Все счастливы одинаково, а несчастливы — каждый по-своему. Побеждает же тот, кто концентрируется в точке.
Дало ли Правительство возможность Олегу Панкратову сосредоточиться в этой точке? Видимо нет. Когда он попросил сменить своих замов, Премьер его не услышал. Попробуем разобраться. А почему?
Мог ли Министр, привлекать и надеяться на участие научного и экспертного сообщества, институтов гражданского общества к разработке предложений и рекомендаций в области развития республиканской экономики, обеспечения и защиты прав предпринимателей? Обычно это только красиво говорится. Интеллигенция, хлебом ее не корми, любит безвозмездно советовать власти, докладывать власти, доносить до власти. Но вот интересно: те, кто, к примеру, тормозят социально-экономическое развитие республики, делают это весьма возмездно. Или те, кто умудрился очень быстро восстановить против Минэконоразвития бизнес - структуры еще даже и не начавшимися предлагаемыми Программами , тоже делают это, ох, как возмездно.
Кыргызстан готовится к региональному цифровому прорыву. Прорыв, видимо, будут осуществлять прокуроры, следователи, налоговики и т. п? Именно они создадут новые рабочие места, новых налогоплательщиков, внедрят инновации, ведь в части качества и количества расследования дел в сфере экономики они уже добились выдающихся достижений. По большому счету инновации внедрять не надо, за ними со стороны предпринимателей должна идти «охота», что мы и, наблюдаем в четырех странных – азиатских «тиграх».
В Кыргызстане наступает разочарование. Иллюзии рассеиваются. Надежда уплывает. Слова Президента о защите бизнеса прошли мимо тех, кто должен был быть главными помощниками Олега Панкратова. А отлично работающий механизм прессования бизнеса продолжил свою разрушительную миссию. От одной крайности беззакония и беспредела нулевых республика покатились в другую: огромная зависимость предпринимателей от людей в погонах и чиновников всех рангов.
В обществе актуальна тема состояния малого и среднего бизнеса (МСБ). Она на сегодня горячая, поскольку все понимают, что дела в регионах двигаются не в сторону успешного развития. Между тем МСБ должен быть драйвером, создающим хорошие перспективы на рынке труда. Первый вопрос Минэкономразвитие и адресовало представителям бизнеса: какие тенденции они сейчас видят, как выглядят те проблемы, с которыми бизнес чаще всего сталкивается, и что, быть может, внушает робкую надежду на позитив в будущем? Однако дождавшись ответа на этот вопрос Олег Панкратов не смог приступить к его реализации.
Возможно в республике , классическое двоевластие, когда есть несколько сторон власти, в смысле не ветвей, а кланов, и одни работают против других. Одни говорят: «Мы будем поддерживать бизнес», другие говорят: «Ага! А мы организуем бизнес для своего кармана».
Президент говорит то, что наиболее активные члены общества хотят услышать, а его окружение делает, что хочет. То есть фактически внедряет ползучую контрпродуктивную программу по устранению неугодных.
Давно назрела необходимость ограничивать компетенцию надзорных органов и сокращать их. Другого варианта нет.
А причина – понятна: Президент пытается добиться результата словами, а словами здесь ничего не добьёшься. Здесь должны быть очень жёсткие действия. Как в любом другом деле. Вы же не построите дом словами? Вот и здесь то же самое. Надо реально строить контроль и надзор, который не будет хамским по отношению к бизнесу. А он сейчас хамский.
Есть императивы социально–экономической политики и реальный курс правоохранительных органов. На самом деле никто не отменяет доказательный порядок. И прокурорские органы, которые должны защищать по закону о проверках, им всё равно бы всё охватить.
С другой стороны, в республике прослеживается презумпция виновности бизнеса. Таков общей характер сложившейся системы исполнительной власти. Императивы и установки – это одно, а реальность совсем другая.
Мог ли это изменить Панкратов? Многие установки в правительстве правильные, но это всё в режиме ручного управления, а не системности. Всё чаще и чаще нужно ручное управление, система создана, но она не работает. Работает в формате ручного управления и мешает развитию.
Сегодня развитие предпринимательской инициативы должно быть одной из генеральных линий политики государства, для того чтобы поднять долю малого и среднего бизнеса в формировании бюджета. Этот посыл давал Министр, и, наверное, он определял какой-то курс.
Другое дело – на местах всё делается почти с точностью до наоборот. Но в этом во всем есть в том числе, наверное, и позитивное начало, бизнес так устроен, он очень живучий, и некоторые абсолютно верят в такой постулат – «Что нас не убивает, делает нас сильнее».
То есть главное, чтобы не «убили». Но всё это заставляет бизнес быть более гибким, изворотливым и живучим. Хотя это, и не правильно. Страховать свой бизнес, защищать его, смотреть шире по сторонам, больше того – держать нос по ветру.
На самом деле так происходит во всём мире. Панкратов общался с большим количеством бизнесменов, в том числе из Европы, Китая и из-за океана. И их власть тоже «прессует» достаточно, но они становятся от этого более живучими. Так устроен мир. Многие уже относятся к этому чисто философски. Мы где-то определённым образом привыкаем к этому давлению, где-то – учимся противодействовать.
С бизнесом в республике крайне проблематично. Почему бизнесу трудно? Происходит это еще и, потому, что существующая система обыгрывает Президента. Он вроде как и поручения дает, но система изначально заточена против инициативных людей. Получается, человек против паровоза. Президент говорит правильные вещи, только очень запоздало. Вот, допустим, он провел совещание по
цифровизации. А был ли интерес у слушателей? Некоторые от скуки уснули.
В чем логика? Кто выполняет поручения Президента? Предприниматели знают, что в ряде мест существует негласное правило: если пришла проверка – она без штрафа уйти не должна. Пополнять бюджет-то как-то надо, а за счет чего? Вот и берут штрафы, если кто не смог откупиться.
Второй пример. Как и кому выдают медицинские книжки? Проверка показывает, что на рынках есть работники – носители ВИЧ.
Надо сказать, что предприниматели в республике жаловаться не привыкли. Когда их спрашивают представители государственных структур, чем им, бизнесу, помочь, то они всегда отвечают: «Вы просто не мешайте, и все! Это лучшая помощь! Не нужны никакие инвестиции, ничего не нужно, просто нас не трогайте, мы сами разберемся». Это основа.
Но хотелось бы подчеркнуть, что именно в Кыргызстане очень комфортно вести бизнес. В республике регионы не богатые, а чем беднее человек, тем больше он потребляет не дорогих вещей, компенсируя свою бедность, и тем комфортнее ситуация для бизнеса.
Есть такая общеизвестная поговорка: «Если хочешь быть богатым – работай для бедных». И в регионах есть возможность следовать этому совету. Если бизнесу не будут мешать.
Если резюмировать, то прибыль стала меньше, а администрировать государство стало лучше. И налоговые поступления условно растут, а прибыль у предпринимателей снижается. Соответственно, предприниматели говорят: «А нам-то как инвестировать в новое оборудование, узнавать что-то новое и так далее? Мы все отдаем!».
И если посмотреть статистику, то поступлений в бюджет стало больше от того или иного сектора. Почему? А потому что стали лучше администрировать.
Новому Министру желательно задуматься, по поводу вот этой фразы «лучше администрировать». Он не должен быть ближе к административным кругам и, больше с ними общаться, ему, понятие «лучше» не должно быть ближе, а мы бы сказали «больше» или «тщательней», возможно, для исключения из правил.
В общем, в Кыргызстане возрастает налоговая и неналоговая нагрузка при очевидном падении выручки. Бизнес получаем эффект, когда доходная часть падает, расходная часть растет, а гайки-то при этом пока закручиваются. Задача нового Министра ослабить эти гайки. Если ему это удастся, то честь ему и хвала за это.
Михаил Червонных, экономист, д.э.н.
: 0