Прошедшие выборы проходили в непростых условиях. С одной стороны, весь мир следил за избирательным процессом в нашей стране, которая все еще сохраняет свои позиции как «островка демократии» в регионе. С другой стороны, после всех предыдущих парламентских выборов, которые отличились чрезмерным использованием админресурсов, подкупом избирателей и открытым давлением на оппозиционные политические силы, доминирующая часть нашего общества откровенно не верила в чистоту проводимых выборов, оставалась скорее пассивным участником избирательного процесса, что было на руку одномандатным кандидатам и участвующим политическим партиям.
Как известно, в истории во все времена всякий госаппарат, в том числе в Кыргызстане, грешил бесчисленными злоупотреблениями в превышении своих законных полномочий и использовании административных ресурсов для обеспечения конъюнктурных целей правящей верхушки, которая вопреки интересам большинства своих граждан, всегда стремилась продлить и удержать свою власть.
Может быть уникальность нынешних выборов заключается в том, что наконец-то в нашей стране ни кабинет министров, ни один министр, губернатор и руководитель иного государственного или местного органа власти не получили команду «сверху» «протащить» на выборах какую-то политическую партию или кандидата-одномандатника.
Раньше ведь было как, исполнительная власть не могла самостоятельно принимать решение даже по текущим вопросам, сформировать самостоятельно тот бюджет, который ей нужен, а глава государства у нас не являлся главой исполнительной власти и формально за этот участок отвечало правительство, которое всякий раз формировалось по итогам парламентских выборов. Безусловно, на деле, именно Президент имел все возможности в полной мере манипулировать этим процессом и в конечном итоге мог привести в парламент тех, которые ему послушны, а также сформировать то правительство, которое ему нужно. Но сейчас ситуация у нас кардинально изменилась.
Так что, нынешней исполнительной власти нет никакого резона кого-то протаскивать в парламент и создавать себе антиимидж, управлять в своих интересах сервером управления избирательным процессом. И причина кроется не в том, что у нас у власти находятся какие-то супердемократические силы, а в том, что нынешняя власть впервые за историю независимого Кыргызстана взяла ответственность на себя за деятельность исполнительной власти и именно исходя из этого инициировала принятие новой конституции, а также последовательно выстраивает свою вертикаль государственной власти. Если раньше парламент играл ключевую роль в принятии всех государственных решений, то сейчас нет, он будет лишь заниматься законодательной деятельностью.
Кстати, Президент С.Жапаров в своем обращении по итогам проведенных выборов подчеркнул, что «готовы работать с избранными партиями и кандидатами в интересах страны и будущего государства», а также в связи с имевшим местом сбоя работы сервера ЦИК поручил вручную пересчитать бюллетени.
Мониторинг СМИ и социальных сетей показывает, что исполнительная власть не вмешивалась в избирательный процесс и если даже такие факты имели место, то они не носили централизованный характер, а скорее локальный, по инициативе отдельных чиновников. Кстати, такие «старатели» понесли уже заслуженное наказание или по ним ведутся проверки со стороны соответствующих компетентных органов.
Другое дело финансовые ресурсы самих кандидатов и политических партий, которые все еще играют ключевую роль для получения поддержки избирателей. Со стороны государства велась посильная работа, чтобы создавать равные условия для участия в выборах. Как отметила Председатель ЦИК Н.Шайлдабекова, «возможности у всех разные, но были приняты меры по финансовой прозрачности - по безналичным расчетам. Благодаря этим мерам уровень использования в выборах финансов снизился почти в 3 раза».
Очевидно, что здесь все проблемы разом не решить, ибо многолетняя практика бесконтрольного вливания финансовых ресурсов в избирательную кампанию пустила свои глубокие корни, приобрела скрытые и довольно уродливые формы в нашем обществе и только сознательность самих граждан, стремление общества к правовому государству и прозрачность проводимых выборов и принципиальная позиция власти могут в будущем снизить данный негативный фактор.
В любом случае любые выборы, особенно парламентские, сильно зависят от общественного настроения, которое, по правде говоря, находилось под сильнейшим влиянием прошлогодних событий, последствий пандемии и сохраняющегося сложного социально-экономического положения в стране. Кроме того, народ разочаровался в политической элите, которая находится у власти в течении многих лет. И в этой ситуации все понимают, что нужна естественная смена политической элиты, чтобы народ вернул свое доверие к власти. Однако, этот процесс у нас из-за накопленной достаточно большой негативной инерциальной силы идет медленно, и возможно, именно после этих выборов получит достаточный импульс для ускорения.
Что касается сбоя электронной системы при подсчете итогов проведенных выборов, то думаю, что именно власть не была заинтересована в этом, сбой произошел либо по банальным техническим причинам, либо с участием тех сил, которые не хотели, чтобы эти выборы прошли успешно, возможно, даже с участием внешних игроков, стремящихся к очередной смене государственной власти и обострении социально-экономической ситуации в Кыргызстане.
В этих условиях остается один достаточно эффективный способ для всех доказать свою правоту — вручную пересчитать все бюллетени, с широким участием как наблюдателей, так и заинтересованных сторон, не ограничивая их во времени. Если надо пусть считают столько времени, сколько нужно. Кроме того, открыто, в судебном порядке, рассмотреть все зафиксированные нарушения в ходе избирательной кампании и выборного процесса, вынести по ним соответствующие судебные решения и только потом объявить официальные итоги голосования. Ведь даже в США были серьезные опасения в подтасовке итогов последних президентских выборов. И только открытая и изнурительная работа по пересчету голосов сняла напряженность в обществе и рассеяла все сомнения проигравшей стороны.
: 0