Слабость национальной экономики и значительная бедность населения нашей страны остаются главными проблемами Кыргызской Республики. Кроме того, из-за пандемии коронавируса экономика Кыргызстана в 2020 году понесла огромные потери, что увеличило дефицит госбюджета, чувствительно отразилось на благосостоянии и покупательской способности наших граждан. Те, кто работает в сфере услуг, малом и среднем бизнесе, буквально попали под кинжальный огонь и оказались в безвыходном положении. А ведь абсолютное большинство наших граждан заняты именно в этих сферах.
Безусловно, именно эти факторы стали сильнейшим катализатором быстрого обнищания значительной части населения страны. По разным оценкам, в прошлом году в КР уровень бедности увеличился на 17,5% по сравнению с 2019 годом, когда этот показатель, по данным нашего статкома, составлял 20,1%. Значит, на 1 января 2021 года уровень бедности в Кыргызстане уже достиг более 35%.
В этом плане не может не вызывать восхищения достижения других стран в борьбе с бедностью. Например, недавно председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай полностью ликвидировал бедность: за последние восемь лет почти 100 млн китайцев смогли вырваться из бедности. И это при населении 1,4 млрд чел.
Ясно, что население преодолеет свою бедность, если у него будет стабильная работа и широкая возможность увеличивать свои доходы. В этом плане есть целый ряд областей, где мы могли бы реально успешно продвигаться и постепенно добиваться видимых успехов - это сфера малого и среднего бизнеса в нашей стране, которая нуждается в комплексной государственной поддержке.
В Кыргызстане, в отличие от наших соседей, мы занимаемся этим не первый год, есть целые государственные программы, нормативно-правовая база, но, увы, нет ожидаемых результатов, потому что в нашем государстве этим занимаются лишь формально, для освоения зарубежных грантов, а сектор малого и среднего бизнеса предоставлен многие годы самому себе и таким образом развивается бессистемно, стихийно и хаотично, в основном в сфере услуг, сельском хозяйстве и примитивном производстве.
Даже не делая ничего в данном направлении, можно было бы в несколько раз увеличить эффективность малого и среднего бизнеса в национальной экономике путем расширения его деятельности в неохваченных сферах, упрощения налоговой отчётности, создания более благоприятных условий для самозанятых, предоставление им льготных кредитов, под государственные гарантии.
И этими вопросами нам надо заниматься серьезно и в приоритетном порядке, чтобы малый и средний бизнес в краткосрочной перспективе перешел на качественно новый уровень и увеличил свою долю в повышении добавочной стоимости продукции. Малый и средний бизнес должен знать, на какие меры поддержки государства и на каких условиях он может рассчитывать. Их нужно шире вовлекать в систему государственных закупок. Есть множество областей с высоким спросом на услуги малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере оказания государственных услуг.
В нашей стране остается нерешенным главный вопрос для развития малого и среднего бизнеса - это обеспечение их доступными финансовыми ресурсами. До сих пор кредиты остаются у нас с высокой процентной ставкой, около 15-20%. Необходимо добиться конечной ставки для заёмщика не выше 8,5%. При этом на кредитную поддержку малого и среднего бизнеса необходимо закладывать средства в госбюджет, исходя из запланированного роста ВВП страны.
Например, если в 2021 году хотим обеспечить рост национальной экономики на 4%, то в госбюджет на эти цели необходимо денег заложить в размере 4% от ВВП или около 30 млрд сомов. Конечно, это очень большие деньги для нашего бюджета, но и результат не заставит долго ждать, ибо даст сильный толчок к увеличению количества малых и средних предприятий, удлинит срок их жизни, они будут активнее расти, наращивать свою продукцию, работать над созданием их добавленной стоимости. Совокупность этих мер приведет к быстрой диверсификации сферы малого и среднего бизнеса, их выходу из «тени», улучшит финансовую дисциплину предпринимателей, увеличит самозанятость населения, повысит производительность труда.
Развитие малого и среднего бизнеса надо поставить в разряд самых приоритетных национальных проектов, государству вести активную работу, в том числе путем реализации ряда пилотных проектов в регионах, чтобы системно помочь наладить малое и среднее предпринимательство на местах, увеличить инвестиционную активность населения, внедрить новые технологии и возродить национальное производство.
Но, нужен реальный механизм достижения этих целей. На мой взгляд, необходимо, по примеру других государств, создать специализированную корпорацию, которая должна оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству за счёт государственного бюджета. Но в одиночку данная корпорация все равно не справится с данной задачей, поэтому в каждом городе, районе надо создать единые центры «Мой бизнес», которые будут бесплатно проводить консультации, в том числе в режиме он-лайн, располагать необходимой базой данных, проводить обучающие занятия и семинары, оказывать необходимую поддержку бизнес-структурам, предпринимателям в их каждодневной деятельности.
В принципе такие платформы у нас есть, но работают пока слабо, не везде и очень ограниченно, нет единой централизованной системы. Между тем, прошлогодний опыт в условиях пандемии коронавируса показал, что наше население, в том числе предприниматели, круглосуточно нуждаются в консультациях и поддержке для решения своих проблем. При этом мы не должны забывать, что в самое сложное время именно предприниматели и волонтеры оказали поддержку всем тем, кто в ней нуждался.
Таким образом, именно развитие малого и среднего бизнеса будет способствовать увеличению самозанятости населения, сокращению безработицы, а значит снижению бедности. Чтобы достичь этих целей, надо работать по всем направлениям и сделать так, чтобы больше людей открывали своё дело, начинали свой бизнес, чтобы они не сталкивались с повседневными барьерами и трудностями, а это невозможно без инвестиций и без кардинального улучшения делового климата в нашей стране.
К сожалению, когда речь у нас идет об инвестициях, наша фантазия хватает лишь на зарубежные гранты и кредиты, а ведь за годы независимости в обществе уже сложился определенный социальный класс, который может выступить серьезным инвестором для реализации различных проектов в сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, наши трудовые мигранты являются потенциальными инвесторами в этом направлении, ведь ежегодно их переводы в Кыргызстан составляют более 2 млрд долл. США.
Необходимо не затягивая запустить механизм трансформации делового климата, создать правительственную комиссию, которая должна оперативно снимать существующие в данной сфере барьеры, быстро вносить соответствующие изменения в законодательство и другие нормативно-правовые акты.
Авазбек Атаханов
: 0