Последнее время наше государство все больше походило на Кокандское ханство. Какие-то решения в около-ханских кругах, излишнее давление по отношению к инакомыслию со стороны подхалимисто-услужливых служителей власти, при полном игнорировании (до коронавируса) или недостатке внимания к чаяниям населения, возросшая в целом экономическая нагрузка на бизнес и простого потребителя при отсутствии позитивной экономической динамики. В некоторой мере даже царили атмосфера страха и подавленности. У молодежи было ощущение полного отсутствия каких-либо перспектив в стране ввиду слома социальных лифтов. «Чемоданное» настроение захлестнуло молодежь. Все эти факторы поспособствовали росту недовольства в народных массах.
Фальсификации, имевшие место на выборах, оказались спусковым механизмом для социальных протестов, в то время как попытка силового подавления мирного протеста вследствие, вероятно, инсценировочной провокации, привели к взрыву недовольства в стане протестующих граждан, справедливо требовавших объективного пересмотра итогов голосования.
Очевидно, своевременный выход президента на встречу с митингующими гражданами в середине дня 5 октября, еще на той стадии, когда их было не более 3000-5000 человек, с обещанием объективно разобраться относительно результатов выборов мог придать совершенно другую динамику послевыборному процессу… Но битой посуды уже не склеить, и необходимо находить способы выхода из сложившейся ситуации, в которой есть и позитивные, и негативные аспекты.
Так, позитивным моментом является то, что в очередной раз Кыргызстан получил возможность начать все с чистого листа, устранив сложившийся, достаточно стагнационный, если не сказать регрессивный и загнивающий, политический «баланс», не отвечающий ни коим образом интересам простого народа, ради которого и должно функционировать государство.
Но, как водится, революции делают романтики, а плодами ее пользуются проходимцы… Поэтому развернувшаяся борьба за портфели, предприятия, месторождения на одном уровне, и простое мародерство и уничтожение собственности на другом, в зародыше убивает всяческие позитивные перспективы в стране… Целый ряд личностей, включая президента Жээнбекова, экс-премьера Исакова, кандидата в премьер-министры Жапарова, и.о. мэра Оша Мырзакматова также об этом высказывались. То есть в целом, консенсус в этом вопросе имеет место быть… Но необходимо принимать скорейшие действенные меры по решению вопросов стабильности и правопорядка в стране, по возвращению ситуации в рамки закона. В противном случае имеется угроза сползания в пучину перманентной нестабильности и криминальных разборок при полном бессилии власти… И, что хуже всего, при таком развитии событий не исключен вариант скатывания к гражданской войне…
Не следует рассуждать по аналогии. Достаточно факторов для этого и без воспоминаний о 2010-м, но и забывать пример Ошских событий, когда третьи силы спровоцировали межэтнические столкновения на юге Кыргызстана, не следует. Причем винить лишь внешнее вмешательство, ставшее результатом нашей слабости, инфантильности и недальновидности, так же негоже. Мы, как единый Кыргызстан, должны работать на упреждение и опережение. Это касается как политических, так и социальных и экономических процессов.
Очевидной слабостью текущей ситуации является отсутствие единого лидера, что подтверждает спонтанность, стихийность и отсутствие подготовки к «свержению власти». В этой связи на сегодняшний день мы видим ситуацию, в которой власть уже не в старых руках, но и еще не в новых. Ситуация, практически, бесконтрольна.
Спасибо простому народу, самоорганизующемуся в народные дружины и пытающемуся сохранить имущество и стабильность. Будем надеяться, что после сегодняшнего построения на Старой Площади, органы правопорядка смогут выйти из состояния ступора и полного бездействия, которое, очевидно, связано с тем, что в случае чего правоохранители могут оказаться первейшей мишенью для взбудораженного населения. Но эту вакханалию надо прекращать как можно скорее. В противном случае нас ожидает очень сложная зима, с серьезными социальными проблемами и возможным голодом.
Две предыдущие революции произошли весной, и впереди нас ожидало потепление, появление какой-то зелени и последующий урожай, что гарантировало какой-то период для подготовки к зиме. В сегодняшней ситуации мы входим в зиму в состоянии безвластия. И это может обусловить чрезвычайно серьезные проблемы для всего населения страны, начиная от вопросов продовольствия и отопления (в свете захвата угольного месторождения Кара-Кече), и заканчивая вопросами безопасности.
Страна и так разорена и находится в состоянии полнейшего напряжения от серьезных экономических проблем, связанных как с имевшими место карантином и коронавирусом, так и с десятилетиями непродуманной и безграмотной экономической политики. В последнее время государство с трудом выполняло свои обязательства перед пенсионерами, госслужащими и работниками социального сектора (учителями, врачами…). Если же мы в кратчайшие сроки не вернемся к нормальному функционированию государства, то все эти обязательства государство больше не сможет выполнять. Народ был недоволен высокой задолженностью государства перед кредиторами, отсутствием промышленности, безработицей, но в условиях вакханалии эти проблемы усугубятся. Уже сожжены золоторудные предприятия на Джеруе (вместе с новенькой обогатительной фабрикой), Бозумчаке. Была попытка захвата офиса «Кумтора» в Бишкеке. Захвачено крупнейшее угольное в Кыргызстане месторождение Кара-Кече. Все это означает падение доходов бюджета республики. Долгосрочная нестабильность обострит проблемы туристического сектора, инфраструктуру гостиничного бизнеса, общественного питания. И без того слабое промышленное производство также окажется под ударом.
Есть вероятность, что ввиду растущей нестабильности, больше никто нам не будет давать в долг, даже в качестве помощи для физического выживания населения, что может привести к росту бедности и значительному всплеску преступности. В условиях необходимости обслуживания все более возрастающего внешнего долга, проблема финансов становится еще более острой. Поэтому пора отойти от эйфории и систематично заняться вопросами экономического развития после быстрейшей легитимации власти, не затягивая переходный период на месяцы или годы, как это было в двух предыдущих случаях, чтобы ускоренно перейти к новой системе управления.
Для быстрейшей легитимации новой власти было бы целесообразным задействовать существующие механизмы, а не возвращаться к декретному правлению 2010 года, поскольку отсутствие легитимной власти только усложнит положение населения республики как на внутреннем, так и на внешнеполитическом и внешнеэкономическом контурах. Как экономическая и политическая теория, так и общемировая (и наша кыргызстанская, 2005 и 2010 годов) практика показывает это.
Стабильное экономическое развитие может быть только при легитимной власти при стабильности в стране.
В этой связи для скорейшего ухода от состояния безвластия наиболее целесообразно обговорить с уходящим парламентом принятие всех решений и, вероятно, договориться с официально избранным и действующим по Конституции президентом относительно мер по переходу к новой системе. Для этого, возможно, будет оптимальным согласовать с ним вопросы перехода, после которой он получит гарантии относительно статуса (экс-)президента страны (или другие обоюдно приемлемые варианты), в то время как республика получит возможность к осуществлению динамичных экономических реформ.
Бахтияр Игамбердиев
: 0