В СМИ нарастает полемика: надо ли было отдавать Назарбаеву казахские земли Китаю, говорится об отданных значительных территориях, но конкретной цифры отданных земель нет.
В период исторического расширения Российской империи, граница Китая с сопредельными государствами, в том числе и с Россией устанавливалась по горным хребтам, вершинам гор, рекам и озерам. Великий географ – исследователь Центральной Азии Николай Михайлович Пржевальский писал о том, что он сильно сомневается в точности древних карт, ведь они весьма не совершенны и часто грешат крупнейшими ошибками.
Так возник спор об легендарном кочующем озере Лоб–нор, спор, который получил удовлетворительное решение только в ХХ веке.
Лобнорская проблема в течении долгого времени не сходила со страниц печати, даже после смерти Пржевальского. Еще не так давно вновь обратился к ней Козлов, когда на страницах Известий Государственного Географического общества опубликовал свою статью «Кочующие реки Центральной Азии».
В настоящее время общеизвестно, что в Средней, Центральной и Восточной Азии реки «кочуют» на равнинах, меняя периодически свое русло. Примером таких изменений течения могут служить великая китайская река Хуан – хэ на Восточно – китайской равнине, коснулось это и реки Амур, образовавшей раннее не существующий остров «Даманский» и других рек.
Потому то и Лоб–нор оказался кочующим водоемом, ибо он полностью зависит от положения рек, снабжающих его водой.
Однако на китайских картах озеро было изображено в северной части пустынной впадины Лоб, но затем гидрографическая сеть изменилась, главные потоки устремились на юг. Исчезло древнее озеро Лоб–нор, на его месте остались солончаки, небольшие блюдца озерков, глинистые поверхности - такыры. Возникло новое озеро на юге, которое просуществовав до начала ХХ века, вновь начало возрождаться на севере и, такие примеры не единичны.
В 1966 году студентка второго курса Пекинского университета выпустила листовку и прикрепила ее на центральной площади столицы.
В листовке она попыталась отобразить то двуличие, которое было присуще руководящему составу и преподавателям университета. После того как листовку доставили Мао, он приказал «ударить по штабам», в Китае началась «культурная» революция, которую возглавили хунвэйбины.
Они вернулись к старым картам по демаркации границ с Союзом и совершили в 1967 году вооруженную провокацию на острове «Даманский», посчитав этот остров своим. После двух боестолкновений, убитые и раненые были с обеих сторон.
В настоящее время острова «Даманский» на Амуре нет, а есть полуостров отошедший к Китаю, который китайцами был создан рукотворно – отсыпав дамбу к острову.
В 1968 году боестолкновение произошло уже в Казахстане на границе в местечке Шаланашколь, где также были убитые и раненые.
Подобная ситуация, с изменением границ, относилась и к вершинам гор. Обычно в горах граница устанавливалась по самой высокой вершине, которая в то время определялась визуально, без каких либо приборов.
В последствии вершины гор покорялись альпинистами, в основном советскими и, уже ими определялась та или иная высота гор.
К примеру на Памире есть три самых высоких вершины: пик «Победы», пик «Ленина», пик «Коммунизма», правда название некоторых из них сейчас звучит по другому.
К сожалению, самой высокой вершиной оказалась не та, которая отображалась в картах демаркации, а совершенно другая вершина, соответственно и претензии Китая к территории, как и по «кочующим» рекам. Союз, в срочном порядке, начал разворачивать второй эшелон войск на советско–китайской границе и довел численность группировки до одного миллиона «штыков».
Россия, Казахстан и республики Средней Азии в постсоветский период пошли во взаимоотношениях с Китаем другим путем. Не обостряя отношения, а наоборот строя их на дружественной и взаимовыгодной основе. Однако, для этого надо было отдать часть спорных территорий Китаю? Первыми решились на этот шаг республики Средней Азии и Казахстан, в начале нулевых годов это сделала и Россия.
Хотя сегодня предлагаемые Пекином программы являются частью глобальной экономической экспансии Поднебесной, в рамках которой государствам очень непросто защищать свои интересы. Официальная китайская пресса утверждает, что стратегия Нового шелкового пути не является обременительной для стран партнеров. "Один пояс, один путь" – это процесс открытости и взаимовыгодных условий, утверждают китайцы. Однако за этими лозунгами скрываются тонкости китайской политики, как к примеру того, что они смогли добиться по спорным территориям.
Кроме того, для России еще и означает следование Китая режиму антироссийских санкций. Что проявляется в запретах на кредитование российских предприятий.
Казахстанским оппозиционным лидерам надо видимо, наоборот, благодарить Назарбаева за то, что он сумел увеличить территорию Казахстана за счет кыргызских земель долины Каркыра Тюпского района. Забрав эти земли у соседней республики, он присоединил их к Кегеньскому району.
В Союзе были выделены миллиарды рублей на то чтобы построить высокогорный почти 30 километровый канал «Каркыра-Тюпка» для увеличения бассейна озера Иссык–Куль и использование воды на внутрихозяйственные нужды. Депутаты Жогорку Кенеша при предыдущих Президентских режимов до 2010 года были озабочены тем, чтобы избавиться от каркыринских земель, что ими успешно и было сделано. Зато сейчас готовый отстроенный канал приходит в негодность и разрушается.
Однако, нынешний депутатский корпус это никак не напрягает: созидать всегда тяжелее, чем продавать. Но этот разговор уже совершенно на другую тему...
Михаил Червонных, экономист, д.э.н.
: 0