Интергласс
Белый Парус
Кыргызский трайбализм: вчера, сегодня и завтра
Автор - Жылдыз Урманбетова    23-07-2021, 06:30
Почему сегодня очень часто поднимается проблема родоплеменных отношений в Кыргызстане, в научном обороте именуемая трайбализмом? Что такое трайбализм, как он существует и каковы перспективы нашего развития: с ним или без него? Об этой проблеме время от времени рассуждали и рассуждают как наши (С.Жигитов, Э.Нурушев, К.Молдокасымов…), так и международные эксперты (Д.Гуллет, К.Коллинз…), в большей степени утверждающие о бессмысленности разъединения понятий «кыргыз» и «трайбализм». Так ли это?

Хотелось бы начать с истории, которая является объективным контекстом развития, откуда мы можем черпать информацию о причинах и сути многих явлений и фактов. Архетипом традиционного мышления кыргызов выступает номадизм, создавший свою инвариантную модель культуры, которая и по сей день доминирует в нашем бытии. Одной из характеристик традиционного мышления кыргызов-номадов был контекстуализм, т.е. осознание себя в контексте рода, что противоположно эгоцентризму как прообразу западного оседлого мышления. Проявление контекстуализма было неслучайно и обусловлено кочевым способом существования, когда человек не один противостоял тяготам и накалу природы, а в единстве со своим родом. Это ощущение было очень важно, поскольку оно рождало особую причастность к своему роду и, как следствие, ответственность перед своим родом, на основании чего формировалось родство духа. Эта черта была объективно сформирована по ходу жизни и рождала естественную и органичную взаимовыручку как принцип существования, тем самым изначально родовое сознание было позитивом и ответом на вызов того исторического времени.

В особенной степени это было основанием для выживания в условиях природного бытия, одновременно с этим оно было важно и для экономического сосуществования в контексте постоянного кочевья. Именно поэтому были актуальны призывы к роду как проявление его консолидации, точно также подобные воззвания были присущи и межродовому существованию по мере необходимости, т.е. консолидация проявляла себя как на субродовом, так и межродовом уровнях. Это было некое органичное естество жизни. Но с течением времени объективная потребность и необходимость в такой функциональности рода отпала, а само свойство осталось глубоко в подсознании.

Во второй масштабный период существования – советский – родоплеменному сознанию был поставлен заслон в силу мощной идеологии, актуализирующей формирование новой общности – советского народа, соответственно, все родоплеменные характеристики культурного самоопределения подверглись уничтожению как негативные проявления ментального характера. Процесс консолидации кыргызов с родового уровня перешел на национальный (т.е. более высокий), тем самым остро встала проблема национального самосознания. Были свои всплески, взлеты и одновременно свои минусы в представленности кыргызов как нации в контексте Союза и вне его.

Суверенитет, как этап новейшей истории Кыргызстана, внес свои существенные коррективы в бытие кыргызов, незамедлительно всплыла проблема родового сознания и обрела новый статус. Всплеск трайбализма после независимости был обусловлен внешними и внутренними процессами: в качестве внешнего можно назвать миграционные процессы, когда представители других этносов начали активно уезжать, тем самым проблема «мы» и «они» с межэтнического уровня перетекла на субэтнический (как утверждают многие эксперты), начались активные поиски и деления на отдельные роды. Именно на этот период пришлись неоднократные и многочисленные собрания различных родов, были сформированы различные общности по родовому и региональному критерию, существующие по сей день, тем самым проецируя их устойчивость. Внутренним фактором можно назвать достаточно низкий уровень национального самосознания, вследствие чего процессы самоосознания вновь с национального перетекли на родовой уровень. Это было своеобразной реакцией на запрет всего родового в период советского бытия.

С обретением независимости именно эта черта кыргызского менталитета всплыла и обрела негативные очертания в русле политического истэблишмента, возникла некая модификация традиционного исторического трайбализма в современном политическом. В преломлении к современному Кыргызстану трайбализм выступил наиболее удобным путем в приобретении необходимых голосов для прохождения в парламент республики (Жогорку Кенеш), эта практика получила свое начало с момента формирования независимости и практиковалась до возникновения партийного критерия, т.е. вплоть до сегодняшнего дня. Использование родового признака стало политическим коньком, сопровождаясь многочисленными мероприятиями традиционных кыргызских обычаев. К двадцать пятому году независимости мы имеем уже отлаженную систему восхождения к власти, востребованную в обществе и приносящую хорошие политические дивиденды. Особое значение приобретают проблемы республиканского регионализма, носящие политический оттенок в виде представленности во власти.

На что необходимо обратить особое внимание в вопросе трайбализма в Кыргызстане? На то, что вольно или невольно проявления родоплеменного сознания в современной жизни поддерживаются государством: и первый, и второй президенты Кыргызстана А.Акаев и К.Бакиев неизменно получали поддержку и благословение рода. В этом же контексте обозначили свою роль в политических процессах и Курултаи, и с течением времени их значимость стала возрастать, вместе с тем, как обратный процесс, вызывая негатив в восприятии определенных слоев населения. Необходимо отметить, что Курултаи как инструмент влияния на ход политических процессов используются как государственной властью, так и оппозицией, как на региональном уровне, так и республиканском.
Каковы же перспективы кыргызского трайбализма? При ответе на данный вопрос имеет смысл вспомнить о вызовах, рисках и угрозах современности.

Общеизвестен факт, согласно которому глобализация мыслится сегодня тенденцией развития истории, соответственно, она выступает вызовом современности. Глобализация – это время выдержанных культур, субъектом которых выступают исторически сильные и самодостаточные народы. Этот момент чрезвычайно важен, поскольку основной канвой глобализации является универсализм, причем универсализм во всем – мышлении, образе жизни, культуре, и именно поэтому актуализируются самодостаточность и выдержанность как критерий адаптации культур в полном противоречий мире глобального.

Этот вызов должен быть адекватно оценен и осмыслен, естественно-исторической же реакцией будут ответы систем культуры. Тем самым определенным риском для культур является возможность «исчезновения» при постоянном усилении темпов глобализации, когда характер универсального будет все более жестко проникать в системы культур. Учитывая, что кыргызы – народ малочисленный, уровень национального самосознания оставляет желать лучшего, а культура (ее специфика) не поддерживается на должном уровне, данный риск вряд ли можно назвать эфемерным.

В контексте вызовов и угроз проблема трайбализма высвечивается в следующем виде: если проявления родоплеменного сознания будут абсолютизироваться (во всех своих вариантах – межличностном, социальном, политическом), то необходимой и смысложизненной консолидации нации может не произойти. Постоянное деление на роды будет изнутри разрывать единство народа, как следствие – риск исчезновения может из теоретической проблемы плавно перейти в практическую реальность. Возможно это еще одна причина для формирования национальной идеологии как тонкой и разветвленной стратегии развития, акценты которой должны быть не придуманы, а предопределены самой жизнью.

Внутреннее единство народа как нации необходимо для элементарного выживания в эпоху глобализации, для формирования ответа на вызов истории. В связи с этим и обостряется значимость идентичности во всех ее формах – этнической, религиозной, культурной и гражданской. Процессы идентификации выступают второй тенденцией развития современности, обратной процессу глобализации, поскольку это взаимосвязанные явления. В этом отношении кыргызский трайбализм как в преломлении процесса идентификации, так и в контексте глобализации выступает внутренней угрозой для единства и консолидации кыргызов как нации. Это необходимо не просто понимать, но и иметь в виду при выстраивании государственной политики.

Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор


: 0

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Последние новости
Внимание! Четырехлетнему Имрану с ДЦП нужна помощь!
Сегодня, 06:46
Генпрокурор и министр получили выговор от президента
Сегодня, 06:43
В Бишкеке задержана акушерка, продавшая ребенка
Сегодня, 06:36
Садыр Жапаров сделал заявление для СМИ по итогам переговоров с Ильхамом Алиевым
Сегодня, 06:34
Иностранец жестоко избил продавщицу в бишкекском магазине
Сегодня, 06:32
За взятки задержаны пять инспекторов Налоговой службы
Вчера, 21:03
В Кеминском районе старшеклассник вымогал деньги у младших, он задержан
Вчера, 21:00
В Чуйской области сошел сель. Река Бурана вышла из берегов
Вчера, 16:25
Двое граждан Индии утонули в озере Иссык-Куль
Вчера, 16:23
Территориальная реформа в Бишкеке. Когда вопросов больше, чем ответов
Вчера, 12:20
Конфликт с министром не имеет отношения к уходу депутата Жусупбека Коргонбай уулу - пресс-секретарь президента
Вчера, 12:18
Садыр Жапаров вылетел с государственным визитом в Азербайджан
Вчера, 12:16
В Бишкеке оштрафовали ряд компаний и горожан
Вчера, 06:53
Депутат ошибся с «крышей» - СМИ
Вчера, 06:52
В Кыргызстане услуги ЦОН переводят в онлайн-режим
Вчера, 06:49
Мэрия Бишкека не планирует повышать тариф на проезд
Вчера, 06:47
Водителям автобусов будут урезать зарплату за нарушение ПДД — мэр Бишкека
23-04-2024, 16:40
Садыр Жапаров принял делегацию Сената Франции
23-04-2024, 16:39
Самокатчиков будут штрафовать на нарушение ПДД
23-04-2024, 16:37
Главам государственных медучреждений запретят работать в частных клиниках
23-04-2024, 16:36
Новорожденную купили за $3,4 тысячи. Подробности смерти девочки в доме малютки
23-04-2024, 16:34
Военно-Антоновки больше не будет. Покровки тоже
23-04-2024, 13:13
Вице-мэр Бишкека предложил сделать стоимость проезда 25 сомов
23-04-2024, 13:11
Минэнерго намерено поднять тарифы на отопление и горячую воду
23-04-2024, 13:09
В Бишкек прибыл представитель Госдепа США
23-04-2024, 11:18
В доме малютки Бишкека умер младенец
23-04-2024, 11:17
С 1 мая изменятся тарифы на электроэнергию для всех потребителей Кыргызстана
23-04-2024, 07:43
Мэрия Бишкека хочет поднять стройкомпаниям тариф на подключение к водопроводу
23-04-2024, 07:38
Великобритания в два раза увеличит финансирование проектов в Кыргызстане
23-04-2024, 07:36
«Скорый уход Сороса из Кыргызстана после принятия закона об НКО говорит о том, что Фонду есть что скрывать» - эксперт
23-04-2024, 06:00
У соседей
Лондон меняет стратегию отношений с республиками Центральной Азии
Сегодня, 06:51
России жизненно важен десятилетний мораторий на завоз мигрантов, - Михаил Делягин
Сегодня, 06:00
Запрет TikTok в Казахстане: спасет ли это наших детей от насилия и порнографии
Сегодня, 06:00
В Казахстане приступили к ликвидации "искусственных цепочек в энергоснабжении"
Сегодня, 06:00
Лондон вступил в схватку за ЦентрАзию
Вчера, 09:51
Евросоюз ускоренно выкачивает ресурсы из Казахстана - RedKazakh
Вчера, 06:00
Армения и Казахстан могут уйти: что происходит с ОДКБ
Вчера, 06:00
Более 10 российских регионов ввели запреты на работу мигрантов
Вчера, 06:00
Серые схемы "по языку" для мигрантов - целая индустрия
23-04-2024, 06:00
Политика США в ЦентрАзии: чем оборачиваются визиты слонов и ослов в посудную лавку
23-04-2024, 06:00
В ЦентрАзии появился запрос на новое региональное объединени
23-04-2024, 06:00
Власти Подмосковья предлагают перенять опыт ОАЭ и селить гастарбайтеров на "закрытых территориях"
22-04-2024, 06:00
Мировые новости
Николай Платошкин. Второй фронт или операция "Оверлорд"
Сегодня, 06:00
Благообразные грабители. Европейские лидеры уничтожают цивилизованные правила и нормы
Сегодня, 06:00
Бездарность власти стала проклятием Британии
Сегодня, 06:00
"Китайский мозг" открывает неразгаданные тайны человечества
Сегодня, 06:00
Newsweek: Общество психопатов. Америка в упадке
Сегодня, 06:00
Закон о помощи Украине усугубит проблемы внутри США
Сегодня, 06:00
Биполярное устройство: расколет ли мир противостояние БРИКС и "Большой семерки"
Сегодня, 06:00
The Telegraph: российские бомбы убьют Украину
Сегодня, 06:00
Николай Платошкин: вот как работают санкции против России
Вчера, 07:12
Когда граждане ЕС увидят плоды своей санкционной деятельности - Михаил Хазин
Вчера, 07:12
Критика капитализма запрещена в Англии - RedKazakh
Вчера, 06:00
Любовь и ненависть к Моди. Индией правят древнейшие боги и демоны
Вчера, 06:00
Соцсети
Белый Парус в Telegram
Белый Парус на Facebook
Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп с 22 по 28 апреля 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.

Подробнее »


Tehnoinvest Махаля
Курс валют НБКР
На 25.04.2024
USD 88,8513
EUR 94,9198
KZT 0,2002
RUB 0,9553