Хотя начавшийся судебный процесс по уголовному делу о незаконном освобождении Батукаева проходит за закрытыми дверями — из-за того, что часть его материалов засекречена, — секретов по большому счёту в этой истории уже почти не осталось. В интернете появилась кем-то слитая фотокопия очной ставки двух подозреваемых — бывшего вице-премьера Шамиля Атаханова и экс-президента Алмазбека Атамбаева.
Проведена была она ещё в ходе следствия — 21 августа. Этому, напомним, предшествовали такие события. Атаханова арестовали в конце мая. Но уже в начале июня его выпустили из СИЗО под домашний арест, поскольку он согласился сотрудничать со следствием. Тогда же пошли разговоры, что Атаханов сдал, что называется, со всеми потрохами Атамбаева. Ничего удивительного в этом не было. Люди, знающие Шамиля Атаханова с молодости, говорят, что подобным образом он поступал всегда — если его хорошо прижимали или ему это было выгодно. Именно благодаря атахановским показаниям экс-президент Атамбаев, по всей видимости, превратился в основного фигуранта этого уголовного дела. Это вылилось в бурные события в Кой-Таше 7-8 августа, которые увенчались арестом Атамбаева.
Через две недели следователь МВД свёл их обоих — находящегося на свободе Атаханова и заключённого под стражу Атамбаева — лицом к лицу на очной ставке. Как и почему освободили и эвакуировали из страны кримавторитета Азиза Батукаева — теперь уже не секрет. Атаханов, как видно из протокола очной ставки, дал на сей счёт исчерпывающие показания. А ведь он врал начиная с 2013 года, что не имел к этой спецоперации никакого отношения! Как возмущался и даже оскорблял тех, кто упоминал его фамилию в связи с батукаевской темой! Даже перед своим арестом Атаханов с негодованием говорил журналистам, что все подозрения в его адрес — бред и это недоразумение скоро разъяснится. И вот как он заговорил потом.
При очной ставке присутствуют адвокаты обоих подозреваемых. Идёт запись на видеокамеру. Атаханов, как это принято по процедуре, отвечая на вопрос следователя, говорит, что личной неприязни к Атамбаеву не испытывает. Атамбаев давать показания отказывается. «В октябре 2011 года, — начинает рассказывать Атаханов (стиль протокола сохранён), — я был назначен председателем ГКНБ. Спустя 2-3 месяца президент Атамбаев поставил задачу экстрадировать Жаныша Бакиева, так как все законные методы экстрадиции были исчерпаны. Речь шла о проведении специальной операции. Я сказал, что проработаю данный вопрос с сотрудниками. Спустя некоторое время я доложил, что операцию мы можем провести своими силами, однако необходимо выделение средств для проведения спецоперации. Вопрос остался на рассмотрении президента Атамбаева».
Стоит напомнить, что для Алмазбека Атамбаева этот вопрос был одним из самых больных. И до президентских выборов 2011 года, когда он был премьер-министром, и во время выборов, и после них Атамбаев обещал народу вернуть Бакиевых в Кыргызстан в наручниках. И, как видно, едва став президентом, решил действовать, вернув хотя бы для начала зловредного брата беглого экс-президента. Под спецоперацией, судя по всему, понималось то, что Атаханов пообещал Атамбаеву Жаныша Бакиева попросту выкрасть — по всей видимости, из Беларуси.
«Через некоторое время, — продолжает Атаханов, — ко мне на приём записался корреспондент журнала «Огонёк» Алимжан Мирзаев. Он принёс с собой две иллюстрированные книги, одна — о президенте Татарстана Шаймиеве, вторая была о бывшем президенте Чечни Ахмате Кадырове.
И сказал, что может подготовить такую же книгу о президенте Кыргызстана. Я ему сказал, что по этому вопросу он должен обратиться в администрацию президента. Тогда он сказал, что у него есть ещё один вопрос, что со мной хочет встретиться один из влиятельных сподвижников Рамзана Кадырова, депутат Госдумы РФ Адам Делимханов. На мой вопрос о теме переговоров Мирзаев ответил — о болезни «вора в законе» Батукаева». Понятно, что разговор о книгах был лишь поводом. Но почему, интересно, парламентёр обратился не к кому-нибудь, а именно к Атаханову? Ещё в ту пору шли разговоры о том, что с чеченцами этот высокопоставленный чиновник поддерживает некие особые отношения. «Об этом разговоре,— продолжает Атаханов, — я доложил президенту Атамбаеву и попросил разрешить встретиться с Делимхановым.
Разрешение я получил, через некоторое время Делимханов прилетел на частном самолёте в Бишкек, и на борту мы провели встречу. В её ходе Делимханов сказал, что Батукаев давно болен, у него неизлечимая болезнь и что по законам он может быть выпущен и экстрадирован в Чечню. Я ему сообщил, что это невозможно, надо провести обследование, чтобы доказать у него наличие болезни. В ходе переговоров появился один из вариантов решения вопроса. Я сказал: если вы можете экстрадировать Жаныша Бакиева, мы можем рассмотреть вопрос освобождения Батукаева. Делимханов ответил, что должен согласовать этот вопрос. Через некоторое время он позвонил и сказал, что они могут экстрадировать Ж. Бакиева в Кыргызстан. Об этом варианте я доложил президенту Атамбаеву, представил ему пояснительную записку о состоянии болезни Батукаева, о том, какую роль играет Батукаев в криминальной обстановке в Кыргызстане. В ней было отмечено, что обстановка накаляется в связи с конфликтом между группировками Батукаева и Кольбаева, что Батукаев обладает большим влиянием в преступном мире.
Подтверждение этому — в 2011 году по всем колониям он организовал бунт как протест против усиления борьбы против ОПГ в Кыргызстане. В связи с этим я был согласен на экстрадицию А. Батукаева в Чечню». О том, что к освобождению Батукаева мог быть причастен Делимханов, газета «Дело №…» писала в публикации «Операция «Эвакуация» ещё весной 2013 года — вскоре после выезда «вора в законе» из страны.
Адам Делимханов — родственник Рамзана Кадырова, в одном из интервью чеченский лидер даже назвал его своим возможным преемником. Репутация у этого деятеля была весьма сомнительная. Но именно с ним власти Кыргызстана заключили эту авантюрную сделку.
И втравил в эту сделку весь Кыргызстан, получается, Шамиль Атаханов.
Президент Атамбаев, по словам Атаханова, дал согласие на проведение спецоперации. Хотя и засомневался: а какие гарантии, что чеченская сторона выполнит соглашение? «Я передал Делимханову сомнения нашей стороны, — продолжает Атаханов. — Через некоторое время он сообщил, что Рамзан Кадыров готов переговорить с Атамбаевым и подтвердить свои обязательства. И ещё через некоторое время разговор между Атамбаевым и Кадыровым состоялся. Делимханов мне позвонил и сказал: «Ты получишь поручение». И я получил от президента Атамбаева поручение о проведении по согласованию сторон операции».
Из дальнейшего рассказа Атаханова становится понятно, какое отношение к этой истории имеют ещё два фигуранта уголовного дела — бывший завотделом безопасности, правопорядка и обороноспособности аппарата правительства Марат Бекенов, бывший чекист, приближённый к Атаханову, и экс-секретарь Совбеза Бусурманкул Табалдиев.
Первый, напомним, тоже пошёл на сделку со следствием и на судебном процессе пока выступает в качестве свидетеля. Второй подался в бега и объявлен в розыск. «Поскольку указание не было оформлено письменно, устное указание я реализовал через сотрудников ГКНБ, в частности Бекенова, который выполнял ряд поручений в этом направлении, — продолжает Атаханов. — После того как в ноябре 2012 года я был освобождён от должности председателя ГКНБ, я ещё по инерции координировал какие-то вопросы. В частности, когда мне сообщили, что З. Рысалиев (председатель Госслужбы исполнения наказаний) начал тормозить какие-то вопросы, я, будучи министром ВД, зашёл к Атамбаеву и сказал, что у меня с Рысалиевым неприязненные отношения и я не могу с ним обсуждать эту тему.
Атамбаев сказал, что это он поручит Б. Табалдиеву, который в то время занимал должность завотделом правоохранительных органов (аппарата президента). Когда Табалдиев стал председателем ГКНБ, он мне позвонил и спросил, почему чеченская сторона не выполняет свои обязательства. Я связался с Делимхановым, он пояснил, что делается всё возможное, но из Кыргызстана пошла большая утечка информации, и Жаныш Бакиев скрылся и находится в Арабских Эмиратах. Они его отслеживают, как только он вернётся, они исполнят свои обязательства. Утечка действительно была большая. Примерно в конце 2012 года или в начале 2013-го Феликс Кулов в интервью сказал, что Атаханов инициировал вопрос экстрадиции Ж. Бакиева.
Я передал Делимханову контакты Табалдиева и дальше был не в курсе, что происходило». А дальше случилось банальное — чеченская сторона кыргызскую власть тупо кинула. Даже после того, как Жаныш Бакиев окончательно обосновался в Беларуси, и после того, как в марте 2013-го спецоперация завершилась и Батукаев был с почётом отправлен в Чечню, чеченцы брата беглого экс-президента Кыргызстану на блюдечке так и не предоставили. Может, они откупились от кыргызских властей деньгами? Сколько же миллионов долларов и кому отвалили чеченцы за освобождение Батукаева? «Каких-то материальных интересов, о которых писала пресса, я не имел, — отвечает на это Атаханов. — И президенту Атамбаеву никаких денег не передавал».
Ещё из этого протокола видно — подельники на следствии топили и самого Атаханова. Так, вышеупомянутый чекист Бекенов в своё время на очной ставке с Атахановым утверждал, что тот давал ему указание найти онкологов, которые подобрали бы Батукаеву диагноз, позволяющий его освободить. Атаханов эти показания вначале подтвердил. Потом стал вилять, пытаясь свалить всё на Бекенова. На очной ставке с Атамбаевым Атаханов вынужден признать: «У Батукаева были какие-то болезни, лейкоз какой-то степени, но он не подпадал под перечень (для освобождения). И я давал указания найти причины, которые могли освободить Батукаева по болезни. Это была спецоперация», — ещё раз подчёркивает Атаханов.
Уточняющий вопрос следователя: «Для проведения спецопераций такого рода требуется ли письменное указание или распоряжение?» «Конечно, требуется, — отвечает Атаханов, — но устное указание Главнокомандующего тоже имеет юридическую силу». Следователь: «Вы требовали у президента Атамбаева письменного указания о проведении операции?» Атаханов: «Да, просил. Президент обещал, что будет письменное распоряжение, но оно так и не поступило». «Вы подтверждаете показания сидящего напротив вас Атаханова?» — обращается, наконец, следователь к подозреваемому Атамбаеву. Тот от ответа отказывается.
Атамбаевской подписи нет и в протоколе очной ставки. Алмазбек Атамбаев и Шамиль Атаханов когда-то были не подельниками, а начальником и подчинённым. Сейчас подсудимый Атамбаев отказывается участвовать и в судебном процессе по уголовному делу о незаконном освобождении Батукаева.
Источник: https://delo.kg/?p=39004
: 0