15 октября исполнится ровно два года с момента вступления Сооронбая Жээнбекова в должность главы страны. Все это время нас старательно пытаются убедить, что президент трудится на благо Кыргызстана, не покладая рук, в том числе и на внешнеполитической арене. Обеспечивая гарантии партнерства и добрососедства, привлекая в страну новые инвестиции и важные стратегические проекты. Словом, что президент делает именно то, что и положено делать президенту. Так ли это? Давайте проверим.
Что Жээнбеков большой любитель зарубежных вояжей, стало понятно практически сразу. Только вступив в президентскую должность, он тут же принялся наносить визиты в другие государства и за первый год работы успел трижды посетить Россию, дважды – Казахстан, по разу - Турцию, Узбекистан, Бельгию, Таджикистан и Беларусь. Несклонные критиковать Жээнбекова эксперты по итогам его первого года работы поставили ему в заслугу оживление партнерских отношений с Турцией и потепление диалога с Казахстаном, с которым прежде наблюдалась некоторая напряженность.
Однако эта медаль в копилку Жээнбекова оказалась о двух сторонах. И на оборотной было отчетливо заметно, что Турция лишь усилила свое экспансивное влияние на территории КР, добившись контроля над кыргызско-турецкими школами, бывшими прежде яблоком раздора между государствами, и потребовав выдачи данных турецких граждан, не поддерживающих политику Эрдогана. Таким образом, турецкая сторона продолжила реализовывать свои планы по распространению идеологии действующего президента Турции и поддержки исламизации центрально-азиатского региона. А вот никаких крупных инвестиционных или стратегических проектов, способных поддержать экономику Кыргызстана, с Турцией у нас так и не сложилось.
Якобы «реанимированная дружба» с казахами тоже по факту оказалась сплошным прогибом под соседей, спорные ситуации с которыми исчезли только потому, что с Казахстаном вообще перестали спорить. Сосед, как и раньше, периодически закрывал границу, запрещал ввоз мясомолочной продукции из КР, только теперь на этом не акцентировали внимание на правительственном уровне. Что же касается России, где Жээнбеков в свой первый год бывал чаще всего, и двух других ближайших соседей, о результативности этих поездок президента можно судить уже по следующему году его работы.
Итак, что же с Россией? Официальные пресс-релизы и новостные сводки, сообщавшие об итогах встреч Сооронбая Жээнбекова с руководством РФ, пестрели его заверениями в союзничестве, создании благоприятного инвестиционного климата, дескать «приезжайте к нам, соседи, развивайте у нас бизнес», поддержании статуса русского языка и т.п. Неизвестно, правда, что осталось за кулисами официальных и рабочих встреч, но оба ответных визита в 2019 году – сначала в Кыргызстан приехал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, а затем и президент Владимир Путин – обернулись стыдным конфузом.
Наша принимающая сторона очень уж заметно терялась и не знала, о чем вообще говорить с высокопоставленными гостями. Так что, в итоге делегацию Лаврова, а позже и Путина, просто очень благодарили «за все!» и дарили, предусмотренные дипломатическим протоколом, символичные подарки. Сам собой напрашивается вывод, что Жээнбеков в ходе своих предыдущих вояжей в Россию вообще не подготовил почву для конструктивного и предметного диалога по существу, отвечающего на вопросы, так где и в чем Кыргызстан хотел бы посотрудничать с Россией.
Запамятовал глава страны и о том, что на территории РФ находится наибольшее число трудовых мигрантов из Кыргызстана, а в последний раз двусторонний диалог касался этого вопроса в 2014 году. И тогда же граждане КР получили последнее законодательно закрепленное улучшение своего положения на территории России. Жээнбеков о существовании трудовой миграции и необходимости защищать права своих граждан будто бы вообще забыл.
Прошлогодние визиты в Узбекистан и Таджикистан, очевидно, тоже никакой практической пользы не возымели. Поскольку 2019 год стал рекордным по количеству приграничных конфликтов, а в разгар одного из них, весной этого года, Жээнбеков вообще предпочел отправиться с визитом в Германию, игнорируя необходимость решать острый вопрос столкновения на границе.
Тут бы можно предположить, что глава страны выбрал приятную европейскую поездку не комфорта ради, а строго для дела. Но вот что в сухом остатке: аппарат президента по итогам встречи Жээнбекова с Ангелой Меркель бодро рапортовал о том, что сторонами заключено соглашений на сумму аж в 1 млрд евро, и Кыргызстан планирует сотрудничать с Германией в торгово-экономической сфере, гидроэнергетике, промышленности, сельском хозяйстве, туризме, науке и образовании. Это было в апреле, а сейчас октябрь – и ни одно из упомянутых так обтекаемо и в общих чертах кыргызко-германских соглашений так и не заработало на практике.
Похожая ситуация с фиктивным потрясанием будто бы добытыми Жээнбековым для страны замечательными кредитами и инвестициями сложилась с Китаем. Китайская сторона еще в 2018-м якобы выделила Кыргызстану 100 млн долларов «помощи», однако с тех самых пор об этих деньгах ни слуху, ни духу. В марте уже текущего года Жээнбеков опять съездил в Китай, причем, прицельно именно на инвестиционный форум. Глава КНР Си Цзиньпин заявил об амбициозном проекте «Один пояс – дин путь», в рамках которого Китай планирует потратить около 3 трлн долларов и предлагает странам региона Шелкового пути массу возможностей для сотрудничества и инвестиционных вложений.
По итогам форума, как сообщалось впоследствии, участники заключили 283 соглашения на общую сумму 64 млрд долларов. И угадайте, глава какой страны вернулся на родину ни с чем? Да, именно. Даже на инвестиционном форуме Жээнбеков умудрился прошляпить инвестиции.
При этом, накануне второй годовщины своего президентства, Жээнбеков продолжает оставаться рекордно разъезжающим по заграницам президентом. Он по-прежнему исправно сам присутствует на всех зарубежных встречах и многосторонних переговорах в рамках экономических и геополитических объединений. С точки зрения посещаемости, он конечно отличник! Вот только, если коснуться вопроса его внешней политики, а точнее попробовать ответить, на что именно она похожа, то получается просто очень эффектно обставленный туризм за государственный счет. И ничего больше.
Карина Тен
: 0