Новостная подборка минувшей недели оказалась достаточно интересной. Она свидетельствует об отсутствии позитивной динамики как в экономике, так и в политической жизни Кыргызстана. Мое внимание в большей мере привлекли две новости. Одна связана с визитом турецкого вице-президента и бизнесменов из Турции в Кыргызстан. Вторая новость - это задержание в целом малоизвестной активистки Орозайым Нарматовой по первоначальному обвинению, согласно информации в СМИ, «в попытке совершения государственного переворота» на основании ее публикаций в Фэйсбуке и выступлений среди сограждан.
Последняя новость свидетельствует о слабости политической системы Кыргызстана и о растущих противоречиях между простым народом и государством, порождающих недовольство со стороны людей с одной стороны и стремление заткнуть рот активным гражданам со стороны власти, с другой стороны. Во всяком случае, это выглядит так в глазах простого народа. В то же самое время не исключаю, что стремление услужить со стороны представителей власти, предположим, в среднем звене иерархии, выражается такими «акциями устрашения».
Признаком недовольства людей текущим состоянием дел является так же акция протеста работников рынка «Дордой», протестовавших на минувшей неделе против необъявленного двукратного роста таможенных пошлин. Как отмечали протестовавшие, если ранее они «за ввозимое сырье платили 25 центов за килограмм, то сейчас подняли до 50 центов. А растаможка готовых товаров, таких как одежда, ранее составляла 85 центов, а сейчас подняли до 1,8 доллара». Причем, по мнению Государственной таможенной службы, установленные ставки не менялись в последнее время. Получается, протест беспочвенный, и люди, которые тридцать лет уже работают и не отвлекаются на политику и протесты, беспричинно выражают свое недовольство? Интересный феномен, в котором даже правду выяснить чтобы нужно собирать людей, а потом встречаться с замминистра экономики. Настоящий сюрприз. И таких сюрпризов со временем может стать больше… Особенно с учетом значительного роста цен на ГСМ и многие другие товары при отсутствии достаточного количества рабочих мест в стране.
И чтобы не приходилось заниматься решением таких головоломок, а также во избежание необходимости гонений, арестов, и подавления протестных настроений нужно менять экономическую политику в корне. Чтобы быть действительно независимыми, будь то в экономической, политической и прочих аспектах как на внутреннем поле, так и на международной арене, необходимы кардинальные экономические изменения. И тогда такого пренебрежения нашим мнением, какое наблюдалось при визите турецкой делегации в Кыргызстан, больше не будет.
Новости о турецких бизнесменах, уехавших с кыргызско-турецкого бизнес форума, где с презентацией наших проектов должен был выступить министр инвестиций КР А.Шыкмаматов, и привязка турецких инвестиций в Кыргызстане к вопросу о сотрудничестве в дальнейшей борьбе с террористами, под которыми Турция понимает, по всей видимости, учителей системы «Сапат», показывает, как относится эта иностранная держава к нашей стране. В целом, никакого уважения и никаких особенно перспектив больших инвестиций. Одни пустые обещания и неизбежность долгосрочного шантажа своей помощью с вероятностью дальнейшего нарастания требований по отношению к нам по вопросам внутренней и внешней политики.
Например, в ситуации, когда власти Турции вначале похитили Орхана Инанды, очевидно, с согласия некоторых из представителей власти (или, может, отсутствия профессионализма спецслужб?), сопоставима с ситуацией школьного рэкета, когда ребёнку, единожды отдавшему что-то, пусть даже яблоко, или 5 копеек, в другой раз, зная, что он боится и готов уступить, обязательно подойдут ещё больше ребят с еще большими «наездами» и требованиями.
Отдавая что-то, ребенок думает, чтобы от него побыстрее отстали и больше никогда с этими наездами не подходили. Но ввиду недостатка жизненного опыта он не понимает, что он, уступив единожды, зарабатывает себе долгосрочные проблемы. И каждая новая уступка будет еще больше ронять «этого лоха» (по мнению его сверстников) в глазах других ребят, и стремлению все большего количества юных рэкетиров торпедировать его. Отказав же с первого раза ребенок бы завоевал уважение, в том числе и со стороны рэкетира, и полный покой. И максимум, чем он рисковал, это мордобоем. В международных же отношениях последнее тоже исключено.
Подобные ситуации, когда «наезжали» на А. Атамбаева и С. Жээнбекова имели уже место. Первый сказал свое категорическое «нет», и, по циркулирующим слухам, вывел свой бизнес из Турции, чтобы обезопаситься. Второй, ввиду своего склада характера, высказывался достаточно обтекаемо, но также отрицательно. В текущем моменте учителя, Орхана Инанды, выкрали еще до того, как президент Садыр Жапаров успел высказать свою точку зрения. Никому не известно, ведал ли он о ситуации, или его жестко подставили, позволив выкрасть (или, возможно, помогая в похищении). И теперь «сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом» есть краеугольный камень наших отношений и наша поддержка Турции в борьбе с терроризмом воспринимается как официальная позиция государства.
Кстати, начав выдачу так называемых террористов, в определении Турции, как я уже предположил, учителей системы «Сапат», которые даже, в своем подавляющем большинстве не знают, как оружие в руках держать, наша власть может открыть ящик Пандоры, поскольку она окончательно покажет, насколько она беспринципна. И если это даже вдруг будут делать люди среднего звена, всё равно все будут показывать пальцем на президента Садыра Жапарова. Так что любой шаг, сделанный непродуманно со стороны подопечных президента, испортит имя самого президента. Например, то же задержание активистки, прилетевший похоронить брата, резко подняло волну недовольства властью, олицетворением которой является С.Жапаров. И пусть он не ведал о том, что её на какое-то время задержат, все будут говорить, что это сделал «Жапаровский режим»…
Следует понимать, что бизнесмены из Турции, которые приезжают только по политическим мотивам, ввиду требований руководителя страны, на основании политических целей, совершенно бесперспективны для нас. Поэтому нам нужно оценивать, с кем сотрудничать, в каких отраслях и как развиваться. По большому счёту, есть отрасли, которые мы можем поднимать сами. Нам необходимо предоставить возможность бизнесу вкладываться и предоставить гарантии, что никто не будет в убытке, не потеряет свои инвестиции ввиду неожиданной «кустуризации» и т.п.
Множество из уже «кустурированных», а по факту экономически и политически кастрированных, могут решить свернуть тот бизнес, что есть, и покинуть страну. Хотя, это зависит от психологии человека. Кто-то может постараться усилить борьбу, пусть даже проводя ее более скрытно. И то, и другое не есть хорошо для текущей власти, и всего общества.
Высказывая подобную точку зрения, я не являюсь противником текущий власти. Быть противником ее, не думая о дальнейших перспективах страны после вероятного очередного переворота в случае дестабилизации есть путь в никуда, поскольку любая дестабилизация чревата негативными последствиями для всех в Кыргызстане.
Уже сегодня из Кыргызстана хочет бежать молодёжь, и даже дети, представляющие как средний класс, бедные слои общества и, как ни странно, нередко из числа наиболее обеспеченных слоев населения. И если наше будущее - молодёжь и дети, не верят в собственную страну, то у этой страны будущего нет. Это вопрос не риторический, и поэтому власть должна сделать всё, чтобы народ поверил и остался здесь. А это вера может прийти только с реальными экономическими изменениями.
Поэтому нашей власти следует обратить скорейшим образом внимание на то, о чём говорит народ, не для того, чтобы заткнуть ему рот, но попытаться отделить зёрна от плевел и воспользоваться наиболее ценными советами при воплощении в жизнь государственной политики, и может даже привлечь наиболее талантливых людей к государственной деятельности. Иначе, как мне кажется в свете отсутствия изменений в экономической политике, заявленный кадровый резерв выглядит достаточно скудным и неэффективным. Ведь идеи на текущий момент витающие в воздухе, действительно могли бы приносить пользу Кыргызстану.
Неужели мы не способны сделать то, что сделали наши деды и прадеды в тридцатых, сороковых, пятидесятых, шестидесятых годах при Советской власти? Но ведь они поднимали страну от сохи, без значительных технологий, копали ирригационные каналы и прокладывали железные дороги вручную. Мы же находимся на совершенно другом технологическом уровне и при соответствующей государственной политике, при соответствующем финансировании развития инфраструктуры в партнерстве с частным сектором вполне способны достаточно быстро, особенно с учетом наличия огромного рынка ЕАЭС, поднять свою экономику. При отсутствии же прогрессивной экономической политики даже членство в ЕАЭС и прочих организациях теряет всякий смысл.
Только своя независимая политика по развитию собственной экономики способно даровать нам истинной суверенитет и свободу. А с учётом масштабов рынка Евразийского Экономического Союза это нам по плечу. Просто нужно начать работать и менять экономическую политику.
Бахтияр Игамбердиев
: 0