Как известно, о нравах не спорят, особенно о национальных, которые формируются под влиянием многих факторов, в том числе экономических. Национальные нравы могут стать мощным двигателем социально-экономического развития любого общества. Практика показывает, что там, где устойчивые нравы людей, там порядок и прогресс. Но, нравы находятся в постоянной эволюции, движении, подвергаются огромному воздействию окружающей среды.
И все-таки национальный стержень, нутро нравов остается неизменным, стойким длительное время и говорит о том, что они формируются и передаются от поколения к поколению генетическим способом, и никакая историческая мельница не сможет перемолоть и сделать их кардинально другими за короткое время. Если даже это произойдет, то это будет катастрофа, ибо будет нарушен естественный эволюционных ход и генетический код нации.
Национальные нравы кыргызского народа, несмотря на мощные внешние факторы, сохранили свою устойчивость и традиционность. Может быть это было связано с тем, что наши предки длительное время вели кочевой образ жизни и только в тридцатых годах прошлого века советская власть вынудила их к оседлости.
Несмотря на наличие у нашего народа характерного темперамента и подвижности, кыргызы всегда отличались сдержанностью, скромностью, простотой, открытостью, дружелюбием, стремлением к справедливости.
И все-таки глобализация нас меняет, мы становимся другими, особенно подрастающее поколение, у которого свое представление о жизни, иные потребности, другое мировозрение.
Период пандемии коронавируса, а затем и октябрьские события, смена государственной власти в нашей стране свидетельствуют, что движущей силой нашего общества де-факто стала молодежь. И этот фактор окажет бесспорное влияние на наши жизненные устои и национальные нравы.
Остается совсем немного времени и страна изберет нового президента. Мы все с нетерпением ждем этого часа, потому что уже устали от всего - бедности, протестов, нечестных выборов, лапшегонства властной элиты, грязи, холода, пыли, экологических проблем, городских пробок, рейдерства, криминала, безработицы, низких зарплат, неустроенности нашего быта, повседневного экстремизма, грубости, пошлости, плевков, харканий, оскорблений, плохих дорог, коррупции, продажности наших политиков, устали от того, что уже целое поколение живет этой серой и ожесточенной жизнью, мечтающее уехать за границу, устали от семейных передряг, вечной нехватки денег, некачественной медицины, коррумпированности образования, бесконечных школьных поборов, хронической неуспеваемости наших детей... Можно целую толстую книгу написать о том, от чего устали.
Поэтому в нас, незаметно и быстро, угас наш былой романтизм и энтузиазм. А как хочется окунуться в “светлое” прошлое, пожить, чтобы на душе было мирно и спокойно, чтобы утром, как и много лет назад, можно было бы раскрыть свежую, с легким приятным типографским запахом, газету и почитать добрые новости, почувствовать темп и масштабы развития страны или, чтобы в шесть утра настенное радио само включилось, а мы с гордостью услышали гимн своей страны, окрыляющие новости дня, под приятную спортивную музыку сделали зарядку, а во время завтрака нам с энтузиазмом рассказали вести с полей и об ударных достижениях трудовых коллективов, чтобы улица по пути на работу, учебу или куда-то по делам встречала нас приветливыми и сияющими лицами, от которых исходит доброта, хорошее настроение и приветливость.
Ведь все это было и было казалось бы только недавно, вчера. Как-то мы быстро скисли, потеряли былой свой блеск и энтузиазм, лишились жизненной уверенности.
Ныне старшее поколение, сравнивая свою эпоху с нашей жизнью, печально говорят, что строили "светлое будущее" своим потомкам, живя при коммунизме. Да, было времечко, тогда у нас были другие нравы, другие ценности.
Но все движется, все меняется и под влиянием естественных законов общественного развития наступил системный кризис в нашей жизни и мы стремительно оказались в объятиях "дикого капитализма", описанные в произведениях Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя, Теодора Драйзера.
Причем "дикий капитализм" не осчастливил нас, наоборот, абсолютное большинство населения загнал в беспросветную туннель. В начале девяностых годов, повсеместно народ оказался в сложной ситуации, заводы и фабрики, где люди ударно и славно трудились, поназакрывались, повсеместно наступила безработица, а в селах начали раздербанивать колхозы и совхозы, которые кормили не только нас, но составляли мощь нашей национальной экономики. Земли, скот, имущество, технику раздали людям, при чем, кто был пошустрей или при должностях, понахватали самое жирное и ценное. Мои родители и братья работали на заводе, им, как и всему рабочему классу, не только ничего не досталось, но и потом многие годы жили почти впроголодь, выживали как могли.
И все тридцать лет наш народ выживал, искал путь к своему благополучию. Суровая жизнь изменила наши нравы, мы заматерели. В комедии Леонида Гайдая «Не может быть» Георгий Вицин, который играет роль одного из героев персонажа, отца Катерины, невестки, с грустью констатирует: «Грубый век, грубые нравы. Романтизьму нету. Не дают человеку спокойно... жить».
Все ринулись обогащаться, но оказалось, что не все средства производства дают эффектный результат. Вот поэтому одни оказались на верхних этажах, а другие на низких, при этом большую часть населения загнали в темное подземелье, где образовалось государство в государстве, живущих по своим законам. Но и там наверху, тоже живут по своим законам, основанным на власти, наживе и деньгах.
Вот так поменялись наши нравы и выпущенный джин обратно в кувшин загнать невозможно. Что делать? Как найти эту золотую серединку умеренности, разумности и оптимизма? Ведь история уже доказала, что достижения можно растерять, историю забыть, дворцы разграбить и разрушить, а каждый может лишиться денег, богатства, власти, просвещенных граждан можно загнать в темное царство невежества, а красивый быт сделать серым и грязным.
И все-таки опыт множества успешных государств показывает, что лишь забота о каждом человеке и его судьбе должна лечь в политику правителей. Через некоторое время у нас должна состояться смена власти, возможно мы будем жалеть свой выбор, возможно именно наш выбор сделает наше государство успешным и процветающим.
И кто бы не стал президентом, должен помнить, что "расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо" (Конфуций). Каждый наш Президент сам выбирает свое место в истории. Но если новый президент нашей многострадальной страны действительно осознает свою особую миссию перед своим народом и сделает все зависящее от него, чтобы народ ему поверил, то многое в нашей жизни может кардинально измениться.
Авазбек Атаханов
: 0