Интергласс
Белый Парус
Кыргызский трайбализм: вчера, сегодня, завтра
Автор - Жылдыз Урманбетова    4-02-2021, 06:30
Почему сегодня очень часто поднимается проблема родоплеменных отношений в Кыргызстане, в научном обороте именуемая трайбализмом? Что такое трайбализм, как он существует и каковы перспективы нашего развития: с ним или без него? Об этой проблеме время от времени рассуждали и рассуждают как наши (С.Жигитов, Э.Нурушев, К.Молдокасымов…), так и международные эксперты (Д.Гуллет, К.Коллинз…), в большей степени утверждающие о бессмысленности разъединения понятий «кыргыз» и «трайбализм». Так ли это?

Хотелось бы начать с истории, которая является объективным контекстом развития, откуда мы можем черпать информацию о причинах и сути многих явлений и фактов. Архетипом традиционного мышления кыргызов выступает номадизм, создавший свою инвариантную модель культуры, которая и по сей день доминирует в нашем бытии. Одной из характеристик традиционного мышления кыргызов-номадов был контекстуализм, т.е. осознание себя в контексте рода, что противоположно эгоцентризму как прообразу западного оседлого мышления.

Проявление контекстуализма было неслучайно и обусловлено кочевым способом существования, когда человек не один противостоял тяготам и накалу природы, а в единстве со своим родом. Это ощущение было очень важно, поскольку оно рождало особую причастность к своему роду и, как следствие, ответственность перед своим родом, на основании чего формировалось родство духа. Эта черта была объективно сформирована по ходу жизни и рождала естественную и органичную взаимовыручку как принцип существования, тем самым изначально родовое сознание было позитивом и ответом на вызов того исторического времени.

В особенной степени это было основанием для выживания в условиях природного бытия, одновременно с этим оно было важно и для экономического сосуществования в контексте постоянного кочевья. Именно поэтому были актуальны призывы к роду как проявление его консолидации, точно также подобные воззвания были присущи и межродовому существованию по мере необходимости, т.е. консолидация проявляла себя как на субродовом, так и межродовом уровнях. Это было некое органичное естество жизни. Но с течением времени объективная потребность и необходимость в такой функциональности рода отпала, а само свойство осталось глубоко в подсознании.
Во второй масштабный период существования – советский – родоплеменному сознанию был поставлен заслон в силу мощной идеологии, актуализирующей формирование новой общности – советского народа, соответственно, все родоплеменные характеристики культурного самоопределения подверглись уничтожению как негативные проявления ментального характера. Процесс консолидации кыргызов с родового уровня перешел на национальный (т.е. более высокий), тем самым остро встала проблема национального самосознания. Были свои всплески, взлеты и одновременно свои минусы в представленности кыргызов как нации в контексте Союза и вне его.

Суверенитет, как этап новейшей истории Кыргызстана, внес свои существенные коррективы в бытие кыргызов, незамедлительно всплыла проблема родового сознания и обрела новый статус. Всплеск трайбализма после независимости был обусловлен внешними и внутренними процессами: в качестве внешнего можно назвать миграционные процессы, когда представители других этносов начали активно уезжать, тем самым проблема «мы» и «они» с межэтнического уровня перетекла на субэтнический (как утверждают многие эксперты), начались активные поиски и деления на отдельные роды. Именно на этот период пришлись неоднократные и многочисленные собрания различных родов, были сформированы различные общности по родовому и региональному критерию, существующие по сей день, тем самым проецируя их устойчивость. Внутренним фактором можно назвать достаточно низкий уровень национального самосознания, вследствие чего процессы самоосознания вновь с национального перетекли на родовой уровень. Это было своеобразной реакцией на запрет всего родового в период советского бытия.

С обретением независимости именно эта черта кыргызского менталитета всплыла и обрела негативные очертания в русле политического истэблишмента, возникла некая модификация традиционного исторического трайбализма в современном политическом. В преломлении к современному Кыргызстану трайбализм выступил наиболее удобным путем в приобретении необходимых голосов для прохождения в парламент республики (Жогорку Кенеш), эта практика получила свое начало с момента формирования независимости и практиковалась до возникновения партийного критерия, т.е. вплоть до сегодняшнего дня. Использование родового признака стало политическим коньком, сопровождаясь многочисленными мероприятиями традиционных кыргызских обычаев. К двадцать пятому году независимости мы имеем уже отлаженную систему восхождения к власти, востребованную в обществе и приносящую хорошие политические дивиденды. Особое значение приобретают проблемы республиканского регионализма, носящие политический оттенок в виде представленности во власти.

На что необходимо обратить особое внимание в вопросе трайбализма в Кыргызстане? На то, что вольно или невольно проявления родоплеменного сознания в современной жизни поддерживаются государством: и первый, и второй президенты Кыргызстана А.Акаев и К.Бакиев неизменно получали поддержку и благословение рода. В этом же контексте обозначили свою роль в политических процессах и Курултаи, и с течением времени их значимость стала возрастать, вместе с тем, как обратный процесс, вызывая негатив в восприятии определенных слоев населения. Необходимо отметить, что Курултаи как инструмент влияния на ход политических процессов используются как государственной властью, так и оппозицией, как на региональном уровне, так и республиканском.

Каковы же перспективы кыргызского трайбализма? При ответе на данный вопрос имеет смысл вспомнить о вызовах, рисках и угрозах современности. Общеизвестен факт, согласно которому глобализация мыслится сегодня тенденцией развития истории, соответственно, она выступает вызовом современности. Глобализация – это время выдержанных культур, субъектом которых выступают исторически сильные и самодостаточные народы. Этот момент чрезвычайно важен, поскольку основной канвой глобализации является универсализм, причем универсализм во всем – мышлении, образе жизни, культуре, и именно поэтому актуализируются самодостаточность и выдержанность как критерий адаптации культур в полном противоречий мире глобального.

Этот вызов должен быть адекватно оценен и осмыслен, естественно-исторической же реакцией будут ответы систем культуры. Тем самым определенным риском для культур является возможность «исчезновения» при постоянном усилении темпов глобализации, когда характер универсального будет все более жестко проникать в системы культур. Учитывая, что кыргызы – народ малочисленный, уровень национального самосознания оставляет желать лучшего, а культура (ее специфика) не поддерживается на должном уровне, данный риск вряд ли можно назвать эфемерным.

В контексте вызовов и угроз проблема трайбализма высвечивается в следующем виде: если проявления родоплеменного сознания будут абсолютизироваться (во всех своих вариантах – межличностном, социальном, политическом), то необходимой и смысложизненной консолидации нации может не произойти. Постоянное деление на роды будет изнутри разрывать единство народа, как следствие – риск исчезновения может из теоретической проблемы плавно перейти в практическую реальность. Возможно это еще одна причина для формирования национальной идеологии как тонкой и разветвленной стратегии развития, акценты которой должны быть не придуманы, а предопределены самой жизнью.

Внутреннее единство народа как нации необходимо для элементарного выживания в эпоху глобализации, для формирования ответа на вызов истории. В связи с этим и обостряется значимость идентичности во всех ее формах – этнической, религиозной, культурной и гражданской. Процессы идентификации выступают второй тенденцией развития современности, обратной процессу глобализации, поскольку это взаимосвязанные явления. В этом отношении кыргызский трайбализм как в преломлении процесса идентификации, так и в контексте глобализации выступает внутренней угрозой для единства и консолидации кыргызов как нации. Это необходимо не просто понимать, но и иметь в виду при выстраивании государственной политики.

Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор


: 0

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Последние новости
Массовое отравление на ифтаре произошло в Сузаке
Сегодня, 13:32
Началась земельная амнистия в дачных поселках Чуйской области
Сегодня, 13:31
В Минздраве считают, что в дефиците лекарств виновата геополитическая ситуация - депутат
Сегодня, 13:13
В Бишкеке пьяный мужчина напал с ножом на милиционера
Сегодня, 07:28
Мэр Айбек Джунушалиев объявил в Бишкеке режим ЧС
Сегодня, 07:26
Запад тянет руки к редкоземельной базе Кыргызстана
Сегодня, 06:00
ГКНБ сделал обращение: факты обеления Матраимова чреваты ответственностью
Вчера, 17:36
В Бишкек прибыл новый борт №1
Вчера, 17:32
В Бишкеке напали на контролера общественного транспорта
Вчера, 16:44
Варварство 2. На Иссык-Куле вырубают деревья ради строительства дороги
Вчера, 16:43
Мигрантов призвали не поддаваться вербовке для участия в терактах в России
Вчера, 13:56
От моего имени мошенники собирают деньги, - пресс-секретарь президента
Вчера, 12:08
Варварство! В сквере возле Старой площади в Бишкеке рубят тополя и сирень
Вчера, 12:04
Сбил девочку и сбежал: Суд прекратил дело в отношении экс-главы ОВД Балыкчы
Вчера, 07:36
Задержан глава управления Госстроя. Подозревается в выводе $1,5 миллиона
Вчера, 07:26
Теракт в Москве. Информация о признании погибшими двух кыргызстанок преждевременна - МИД
27-03-2024, 17:27
ГКНБ задержал сына владельца рынка «Мадина» Ильзата Салимова
27-03-2024, 14:49
Министр Алымкадыр Бейшеналиев подал в суд на депутата Жусупбека Коргонбай уулу
27-03-2024, 14:48
В Москве кыргызстанец зарезал жену
27-03-2024, 14:46
Борьба с экстремизмом. Кыргызстан переходит на новые методы профилактики
27-03-2024, 14:44
ГКНБ КР вместе Райымбеком Матраимовым задержал трех его братьев
27-03-2024, 14:30
В Бишкектеплосети не виноваты! Названы причины низкой температуры горячей воды
27-03-2024, 12:13
В Петербурге силовики задержали мигранта из Центральной Азии из-за комментария в телеграме о теракте
27-03-2024, 07:41
Объявлены в розыск лица, связанные с Камчи Кольбаевым
27-03-2024, 07:04
Суд признал Адахана Мадумарова виновным, но освободил от наказания
27-03-2024, 06:58
Сергей Миронов: Нужно отменять безвизовый режим со странами ЦА
27-03-2024, 06:50
Две кыргызстанки погибли в результате теракта в "Крокусе"
27-03-2024, 06:49
Райымбек Матраимов экстрадирован в Бишкек
27-03-2024, 06:43
Первый в Кыргызстане ветропарк начнут строить в 2025 году
26-03-2024, 18:18
Теракт в Подмосковье. Задержанный Алишер Касимов не является гражданином Кыргызстана - МИД
26-03-2024, 18:17
У соседей
Что не так с декоммунизацией в Казахстане? - RedKazakh
Сегодня, 06:00
Большая геополитика: Новой России Старый Казахстан не интересен
Сегодня, 06:00
В Казахстане арестовали местного блогера за фразу "Путин құйло"
Сегодня, 06:00
Казахстан – Россия: санкции сотрудничеству не помеха
Сегодня, 06:00
Астана проводит консультации с Россией и Украиной для обеспечения стабильной работы КТК
Вчера, 06:00
"Центр помощи мигрантам" занимался организацией фиктивных браков с приезжими из Таджикистана и других стран СНГ
Вчера, 06:00
Терроризм-2024. Уроки для Казахстана, - Данияр Ашимбаев
Вчера, 06:00
В этом году учения ОДКБ будут проходить в Казахстане
27-03-2024, 08:55
Сергей Миронов: Нужно отменять безвизовый режим со странами ЦА
27-03-2024, 06:50
Туркменистан шаг за шагом втягивают в союз тюркских стран
27-03-2024, 06:00
Посольство Украины в Таджикистане открыто вербовало наемников
27-03-2024, 06:00
Зачем контрабандисты роют "метро" в Центральной Азии
27-03-2024, 06:00
Мировые новости
Время Платошкина - Закон о животных
Сегодня, 06:00
Почему Зеленский отменил выборы президента Украины и что поможет ему удержать власть?
Сегодня, 06:00
Кремль призвал обратить внимание на использование Telegram террористами
Сегодня, 06:00
Эксперт назвал самую выгодную валюту для сбережений в 2024 году
Сегодня, 06:00
Подстрекатель школьных убийств скрывается в Германии
Сегодня, 06:00
БРИКС должен навести порядок в МВФ и подумать о своем Бреттон-Вудсе, - Валентин Катасонов
Сегодня, 06:00
Война за соцсети. Не можешь контролировать - запрети, а не можешь запретить - отбери
Сегодня, 06:00
Путин призвал бережно относиться к единству народов России
Вчера, 08:22
Наследие Украины, план Польши и холостое ружьё - Николай Платошкин
Вчера, 07:20
Бессарабский узел: база НАТО в Румынии и приднестровский вопрос
Вчера, 06:00
Казнить или не помиловать: мнения экспертов
Вчера, 06:00
Америка готовится к высокотехнологичной войне с Россией и Китаем
Вчера, 06:00
Соцсети
Белый Парус в Telegram
Белый Парус на Facebook
Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп с 25 по 31 марта 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.

Подробнее »


Tehnoinvest Махаля
Курс валют НБКР
На 29.03.2024
USD 89,4710
EUR 96,5571
KZT 0,1995
RUB 0,9689