До парламентских выборов еще полтора года, до президентских — и вовсе четыре. Но уже сейчас, в преддверии транзита власти, все элитные группы в России пришли в движение. Прежде всего это заметно по Telegram, который, имея суточную аудиторию около 10 миллионов россиян, все равно остается для многих прежде всего «политической игрушкой».
Telegram-каналы вовсю склоняют
Дмитрия Медведева — не за работу зампредом Совбеза, конечно (да и что вообще об этой работе известно), а за работу председателем «Единой России». Анонимные эксперты убежденно заявляют, что скоро Медведева попросят с поста руководителя партии. А это, дескать, будет означать его окончательный политический заказ — значит, преемником
Владимира Путина ему точно не быть.
Похоже, что нет. Медведев по главе «Единой России» живее всех живым: бойко участвует в обсуждении изменений в Конституции. А также обещает как можно быстрее реализовать проекты, которые партия предложила на ноябрьском съезде: скажем, по созданию сети правозащитных центров.
И вот уже Медведев на пару с секретарем «Единой России»
Андреем Турчаком обсуждают подготовку к Единому дню голосования. Еще бы, в сентябре избирать придется 17 губернаторов и 11 региональных парламентов. Причем в таких территориях, где позиции единороссов крайне плохи. Среди них, например, Иркутская область (до недавних пор главой был коммунист
Сергей Левченко) и Смоленская область (губернатор — либерал-демократ
Алексей Островский).
Похоже, именно успешное проведение выборов в сентябре-2020 и должно стать «проходным экзаменом» для Медведева. Если он его сдаст успешно, то Кремль сделать на него ставку как на преемника. Ну а если выборы завалит — не бывать Медведеву новым президентом.
В общем, можно не сомневаться, выборы-2020 станут самыми грязными и тяжелыми за многие годы. Единороссы бросят на усмирение оппозиции все ресурсы ради будущего своего партийного шефа.
Кремль рассматривает Медведева как основного преемника«СП»: — До транзита сталось еще четыре года. Но уже сейчас ожесточилась борьба между потенциальными преемниками Путина. Как полагаете, у кого больше всего шансов?— На мой взгляд, самое важное, что Путин никуда не уходит. Его пожизненное нахождения в центре созданной им системы — это главный фактор ее сохранения, — говорит
руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — Вопрос только в том, как он будет наименоваться, президент или глава Госсовета или как-то ещё, а также какие полномочия может перераспределить и частично отдать.
Исходя из этого очевидно, что роль преемника, с одной стороны, сугубо техническая, а с другой, требует исполнения всех планов, которые поставит перед ним сам Путин. Поэтому, в этой связи, мне кажется что Дмитрий Медведев по-прежнему остается преемником номер один.
«СП»: — Но ведь у него крайне низкий рейтинг?— Зато, во-первых, он уже доказал свою системность и надёжность. Во-вторых, он в целом устраивает элиты и имеет опыт работы главой государства. Действительно, что касается внешнего имиджа, тут вопрос. Очевидно, что например Медведев людям не нравится. Ну что делать, надо будет — выберут. Как уже бывало.
«СП»: — Но неужели у Кремля такая короткая скамейка запасных?— Есть и второй вероятный приемник — это новый премьер
Михаил Мишустин. Однако этот вариант пока только обкатывается. Помимо этого, как мне кажется, существует ещё несколько других вариантов —
Сергей Собянин,
Алексей Дюмин, ещё кто-то.
То есть фактически условия такие: это должен быть сверхлояльный кандидат, при этом ресурсный настолько, чтобы балансировать между другими группами влияния.
То есть, с позиции Кремля, фактически идеальный кандидат — это тот же Медведев, как это было в период 2008—2012 годов. Возможно, что сейчас он должен быть ещё менее политическим и более техническим.
Популист преемником Путина не станет«СП»: — Сейчас все эксперты говорят о роли Путина после ухода, уводя дискуссию в сторону от главного, а кто конкретно станет преемником. На кого Кремль захочет сделать ставку: нужен социал-популист, центрист, умеренный демократ?— Так в том-то и дело, что при нашей политической системе есть устоявшееся мнение, что неважно, какого типа руководителем будет преемник. Есть элитный консенсус, что реальная власть должна остаться у Владимира Владимировича, — говорит
генеральный директор коммуникационного агентства «Actor» Дмитрий Еловский, — Но если отвечать на ваш вопрос, то я думаю, что преемник не будет политиком в полном смысле этого слова. Скорее всего, это будет технократ, с минимальным набором, или даже полностью отсутствующими, политическими позициями. Поэтому он не будет ни популистом, ни центристом.
«СП»: — И в чем его роль?— На выборы (если они вообще будут) такой «руководитель» пойдет как «продолжение» Путина, а его основным месседжем будет сохранение стабильности в стране. То есть это точно не будет популист, радикально левый, или правый. Скорее он будет транслировать умеренно лево-центристские лозунги, эксплуатировать тему социальных обязательств государства и так далее.
Свободная пресса