В связи с транзитом власти эксперты, политологи и даже представители оппозиционного политического лагеря, не тая душой, активно обсуждают сценарии, которые могут заготовить в Кремле к моменту истечения этого президентского срока Владимира Путина.
Обострение – пожалуй, единственное слово, которое приходит на ум при оценке экспертной дискуссии вокруг одной из самых актуальных в последние месяцы тем: транзита власти и возможных преемников нынешнего президента Владимира Путина. Да, уже ни для кого не секрет, что текущий президентский срок, согласно действующей Конституции, должен стать для главы российского государства последним. И в этой связи эксперты, политологи и даже представители оппозиционного политического лагеря, не тая душой, активно обсуждают сценарии, которые могут заготовить в Кремле к моменту истечения этого самого срока.
К слову, экспертная среда в этом смысле давно разделилась на два лагеря: представители одного в красках описывают варианты транзита или даже сценарии сохранения Владимира Владимировича у руля государства «навсегда», другие – ментально готовы осознать возможность сценария реальной передачи власти, пусть и по, снова-таки, заранее заготовленному сценарию для заранее заготовленного преемника. И снова преемники И в этом смысле коридор принятия возможных решений довольно скромен.
Больше всего в сочетании со словом «преемник» на слуху имена премьера Дмитрия Медведева, главы оборонного ведомства Сергея Шойгу и главы российской дипломатии Сергея Лаврова. При этом очевидным является один интересный факт, общественность может не принять кандидата, который будет, так или иначе ассоциироваться с действующей властью. И все трое вышеназванных господ к этой самой власти отношение имеют, да еще какое. Разумеется, виноваты в резко негативном восприятии большинства представителей высшего руководства страны не только они.
Приложили к этому руку многие видные единороссы, чиновники и депутаты федерального и регионального уровня. Чего стоят фразы, вроде «государство вам ничего не должно», или «макарошки везде стоят одинаково», или золотое «маленькие пенсии получают бездельники». В этих высказываниях фактически скрывается вся суть текущей вертикали власти, выстроенной, казалось бы, для оперативного принятия решений и эффективной работы на всех уровнях, но, по большому счету, работающей в защиту тех, кто готов на каждом углу демонстрировать населению, чего оно действительно стоит в глазах господ, облаченных в дорогие пиджаки.
Вот и появляются версии с несколько более отдаленными от федерального центра персонами, некоторые из которых, как можно заметить по их выступлениям, делают ставку на «легкую» отстраненность от власти и выстраиваемой ею годами вертикали. Одной из таких персон стал действующий глава Счетной палаты России Алексей Кудрин, решив нанести этой самой вертикали власти, пусть и не сокрушительный, но довольно значимый удар, который вполне может стать чувствительным. По словам Кудрина, для решения текущих задач России усиливать вертикаль власти не стоит.
«Полагаю, это неправильный путь. Напротив, нужно работать над увеличением полномочий муниципалитетов и передавать им дополнительные средства из бюджета», - приводит слова главы СП агентство РБК. Более того, Кудрин уверен, что, принимая во внимание все, что сегодня происходит в российском обществе, усиление вертикали власти создает условия, при которых голос простого человека попросту перестали слышать наверху. Сложно как-то спорить с человеком, во-первых, имеющих столь богатый опыт государственной деятельности, во-вторых, имеющим честь считаться другом президента Путина. Все же помнят, как Владимир Владимирович в свое время не просто называл бывшего главу Минфина своим «другом», но еще и подчеркивал, что из его команды Кудрин никуда не уходил, а лишь немного сменил вектор своей профессиональной деятельности. Да и логики в словах Алексея Леонидовича хватает, ведь многие готовы повторять его «антивертикальную» риторику, причем, на всех уровнях. Но есть одна странность.
Пока «друг Путина» и член команды президента торпедирует «вертикаль власти», сам президент вместе с остальными членами своей команды, прежде всего в исполнительной власти в лице правительства во главе с Медведевым, эту самую вертикаль выстраивает настолько старательно, что счет годам реализации проекта пошел на десятки. Наконец, сам Кудрин принимал участие в «стройке» века, занимая должности вице-премьера в течение 11 лет с некоторыми перерывами. Фактически можно говорить о том, что нынешний глава Счетной палаты оставил значимый след в процессе выстраивания вертикали, а теперь пытается выбить из-под нее фундамент.
Что-то здесь явно не так. Регионы – очень мощная сила Впрочем, найти ответ на эту загадку может оказаться проще, чем кажется. К примеру, как считает глава Лаборатории социально-политических технологий Алексей Неживой, не стоит оценивать конкретные преимущества или недостатки от практической реализации высказанного Кудриным предложения. Эксперт предлагает взглянуть на его «новую» риторику под не совсем стандартным углом, а именно, с точки зрения предстоящей борьбы за власть, которая вполне может развернуться между потенциальными преемниками президента.
«Недавний скандал во Владимире стал свидетельством того, что протест населения против строительства свалки во многом поддерживается на региональном уровне. Местные элиты ведь возмущались приходом в область федеральных операторов по утилизации твердых бытовых отходов. Поэтому, я думаю, что Алексей Кудрин, будучи человеком, который претендует не просто на высокие государственные должности, а на роль пресловутого «преемника», просто таким образом пытается огласить свою программу. В определенных кругах сегодня преемником №1 называют Медведева, а вот Кудрин нередко называется в качестве второго номера. И поскольку в свете приближающегося «транзита власти» Алексей Леонидович немного выпал из повестки торгов между правящими кланами, он решил опираться на элиты в регионах.
Можно констатировать, что преемники Путина начали борьбу за власть», - считает политолог. Что касается причин такого смещения вектора в ставках Кудрина при потенциальной борьбе за власть, то в этом смысле эксперт напоминают, что по отдельности местные элиты значат немного, однако все вместе они представляют из себя колоссальный политический, экономический и социальный ресурс, который к тому же не хочет мириться с федеральным центром и готов выступить в качестве его антагониста. «Это и есть тот самый раскол в российских элитах, когда крупные игроки, претендующие на получение определенной выгоды при трансфере, начинают выбирать, на кого именно им лучше опереться», - подчеркивает Неживой.
И самое главное, о чем говорит политолог, заключается в том, что ставка Кудрина имеет огромный шансы стать выигрышной. «Голосуют ведь регионы, люди идут на избирательные участки именно на местах. В сытые нулевые годы регионалы не подавали голоса, просто занимались бизнесом и ни о чем не думали. У них был свой кусок хлеба, поэтому лезть в политику они особо не стремились, согласившись отдать все на откуп федеральному центру, который неплохо их кормил. Теперь же экономика заметно сжалась, федеральные компании в таких условиях пытаются нарастить жир, поедая средний бизнес.
Именно в этих условиях регионалы начали обращать внимание на политику. И прошедшие выборы стали свидетельством того, что это очень мощная сила, которая, если вздумает встать на дыбы, окажется не по зубам федеральному центру», - подытожил специалист.
Источник - Век.ру
: 0