Указ Президента С. Жапарова «О новой государственной кадровой политике» - его второй указ, имеющее судьбоносное значение для нашего государства и общества. Ибо, как писал великий русский философ И. Ильин: «Только тот государственный строй находится на высоте, который действительно организует отбор лучших людей к власти, всякий другой строй – обречен на разложение и крушение».
Вся наша система работы с кадрами вышла из шинели кадровой политики партии большевиков (КПСС) и Советского государства, что котировалась в мире как самая эффективная система подбора, подготовки и воспитания кадров. Новый большевистский слой, формируемый Лениным был связан исключительно с государством и службой. Суть кадровой революции заключалась в возможности вертикальной мобильности для высокопрофессиональных, способных людей. Подразумевалось, что чем значимее заслуги перед государством, тем выше позиция человека в служебной иерархии, тем больше он получает. Зарплата сталинских наркомов отличалась от средней по стране на порядки. Столь же значительным был разрыв и в других сферах-в науке, культуре, образовании. Не случайно, правительство Ленина в свое время считалось самым молодым и талантливым в мире. А такие легендарные 30 - 35-летние наркомы и командующие Сталина, как А.H. Косыгин, А.А. Громыко, маршалы Г.К. Жуков, К. Рокоссовский, Д.Ф. Устинов и сегодня украсили бы любую плеяду мировых лидеров.
Такие испытанные формы кадровой работы партии как конкурсы, ротации, стажировки, аттестации, социологические опросы и др. преследовали единственную цель – найти талантливых, способных управленческих кадров, а затем заниматься их подготовкой и переподготовкой конкретно, поштучно. Так, например, первый секретарь
райкома партии должен был лично, под карандаш знать каждого бригадира, даже механизатора, подающего надежды на профессиональный рост. А практика ротации кадров была уникальная.
Так, герой социалистического труда Корчубек Акназаров 40 лет беспрерывно работал первым секретарем райкома партии в разных районах республики. Как маршала Жукова в годы войны направляли в самые опасные участки фронтов, так и Акназарова перебрасывали из одного депрессивного района в другой и везде он вытаскивал их из «болота» разгильдяйства и бесхозяйственности. Показательно, что он никогда не работал в районах своего родного Таласа. Не допускал он в своей практике проявления непотизма, кумовства и местничества. Сугубая точность, доскональное знание технологии животноводства и земледелия до тонкостей, пунктуальность была уже не только делом чести, святым долгом, но и щитом для Акназарова. Было бы неверно сказать: у него интересы дела на первом месте. Точнее сказать, что у Акназарова вообще не было каких-либо интересов помимо интересов дела.
Фундаментальное требование указа С.Жапарова о необходимости выбора во всех областях лучших и там, где возможно – молодых (до 35 лет). Если открыть шлюзы вертикальной социальной мобильности, пригласить умных, образованных, а значит амбициозных – никаких проблем с профессионалами у нас не будет. Задача состоит в том, чтобы среди этих самых амбициозных создать конкурентную атмосферу, чему отлично способствовала в свое время работа партии коммунистов с резервом кадров. Каждый кадр, попавший в список «золотого» резерва изо всех сил боролся за то, чтобы попасть в первые ряды данной номенклатурной обоймы.
Конкурентная борьба между резервистами подчас обретала острые, драматические формы. Так, в свое время, в списке резерва ЦК КПСС на Старой площади в Москве на место действующего первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Т.Усубалиева состояли К.Кулматов, С.Ибраимов, А.Масалиев. Это было известно многим, разумеется и всем конкурентам.
До поры до времени шла между ними, казалось бы, безобидная, подспудная борьба по правилам игры. Но, наступил момент, когда началась уже открытая схватка между ними. Дело дошло до того, что на пленуме ЦК Компартии Киргизии обсуждали якобы коррупционные дела Кулматова. Разборки дошли до Отделов и секретарей ЦК КПСС. Совместная жалоба К.Кулматова и А.Масалиева на Усубалиева стала той первой миной, которая взорвала его карьеру. Как свидетельствовал покойный писатель К.Акматов в своей беседе с Ч.Субакожоевой, данная жалоба, во время одной вечеринки, передана лично в руки М.Гобачева, через супругу Кулматова, которая была однокурсницей Генсека по учебе МГУ. Вот уж поистине, как с горечью и сарказмов изрекал царьский чиновник Артемий Волынский «Нам, русским, не надобен хлеб: мы друг друга едим и с того сыты бываем». Он как будто скопировал это отвратительное качества от нас – кыргызов.
С развалом КПСС и Советского государства, как и в других постсоветских странах, у нас зародился новое независимое государство, которое стало управлять обществом без никакой идеологии и правил, как говорится, «без руля и без ветрил». Правящая элита сформировалась в основном из тех же бывших верхнего и среднего эшелонов партноменклатуры и т.н. «красных директоров». Другую половину этой власти занимала новая бизнес – элита, а именно молниеносно обогатившаяся мошенническими путями олигархия. Люди за одну неделю, а то и за два дня становились миллионерами. Этот частный капитал был не заработан, а просто ухвачен во время приватизационной чехарды и тотального воровства. Таким образом, за годы демократизации в республике, образовалась узкая группа наиболее богатых лиц, которые осуществили самозахват власти. Их ставленники в высшем аппарате обслуживают прежде всего интересы своих хозяев, а интересы дела, общества, вопросы собственного профессионального и интеллектуального уровня у этого сословия на 25-м месте. Вот почему никто из них не возвышается над уровнем аппаратной обыденщины, и они могут в лучшем случае считаться средними служебными полезностями.
Зато они более тщеславны, более трусливы и раболепны. Таким образом, в Кыргызстане сложилась особая форма управления, а именно олихархически-бюрократическая система, когда всевластие чиновничества прикрывается демократическими процедурами, тем самым легализуется любая, в том числе и незаконная деятельность чиновника. Как гласит народная поговорка: «Рыба гниет с головы». К большому несчастью нашего народа, главные чиновники страны - прошлые президенты оказались классическими ворами и хапугами. Увидев их наше чиновничество сошло с ума. Невозможно стало удовлетворить ненасытную халявность на дармовое и взяточное прокормление, на вечный поиск того, что плохо лежит, на барственность и авторитарность на подвластной территории современных «манапов в кожаном пальто» (Ч.Айтматов). Никогда нашему чиновничеству не жилось так хорошо, как сейчас. Чиновничество кратно богаче еще хилого сословия предпринимателей среднего и малого бизнеса. Взятка стала столь же необходимой, как рукопожатие при встрече. Любой бизнес можно начинать только в доле с чиновником. Путь к богатству лежит преимущественно через властное казнокрадство. Сегодня чиновник решает все, ни за что не отвечая. Ни перед Богом, ни перед судом.
Джина выпустили из бутылки: взращенные и вскормленные самой властью, олигархи теперь открыто претендуют на абсолютную власть, всячески пытается ее завоевать. Надо ли доказывать, что победа партий Матраимова на последних выборах как раз об этом и говорит. Уму ли постижимо, на днях в Оше отдельные депутаты и чиновники подняли тысячную толпу в защиту преступника Матраимова. Это был плевок в лицо, кыргызской нации. Здесь раскрыты сущность и смердящее нутро укоренившейся у нас системы патрон-клиентализма. То есть, клиенты, это те депутаты и чиновники, организовавшие эти грязные митинги, откупаются от прокормившего их патрона.
Сегодня стало неоспоримой необходимость оттеснения олигархата от властных структур, окончательно отделить бизнес-элиту от власти.
Необходимо минимизировать политической активности бизнес – элит, лишить их главного ресурса политического влияния - электронных средств массовой информации. Сегодня публичная политика подчас оказывается под прессом олигархических и клановых интересов. Так, например, имели и имеют свои телеканалы и Атамбаев, и Текебаев, и Бабанов и многие другие, но они кроме конфронтационной и фейковой атмосферы, ничего не привнесли обществу.
Абсолютной самостоятельности отдельного экономического агента, независимого от общества, от государственно – национальных интересов, нет даже в самых экономически продвинутых либеральных государствах. Так почему же у нас в Кыргызстане государство, общество должно терпеть людей, целые корпорации, которые ставят свои узкокорыстные интересы выше интересов страны, народа?! Недавно бывший министр финансов, депутат ЖК А. Жапаров громогласно заявил, что наши самые богатые олигархи-миллиардеры Атамбаев и Бабанов не платят налоги. Но, удивляет то, что данная информация тихо-тихо сходит на нет, а действий правоохранительных органов в отношении этого вопиющего факта не видно.
Конечно, административный пересмотр приватизации 90-х годов недопустим в принципе. Но экономический передел собственности на основе свободной конкуренции в условиях свободного рынка необходим. Это возможно на пути создания цивилизованных механизмов перераспределения части сверхдоходов богатых в пользу образования, здравоохранения, пенсионной системы, среднего и малого бизнеса. В этих целях надо проводить открытую понятную и предсказуемую тарифную политику, усиливать антимонопольный контроль, развертывать большую работу по обузданию чрезмерного аппетита естественных монополий, возвращению государственных долгов. Олигархам следует либо отдать долги государству, либо властям через тендеры, механизмы банкротства и реструктуризации найти других настоящих хозяев. Разумеется, ликвидация олигархического бизнеса как такового не будет, но отныне не допускается его «дикий» рост в полузаконных и вне законных формах. Необходимо легитимировать приватизацию. Надо, признаться что 90% народа не считает приватизацию справедливой, а ее выгодоприобретателей – законными собственниками. И пока это так, всегда будут силы – политические и бюрократические, а то и террористические, которые будут посягать на частную собственность. Для этого недостаточно лишь экономическая амнистия. Надо осуществить легитимизацию через компенсационный налог.
Бизнес – элите необходимо оставить в прошлом космополитическое восприятие мира. Постановить, что мы – люди земли, а не воздуха. Признать, что либеральный бизнес у нас может состояться только в контексте национальных интересов. Что демократия укоренится в стране лишь тогда, когда обретет твердую, неразменную почву под ногами. Кыргызстан занимает одно из первых мест по численности и политической активности НКО и НПО, деятельность которых далеко не всегда отвечает интересам нашего государства. Настала пора Жогорку Кенеша принять закон об иностранных агентах.
Нет никаких сомнений – общество не может и не должно быть однородным. Кто-то готов нести ответственность и за себя, и за других, а другой не может обойтись без чужой заботы. Но когда вся страна ждет чьей-то заботы, то ее оккупируют. Их устраивает наше молчание, наша рабская покорность. Только такие общества в современном мире не выживают. Их поглощают более активные, более «пассионарные».
Именно поэтому главная задача национальной элиты сегодня – пробудить страну и общество в созидательном направлении, в ощущении собственной ответственности за свою судьбу.
Ж. Сааданбеков
Общественный и
государственный деятель,
доктор политических наук
: 0