Да, произошла очередная революция, которая в стране стала уже обыденностью. Весь мир, говоря о нас, подчеркивает слабость государственных институтов власти, клановость и утилитарное представление государственной политики.Все предыдущие революции делали выбор лидеров, имеющих или хорошее образование и кругозор, или опыт хозяйственного или государственного руководства. Но практика показала, что придя во власть, ни те, ни другие не смогли устоять перед соблазном возможности личного обогащения.
Естественно, все государственное устройство, должно было служить этой цели.
Но реализовать данную цель без создания коррупционной системы невозможно, поэтому коррупция становится заложником той системы, которая преследует цели личного обогащения тех, кто приходит во власть. Выстраивается коррупционная вертикаль. Все государственные должности, которые обладают властными полномочиями, становятся вожделенными, поскольку имеют доступ к личному обогащению и достаются либо за плату, либо по протекции.
Партийная система, которая дискредитировала себя покупкой депутатских кресел и отсутствием реальных действий парламента по улучшению жизни народа, и встроенности данного института власти в цели личного обогащения, стала восприниматься народом как вражеский институт, противоречащий интересам общества.
Очевидность такого восприятия политических партий и возможности попасть во власть через данный механизм, подтверждается появлением их множества перед парламентскими выборами. Все они, практически не отличаясь друг от друга, в своих предвыборных программах обещают «золотые горы» для народа, которые после выборов благополучно забываются.
Я уже писал об экономической платформе политических движений, их целях и путях их достижения. Народ должен знать не только те блага, которые получит общество, если сделает выбор в пользу данной партии, но и реально просчитанные источники их получения, их политическую ориентацию. Все это должно быть отражено в партийных программах, которых, к сожалению, у них нет. Все члены партий должны ясно представлять себе, что они хотят построить и как этого добиться и идейно поддерживать эту цель. Отсутствие этого понятия и объясняет свободный отказ от принадлежности к одной партии и переход в другую. Это обстоятельство доказывает, что у нас отсутствует реальное партийное строительство, и они создаются только для получения депутатского мандата, который дает власть и источник личного обогащения.
Конечно, не все депутаты преследуют корыстные цели. Есть те, кто думает о стране и народе, но обычно это кандидаты, привлеченные по квоте, или единицы, действительно пришедшие с благородными целями. Но их голос тонет в голосах большинства, интересы которых противоречат интересам государства и народа.
Все эти факторы стали причиной отказа народа от партийной системы и выбора президентской формы правления и отказа от поддержки кандидатов в президенты, представляющих интеллектуальную элиту или бывшую или настоящую государственную службу.
Новый «Робин гуд», пострадавший, по мнению большинства народа, участвовавшего в выборах, от государства, за защиту их интересов, и есть та личность, которая реализует их чаяния. А поскольку президентская форма правления предоставляет ему единоличную власть, то ставка делается на его честность и справедливость. Это как в стихах у Некрасова Н.А. «Забытая деревня» - …вот приедет барин, барин нас рассудит».
Кроме того, действия его команды по решительному выявлению некоторых коррупционеров, принуждения их к выплате государству части украденных у него средств, нравятся народу. Даже если эти действия напоминают действия «большевиков» на первоначальном этапе прихода их к власти – «отобрать и разделить», попахивают правовым волюнтаризмом, все равно становятся фактором выбора именно этого кандидата на пост президента.
Все эти обстоятельства стали объективной основой выбора Жапарова. Легитимность проведенных выборов, думаю, не оспаривается. Если и были какие-то нарушения выборного процесса, оказать влияние на конечный результат они не смогут. Поэтому необходимо поздравить его и объединиться, чтобы сосредоточить политическую волю на решение вопроса экономической независимости государства. Еще одну революцию страна не выдержит. Все наши зарубежные партнеры откажутся от нас. Серьезные инвесторы будут далеко обходить наш рынок. А если будут приходить, то только для окончательного разграбления страны.
Есть такое понятие, как «политическая воля». Это выбор между использованием властных полномочий в целях личного обогащения или попытка реального служения народу, исключив личные интересы.
Если выбор – служение народу, то в первую очередь необходимо обеспечить прозрачность и доступность для понимания принимаемых решений. Естественно, лидер не обладает полными знаниями обо всех тонкостях построения справедливой экономической системы, правовых аспектах реализации поставленных целей, используемых для этого инструментах. Поэтому на ключевые должности и в качестве консультантов должны быть привлечены специалисты, обладающие профессиональными знаниями, способные доходчиво объяснить, как принимаемые решения могут позволить достичь поставленных целей.
Но необходимо понять, что политическая воля должна быть не только у первого лица государства, она должна быть и у самого народа.
За тридцать лет независимости государства была построена «лицемерная экономика», система, при которой население приспособилось как-то выживать без помощи государства. Видя, как власть беззастенчиво грабит государство, население считает, что оно тоже не обязано государству. Появляется двойная бухгалтерия, покупаются всевозможные контролеры, правоохранители, суды. В итоге государство не может выполнить свои элементарные обязательства перед народом – поддержать систему образования, здравоохранения, другие социальные обязательства, не говоря уже о возможности государственного инвестирования в производственную сферу, создание рабочих мест. Чтобы минимально решить эти обязательства, государство вынуждено заимствовать, и наш внешний долг при таком состоянии экономики уже превышает возможности его возврата.
Необходимо признать, что государство, ее экономика стоит на грани банкротства. Поэтому президент, если он получит всю полноту власти, должен стать антикризисным менеджером.
Хотим мы того или нет, но без радикальных и очень болезненных реформ в экономике не обойтись. Чтобы государство «встало на ноги», смогло стать экономически независимым, необходимо политическое решение выбора драйвера экономического роста. Т.е. как я писал уже ранее, само государство, или частный бизнес. В зависимости от того, как будет делиться национальный доход, определится выбор «левой» или «правой» политической ориентации.
Если мы выбираем социально ориентированную «левую» политику, то встает вопрос увеличения налоговых ставок, увеличения бюджета и решения не только социальных, но и экономических проблем самим государством. Потребуется жесткое налоговое, таможенное администрирование, обеспечение прозрачности всех финансовых потоков, чтобы ни один тыйын не был потерян государственным бюджетом. За невыполнение финансовых обязательств перед государством необходимо вводить суровую административную ответственность, вплоть до уголовной.
При нынешней, коррумпированной, расшатанной, «дырявой» системе формирования доходной части государственного бюджета убедить население честно выполнять свои финансовые обязательства будет очень сложно. В этом и заключается политическая воля народа — консолидироваться для построения экономически независимого государства. Готов ли народ к самопожертвованию в переходный период создания системы честных экономических взаимоотношений в государстве ради будущего благополучия, ради будущих поколений, которые будут жить в уважаемой и признанной мировым сообществом стране.
«Правая» ориентация государства потребует максимальной либерализации взаимоотношений между бизнесом и государством. Многие контрольные функции государства должны быть убраны. Лицензироваться должна только та деятельность, которая действительно может угрожать национальной безопасности. Все остальное должен регулировать сам рынок, высокий уровень конкуренции на нем. Спрос должен выступать главным контролером качества товаров и услуг, как с точки зрения их востребованности так и безопасности.
В этих условиях именно частный бизнес становится драйвером экономического роста. Он создает рабочие места, формирует доходы населения, которые позволят им на платной основе покупать услуги образования, здравоохранения и прочее.
Но это вовсе не означает, что государство устраняется от регулирования экономических процессов. У него есть инструменты формирования фискальной, денежно-кредитной, структурной, промышленной политики, которые будут создавать стимулы для инвестирования в те или иные сферы, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное экономическое развитие.
Я уже говорил, что любое государство может обеспечить собственную экономическую независимость. И мы сможем этого достичь. Наша страна обладает достаточным ресурсным потенциалом, который разворовывается, организационными возможностями, которые работают на личный интерес. Необходима только политическая воля народа и властных структур.
Абдыкалы Иманалиев
экономист
: 0