24 июня состоялось первое заседание Комитета по развитию промышленности и предпринимательства. Данная новая структура не является дополнительным госорганом, а образованна президентом с совещательной целью, как площадка для диалога бизнеса и власти. В комитет вошли 25 человек, а его председателем стал сам Сооронбай Жээнбеков. В ходе заседания глава страны раскритиковал предпринимателей, заявив, что «создается впечатление, будто сам бизнес не хочет заниматься промышленностью», в то время как госорганы, согласно отчетам, создали для этого все необходимые условия. Парадокс? Нет, просто руководство страны как всегда не хочет замечать очевидное.
Еще больше разговоров
Жээнбеков не впервые берется провести прямые переговоры госорганов и бизнес-сообщества. В прошлом году он уже встречался с предпринимателями в присутствии членов правительства и глав профильных ведомств. Тогда получившие возможность высказаться бизнесмены, отвечая на вопрос о том, какие есть системные проблемы, указывали на несовершенство законодательства, раздутый бюрократический аппарат и препоны, которые чинят им сами же госчиновники.
В этот раз бизнесменов вновь опросили на предмет того, что мешает отечественным предпринимателям и иностранным инвесторам открывать новые производства и создавать новые рабочие места. И результат, как видно, очень озадачил президента: «Высказанные точки зрения бизнесменов и предпринимателей противоречат мнению государственных органов. Другими словами, пока не создается реальный диалог между бизнесом и государством. Государство должно приложить усилия, чтобы стать реальным партнером бизнеса. А бизнес должен стать равноправным участником процесса развития», - сделал вывод Сооронбай Жээнбеков.
То есть, говоря простым языком, предприниматели раз за разом указывают на неудовлетворительную работу государственных органов в обеспечении гарантий для бизнеса и предпринимательства, а сами госорганы считают, что хорошо справляются с работой. И вывод, который делает из этого президент – что власти и бизнесу не хватает диалога! Не управленцы не умеют управлять, и не чиновники погрязли в коррупции и бюрократии, о чем и пытаются культурно сообщить бизнесмены, а просто надо еще больше разговоров, после которых, как показало время, все равно ничего не меняется.
Теневая экономика и «крышевание» бизнеса властью
Не будем голословными, и посмотрим, оправданы ли претензии бизнесменов, и как на деле работают госорганы. Недавно Минфин опубликовал отчет о налоговых поступлениях за первые четыре месяца 2019 года, согласно которому в бюджет страны поступило на 1,1 млрд сомов меньше, чем за тот же отчетный период прошлого года. Причиной, как указали в ведомстве, стало невыполнение плана по налоговым сборам со стороны Государственной таможенной службы и Государственной налоговой службы.
ГНС заверила, что это сезонный показатель, и к концу полугодия ситуация выправится. Таможенники промолчали. Хотя их ответ, надо думать, был бы тем же самым – недостачу таможенных сборов в ГТС тоже регулярно объясняют сезонностью. Между тем, налогов за отчетный период было собрано меньше запланированного впервые с 2011 года – с этого момента стали открыто публиковаться данные о доходах.
А согласно отчету Международного валютного фонда за 2018 год, доля теневой экономики в КР составляет 30% к ВВП. Само правительство во главе с Мухаммедкалыем Абылгазиевым называло и большую цифру - 40%. В связи с чем кабмин планировал в 2019-ом ввести новую фискальную политику.
Заметных новшеств, однако, так и не случилось. И когда Минфин сообщил, что план по налоговым сборам не выполняется уже на 7%, правительство через ГТС и ГНС обратилось за поддержкой к предпринимателям, предложив им заплатить налоги вперед, авансом за будущие месяцы. Налоговая служба подчеркнула, что мера эта была добровольной, и предложение адресовалось только крупным предпринимателям. Как бы то ни было, но правительство и надзорные органы тем самым попросту расписались в собственной беспомощности. Дескать, усовершенствовать фискальную политику не можем, но дыры в бюджете латать надо и красивую отчетность нарисовать тоже, так что киньте денежек авансом, пожалуйста.
Почему не получается ввести нормальную фискализацию? Мнения независимых экспертов и аналитиков рынка на этот счет разнятся, но дополняют друга и складываются в общую картину. Во-первых, торговля легального бизнеса страдает от дешевого импорта, который поступает в страну без уплаты НДС. В ГНС даже подтверждали, что на пространстве ЕАЭС есть крупные компании, которые ввозят товары без таможенного контроля и избегают уплаты пошлин. Во-вторых, часть отечественных крупных компаний избегают налогов, имея протекцию в высших властных кругах.
На этот счет высказывалась и член парламентского комитета по экономической и фискальной политике Эльвира Сурабалдиева: «У премьер-министра есть намерения ввести фискализацию. Но политические силы, которые владеют денежными средними и крупными предприятиями, этому препятствуют. Из-за политических противоречий, этот проект не реализуется. Если, к примеру, вы увидите условия оплаты налогов торговцами рынков и владельцами этих рынков, вы удивитесь. На рынке налоги заставляют платить всех, не исключая мелких торговцев. Но до сегодняшнего дня, оказывается, неизвестно, сколько на рынках торговых точек. Значит, есть сокрытие налогов».
Реальные проблемы
Вот, собственно, и ответ на вопрос, что мешает развитию предпринимательства: либо ты аффелирован с властью и тогда у тебя все хорошо, либо надзорные органы будут трясти тебя как липку, чтобы выжать по максимуму и тем самым прикрыть дыры в своих отчетах. И это только внешняя сторона проблемы, а ведь есть еще и коррупционная составляющая – сколько и кому понадобиться занести «в конверте», чтобы госорганы не прессовали, этого никакие официальные отчеты не расскажут.
В том, что касается таких крупных отраслей промышленности, как, скажем, горнорудная, внешние инвесторы разбежались, потому что вести дела в Кыргызстане муторно и не безопасно. В какой момент депутаты или правительство решат взбрыкнуть и заняться популизмом, запрещая разработку или сдирая еще какой-нибудь экологический сбор-побор, никто предсказать не может. Местных жителей, которые могут устроить дебош, тоже никто не отменял. Вот и не зарятся иностранные инвесторы на наши недра.
И пока сами госчиновники бодро рапортуют, что создали все необходимые условия, люди на местах видят принципиально иную картину. Так, например, директор общественного фонда «Помогать легко» Динара Аляева на своей странице в Facebook пишет: «Я не буду проводить опрос на тему: Придут ли инвесторы в Кыргызстан в ближайшие 10 лет.
Потому что ответ очевиден. Вот уже год в Национальном центре онкологии сиротливо висит табличка ПЭТ, но самого позитронно-эмиссионного томографа или инвестиционного проекта стоимостью в 5 миллионов долларов нет, и навряд ли будет. А все дело в том, что ПЭТ от турецкого инвестора ушёл в Узбекистан и уже благополучно работает на благо онкобольных.
С делегацией ШОС от Индии приезжали бизнесмены, которые никогда здесь не были, реальности не знают, в надежде найти партнёров на нашем рынке. Но они сиротливо мыкались между чиновниками, которым это сотрудничество по барабану, так как «выхлопа» для своего кармана нет. Бизнесмены уехали, и все что они запомнили об инвестиционном климате Кыргызстана - это холодные, растерянные глаза местных чинуш и многочасовые пробки.
А теперь порадуемся за соседей узбеков! Уже 4 фармзавода будет построено в рамках межправительственных соглашений. Землю инвесторам отдали на 30 лет, главное чтобы работали. А у нас нет элементарных законов или нормативных актов, чтобы заинтересовывать инвесторов».
Глава Ассоциации отечественных производителей Бакыт Дегенбаев резюмирует: «В том, что никаких сдвигов в экономике в ближайшие 3-4 года не предвидится и не будет, уже нет ни малейшего сомнения, если только не случится чудо в 2020. Удручает одно, что продолжается массовая миграция. К миграции мы как-то привыкли, это когда уезжают один или два члена семьи на сезонные заработки, но второй-третий год подряд начали уезжать молодые семьи с детьми навсегда. Это никем невосполнимая утрата человеческого потенциала, а это ведёт к утрате экономического потенциала, оборонного потенциала, интеллектуального потенциала».
А президент все пытается наладить какой-то мифический диалог между бизнесом и госорганами. Хотя очевидно, что с нынешними кадрами в этих госорганах любые переговоры – игра в «глухой телефон».
Карина Тен
: 0