Меня всегда интересовал вопрос взаимоотношений между коммунистическим (якобы) Китаем времен правления Великого Кормчего Мао Цзедуна и вроде как социалистическим СССР времен правления Хрущева. Хотя причина этого разлада была известна. Мао не простил Хрущеву, что тот в октябре 1956 года растоптал память великого вождя СССР Иосифа Виссарионовича Сталина, который очень много сделал для победы коммунистов Китая над Гоминьданом.
Поэтому странно, что люди в СССР лили грязь на Сталина и всячески старались стереть память о нем. А в Китае, несмотря на все передряги, происходившие при правлении Мао, память о Сталине берегли. Может, из-за любви к СССР, которым руководил Хозяин. А может, из-за традиции не гнумиться над памятью умершего, кем бы он не был. Жаль, в нашей стране все было по другому. Поэтому мы превозносили до небес того, кто руководил, но опускали его ниже плинтуса, когда его от власти устраняли. Причем на любом уровне. Ну все согласно поговорке: Ты начальник, я дурак! Я начальник, ты дурак.» Вот так и продолжаем жить.
Но вернемся к Китаю. В 1973 году, когда я, лейтенант-двухгодичник, попал в СА, нам организовали курсы молодых офицеров, на которых доводили знания о будущей службе. В том числе показали секретный документальный фильм о культурной революции и больших скачках в Китае. Мой интерес к этому фильму был основан на том, что уже пацаном, родившимся и выросшем в городе-саде Алма-Ата, я жил в ужасе ожидания китайской агрессии. Из наших СМИ я знал о том, что произошло на Даманском и Жаланашколе. Из слухов знал о том, что где-то китайские диверсанты вырезали пограничников. Из передач Радио Китая на русском языке узнал, что моего родного города Алма-Ата уже нет, а есть город Маотян, который должен вернуться в Китай как центр Казахского автономного района. Ну и конечно, добили сообщения о нескольких тысяч смертников, живущих в городе Маотян, которых в любой момент может накрыть радиоактивное облако после воздушного или наземного взрыва на полигоне Лобнор. Конечно, если не повезет с розой ветров. Поэтому для меня было интересно смотреть, что же на самом деле происходило в соседней стране, имеющей ядерное оружие и угрожающей нам войной.
То, что я увидел, меня поразило и живо в памяти до сих пор. Решил поделиться своими воспоминаниями. Тем более что большинство наших молодых комментаторов, для которых Китай является главным перспективным поглотителем Кыргызстана, имея ввиду долю госдолга, даже понятия не имеют, каким был Китай в период правления Мао.
Конец 50-х в истории Китая ознаменовался большими скачками, которые даже нашли отражение в песне В.С.Высоцкого «Письмо рабочих Тамбовского завода китайским руководителям». Приведу один куплет. « А если зуд, без дела не страдайте, у вас еще достаточно делов, давите мух, рождаемость снижайте, уничтожайте ваших воробьев…» Вот о последних я понял, когда увидел, как этих воробьев уничтожали в реальном Китае.
Шоу, которое устроили сторонники Жапарова на площади, даже близко не стоит рядом с тем, что произошло в Китае. Представьте почти миллиард жителей, которые вышли в заранее определенный день, вооруженные хлопушками, свистками, барабанами и другими, издающими громкие звуки предметами. И как я помню, в 10 часов по команде эти люди начали издавать звуки из своих орудий, результатом которых стали облака воробьев, взмывших верх. Вот только облака быстро поредели, поскольку воробьи – птахи, которые долго летать не могут, и стали быстро падать на землю. Где их подбирали и кидали в армейские грузовики, которые куда-то их увозили. Но благодаря диктору фильма я узнал причину этой акции. Что называется, акция по китайски. Один воробей съедает, скажем, 10 семян пшеницы в день. А 100 миллиардов китайских воробьев могут съесть до миллиона тонн пшеницы в год. И если мы уничтожим этих вредителей, то можем уберечь от расхищения..
Ну вы поняли! В результате Китаю пришлось закупать воробьев, и не только, в Канаде. Которая, кстати, и нам помогла – не бесплатно, закупить у них пшеницу, поскольку наши выдающиеся руководители привели страну к хлебному кризису.
Второй эпизод большого скачка – как перегнать ту же Англию в выплавке стали. Иосиф Сталин со товарищами – большевиками и верными идеям коммунизма коммунистами решали эту проблему простым и доступным способом. При содействии иностранных специалистов были воздвигнуты металлургические заводы в Магнитогорске, и Челябинске, Норильске, Липецке… Чтобы создать собственную инженерную базу.
В Китае все было иначе. Исходили из предположения, что если одна китайская семья выплавит 1 тонну стали, то 100 миллионов китайских семей выплавят 100 миллионов тонн стали. И тогда Китай встанет в один ряд с ведущими капиталистическими странами, обогнав Великобританию. Может, кому-то это покажется смешным, кто-то просто не поверит мне. Но когда я на экране увидел деревню, в которой в каждом дворе находилась труба домны, в которой крестьянская семья вместо обработки полей осваивала профессию сталеваров…
Согласитесь, это гораздо смешнее, чем произвол толпы в нашем Кыргызстане.
Но самое интересное было сравнить культурную революцию в Китае с бескультурными революциями в Кыргызстане. Кстати, которую воспел или упомянул все тот же В.Высоцкий. «Вот придумал им забаву ихний вождь товарищ Мао: Не ходите, дети, в школу, бейте, дети, вы крамолу/ И не то, что б эти детки были вовсе малолетки, изрубили эти детки очень многих на котлетки!»
Конечно, наших сторонников Жапарова сравнивать с хунвэйбинами нет даже смысла. Ведь они действовали не по приказу лидера, а освобождая его. Другой вопрос, что будет дальше. Ведь сторонников много, а должностей мало. И кто знает, как этот перекос отразится на психике обделенных. И ведь не у кого спросить. Хунвэйбинов активных вряд ли найдем, чтобы использовать их в качестве независимых экспертов. Так что будем ждать результатов, не будучи уверенными в будущем развитии государства.
А теперь вернемся к сравнению руководителей этих двух стран: СССР и Китая. Сразу скажу, что это мое личное мнение. Не претендующее на серьезный академический и исторический экскурс. Начну со Сталина. В последние годы все чаще приводятся сообщения о росте популярности Сталина среди граждан бывших союзных республик. Причем не в самой приемлемой трактовке о любви к бывшему вождю СССР. В этом случае можно вспомнить расхожую нынче фразу – я не доллар, чтобы всем нравиться.
А вот уважение и констатация факта признания его роли в строительстве страны Советов, которая при его правлении превратилась из разоренной революциями, Гражданской войной и сопротивлением мировой оккупации крыс с запада в державу мирового значения, которая в годы Великой Отечественной войны смогла вновь дать по мордам этим крысам, объединенным фашистской Германией европейским государствам – это факт, и неоспоримый. Как бы не пыжились американские пропагандисты со своими шестерками умалить его. Как остается фактом, что основы будущей ракетно-ядерной оборонной доктрины были заложены еще при жизни Сталина. А если к этому добавить, что СССР первой из стран, участвовавших во 2-й Мировой войне отказалась от карточек, ежегодно снижал цены для граждан , при этом дав возможность покупать при необходимости деликатесы в коммерческих магазинах.
А что было в Китае? Там тоже был почти единоличный лидер страны Мао Цзедун, который с помощью СССР смог создать промышленность, продуктивное сельское хозяйство, даже атомное оружие… Но потом все это похерить в больших скачках, о которых я писал выше. А последствия культурной революции, результатом которой стало зомбирование молодежи на цитатах Мао и наказание, а то и уничтожение тех, кто не был с этим согласен, привели Китай фактически в средневековье. И чтобы покончить с хунвэйбинами и цзяофанями, пришлось прибегнуть к помощи бойцов НАК.
Но самое интересное то, что последовало после смерти этих двух первачей: первых лидеров своих стран. Казалось бы Сталин при его заслугах перед страной должен был бы остаться в анналах истории как… Даже трудно определить, как? Как Иван Грозный? Петр 1? Кто-то из императоров Александров? Как Ленин? Вот только через 3 с половиной года, в октябре 1956 года его объявил врагом, создавшим культ личности один из ближайших его сподвижников по партии и руководству страной кукурузник Никита. Который почти с 30-го года подвизался рядом с ним и плясал перед ним гопак или что там еще…
Портреты Вождя были запрещены, место захоронения поменяли, буквы с Мавзолея убрали, дав возможность позубоскалить доморощенным юмористам. «Почему Сталина убрали из Мавзолея? Это Хрущев готовит место для себя.» А что было с Мао после смерти? Да ничего особенного. Хоть Дэн Сяопину и доставалось от Мао, но это не послужило причиной ненависти к памяти усопшего. Мавзолей Мао Цзедуна был построен в 1976 году, останки Мао находятся в нем. Доступ посетителей к телу открыт, и его посетили сотни миллионов граждан. Это при том, что руководители Китая не отрицают, что Мао совершал ошибки. Но при этом у него были и выдающиеся достижения. И по китайской мудрости определили, что 70% его достижений не перечеркиваются 30% ошибок. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. И до сих пор память о Мао жива в народе и не вызывает особых проблем. Даже значки с его портретом продаются.
А теперь позвольте вас спросить. Почему в Китае, в котором люди подвергались столь жутким испытаниям этими пресловутыми большими скачками и культурной революцией, в рядах КПК смогли выжить Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин, которые сыграли важнейшую роль в дальнейшем становлении политики и экономического развития Китая, имея опору в своих учениках и последователях? И почему в Советском Союзе после смерти Сталина не нашлось НИ ОДНОГО ЛИДЕРА? Достойного быть продолжателем дела Сталина?
Может, дело в количестве жителей этих стран? Если в СССР на 200 миллионов человек (приблизительно) нашелся только один достойный государственник, то в Китае, с его миллиардным населением таких нашлось по крайней мере больше двух? ОДНАКО…
--
Рустембек Мусурманкулов