19 декабря президент Сооронбай Жээнбеков дал итоговую пресс-конференцию за уходящий 2018 год. Общение Жээнбекова со СМИ продлилось более трех часов. Журналисты успели задать главе страны массу разнообразных вопросов и получить столько же замечательных ответов – обтекаемых, как дельфинье тело, и прозрачных, как небо над Бишкеком этой зимой.
Самые честные люди страны…
Номинация, в которой, по версии президента, с огромным отрывом побеждает в этом году семья Матраимовых. Что бы ни говорила журналистка Эльнура Алканова, которая в ходе своего редакционного расследования вместе с коллегами нашла у скромного таможенника «Раима-Миллиона» и его родни элитную недвижимость, магазины и даже целый спорткомплекс. С этими фактами президент конечно пообещал ознакомиться поближе, но: «Матраимовы всегда честно работали для СДПК. В течение восьми лет не обращали внимания на Матраимова, а как я начал работать на посту президента, сразу стали говорить, что это мой приближенный. Он до меня работал, недавно судился по поводу увольнения и выиграл. Теперь это решение приписывают мне. Он был хороший, а когда я стал работать, стал плохим. Разве это поддается логике?», - изумился президент.
И действительно, логике тот факт, что подозреваемый крупный коррупционер вернулся на прежнюю хлебную должность, совершенно не поддается. Вот только не надо лукавства. Сняли Матраимова еще до президентства Жээнбекова. А вот вновь смело появляться на публике он начал как раз при Жээнбекове. И дружески встречаться на юге страны с Асылбеком Жээнбековым - тоже уже после инаугурации нового президента.
Родственные связи не решают…
Кстати, о президентских родственниках. Как так журналисты насчитали более десяти родственников Жээнбекова во власти и на госдолжностях, сам глава страны совершенно не в курсе. Прямо мистика какая-то. Никого Жээнбеков никогда не продвигал (да-да, и своего брата Асылбека в том числе). Об «СДПК без Атамбаева» знать ничего не знает. И тот факт, что участники данного движения чуть что поминают Асылбека Жээнбекова, ни о чем не говорит. Президент - на словах - вообще готов по всей строгости спросить хоть с ближайшей кровинушки. И ни за что не допустит семейно-кланового правления. Но и брат-депутат до сих пор мандат не сдал, в общем-то.
Никто не забыт, и ничто не забыто…
Таков итоговый девиз Года развития регионов в Кыргызстане. «Наша цель - развитие регионов - не останется только в рамках этого года. Регионы будем развивать и дальше. Начнем давать дотации малому и среднему бизнесу. Работаем над привлечением инвестиций», - рассказал Жээнбеков. Правда, в чем заключалось начатое президентом развитие регионов в этом году, не знает, кажется, никто. Кыргызстанцы все так же жаловались на плохое качество дорог и отсутствие доступа к питьевой и поливной воде, никудышное здравоохранение и почившую систему среднего образования, массово уезжали на заработки.
И если главной целью было сделать так, чтобы регионы окончательно обнищали и обезлюдели, то год, конечно, удался. Отток трудовых мигрантов уверенно продолжил расти. А уход из страны крупных инвесторов и общее падение экономики качественно обрушили уровень жизни простых кыргызстанцев.
Внешняя политика – это такая дружба…
Главным внешнеполитическим достижением года Жээнбеков назвал укрепление отношений с соседними странами. Мол, и с Китаем подружились, настолько замечательно, что теперь не будем ради заключенных в китайских лагерях этнических кыргызов ничего делать. И с Турцией расцеловались, да так крепко, что даже Игры кочевников им подарили, заодно со школами «Сапат». А теперь, по словам президента, Кыргызстан возобновляет отношения с США.
Любопытно, что меньше месяца назад в интервью телеканалу «Россия 24» глава страны столь же рьяно клялся в дружбе и называл нашим главным стратегическим партнером Россию. И как Жээнбеков собирается одновременно дружить с двумя давними геополитическими противниками, непонятно.
Опыт Алмазбека Атамбаева, который вовремя понял, что из двух таких отношений придется выбирать что-то одно, и выбрал, Жээнбекова, видимо, не устраивает. Он, так сказать, пошел своим путем. Он независим от предшественника и его внешней политики. Он потому и пересажал всех атамбаевских соратников, чтобы ему никто ничего не навязывал.
Впрочем, у действующего президента и понимание внешнеполитических отношений свое. Основной его принцип: «Главное не поругаться». А что казахи права качают, и Узбекистан вовремя ввоз картофеля отечественным фермерам не разрешил – так это ж сущие мелочи. Да и с внешними инвестициями и совместными стратегическими проектами все туго. Но мы дружим, ага.
Ждун года…
А это почетное звание отходит коллективно всему нашему супер-инициативному и реактивному правительству. Недаром же на вопрос, удастся ли закончить строительство транзитной железной дороги, Жээнбеков отвечает: «Я ждал этот вопрос. Приезжал глава РЖД, есть пара вопросов. Все будет хорошо, если уладим пару вопросов. Мы также ждем инвесторов на строительство ГЭС. И ждем от них хорошие условия».
«Черная касса», белое пальто…
«Вы не поверите…», - так мог бы начать ответ на этот вопрос Жээнбеков, но о бюджетах своего избирательного штаба он ничего не знал. В самом ли деле они составили 24 миллиона долларов и в 10 раз превысили сумму, заявленную в Центризбирком, как это указано в скандальном документе, опубликованном юристом Нурбеком Токтакуновым. На что вообще шли эти деньги? Откуда они взялись? Кто, в конце-то концов, финансировал избирательную кампанию Жээнбекова? Президент сам очень хотел бы знать. Он в это время ездил по регионам, в штабе даже не бывал и, по его словам, очень ждет результатов следствия.
Бог в помощь!
«Многие говорят, что я очень набожный. Но вера в Бога единого охраняет от многих земных бед и помогает не переступить через закон. Если бы было создано общество боящихся Бога, может, и не надо было бы Конституции, законов», - высказался Жээнбеков.
Тут, как говорится, можно и без комментариев. В том, что Конституция и законы у нас в стране ничего не решают, и так уже давно никто не сомневается. Но призрак хиджаба мелькает над Бишкеком все чаще - вот ведь что! А президент настойчиво, не впервой, повторяет: "Нет ничего плохого, чтобы бояться Бога!"
Не знаю, не знаю... Плохо то, что этот тезис возводится в государственную политику. Получается, что президент в Кыргызстане уже вовсе как бы не гарант? Раз ему Конституция не нужна?
Карина Тен
: 0