова, Динары Ошурахуновой, Жылдызкан Жолдошевой и других помогало выходить на более взвешенные и сбалансированные государственные решения. Однако и этого, как оказалось было недостаточно. «Надо было нам и с другими (оппозиционерами, лидерами НПО- примечание авт.) работать, получать больше альтернативной информации»,- сожалел впоследствии Алмазбек Шаршенович.
Головокружение от успеховПервые червоточины в действиях команды Атамбаева начали проявляться в конце 2014 года. Более явно они дали о себе знать со второй половины 2016 года, когда успехи президента стали очевидными, появилась самоуверенность и вышеуказанное взаимодействие стало ослабевать, а затем и разрушаться.
Таких соратников как Отунбаева, Бабанов, Текебаев, Сариев, а также руководителей ряда СМИ и НПО превратили во врагов. Некоторых других известных политиков и экспертов отодвинули на второй план. Да что там говорить, «в опале» оказалась даже Ирина Карамушкина. На их места постепенно просочились приспособленцы и силовики с присущими им специфичными методами работы, склонностью к политике «одобрямс» и …предательству.
Более подробному анализу этих изменений и почему команда оказалась неспособной подстраховать Алмазбека Шаршеновича от череды ошибок завершающих полутора лет президентства будет посвящена отдельная заметка.
Фарид Ниязов, экс-руководитель аппарата президента КР, политический заключённый