Вновь на повестке дня споры вокруг месторождения Жетим-Тоо в Нарынской области. Аппарат президента опровергает информацию о том, что месторождение будет продано Китаю.
По этому поводу высказался
Садыр Жапаров, временно сложивший с себя полномочия премьер-министра и участвующий на президентских выборах.
Чуть ранее некоторые политики сообщили, что упомянутое месторождение могут отдать соседней стране в обмен на погашение государственного долга.
Отдадут, не отдадут…
17 декабря по поводу нашумевших слов в общественности по поводу Жетим-Тоо высказался заведующий отделом информационной политики аппарата президента
Нургазы Анаркулов.
Он сообщил, что это месторождение в Нарыне является крупным объектом в республике по запасам железа и цветного металла и сейчас предпринимаются попытки начать там разработку.
«В последнее время отдельные политики начали распространять ложную информацию о том, что месторождение Жетим-Тоо было отдано китайской компании, которая впоследствии не только будет разрабатывать месторождение, но и присвоит себе землю. Из-за такого безответственного заявления общественность введена в заблуждение, усиливается негатив по отношению к органам власти и инвесторам. Я официально заявляю, что такие заявления являются ложными и преследуют одну цель – обострить ситуацию в стране перед выборами. Месторождение железа Жетим-Тоо находится в собственности государства и ни одна иностранная компания не получила право разведывать или разрабатывать его», - говорится в заявлении.
Представитель власти отметил, что самостоятельная разработка месторождения позволит открыть новое производство в Нарынской области, создать тысячу дополнительных мест, а весь доход останется в Кыргызстане.
По словам Анаркулова, срок разработки месторождения железа Жетим-Тоо превышает 55 лет, а предварительные подсчеты показали, что разработка одного разреза Дангы даст 200 млн долларов США в бюджет ежегодно.
Новые дискуссии, связанные с месторождением, возникли после смены власти в октябре 2020 года. Располагавший полномочиями премьер-министра и президента Садыр Жапаров затронул эту тему 14 ноября, в ходе пресс-конференции.
Он предложил отдавать добытое с Жетим-Тоо сырье для погашения долгов перед Китаем. В то же время Жапаров отметил, что само месторождение не будет отдаваться соседней стране, найдутся другие способы погашения кредита.
Тем не менее это обстоятельство бурно обсуждалось среди народа и в социальных сетях. В том числе ряд политиков раскритиковали слова Садыра Жапарова.
9 декабря в интервью телеканалу «Next TV» общественный деятель
Ишенбай Кадырбеков заявил, что если Садыр Жапаров придет во власть, то месторождение отойдет к Китаю, поэтому предстоящие президентские выборы являются судьбоносными:
«Если президент криво усядется на кресло, если будет вести неправильную политику, то не останется силы, которая его остановит. Что будем делать, если завтра он попросту отдаст Жетим-Тоо Китаю? Садыр Жапаров же оговорился, что по кускам отдаст Жетим-Тоо китайцам и получит миллиарды. При президентском правлении он не будет спрашивать разрешения парламента, скажет: «Вот, я отдал». И что сделаешь? Что такое Жетим-Тоо? Это минимум 47 млрд долларов. Это в десять раз больше, чем Кумтор. Страна, в чьих руках будет Жетим-Тоо, будет устанавливать мировые цены на металл. Они на протяжении многих лет хотят заполучить месторождение. У Китая есть прагматическая заинтересованность. Их не интересует независимость Кыргызстана или что-то еще. Они пойдут на что угодно, чтобы заполучить месторождение с самыми большими запасами золота. Если понадобится – поставят своих людей, лишь бы получить Жетим-Тоо. Им даже не нужен Кумтор. Ведь неспроста раньше выступавший за национализацию Садыр Жапаров теперь начал говорить: «На Кумторе не осталось золота». Создается ощущение, что кто-то дал сигнал: «Бросай Кумтор, нам нужен Жетим-Тоо». Не хочется в это верить, но ситуация на это намекает. Жетим-Тоо – богатство, которое определяет будущее Кыргызстана как страны. В свое время месторождение не трогали, говорили: «Это будущее СССР». Сейчас хотят «отдавать по кусочкам и получать миллиарды». Лицензию отдали на весь Жетим-Тоо, а не на часть. Если предприятия упомянутой страны придут туда, мы выгнать их не сможем, если понадобится, они введут свои войска».
Временно сложивший с себя полномочия премьер-министра и являющийся кандидатом в президенты Садыр Жапаров озвучил свое мнение по этому поводу 15 декабря. Через свою страничку в Фейсбуке он оставил пост в группе «Садыр Жапаров», где опроверг обвинения и назвал Кадырбекова «смутьяном и предателем».
16 декабря, на встрече с избирателями Токтогульского района он ответил на этот вопрос, сделал второе заявление:
«Ко мне поступил вопрос: «Уважаемый Садыр Нургожоевич, Ишенбай Кадырбеков утверждает, что вы отдали Китаю Жетим-Тоо». Это откровенная ложь. Сырья на Жетим-Тоо хватит на 500 лет, а не на 10-20. Это будущее страны, молодежи. Мы никому не отдадим даже один процент. Не нужно много ума или денег. Мы можем разрабатывать своими силами, сами будем это делать. Даст Бог, если изберусь президентом, то покажу это на деле. Этот проект вытащит нашу экономику из болота. По правде говоря, работа в этом направлении уже ведется. Будучи избранным на пост премьер-министра, я дал задание ребятам. Будет открыто государственное предприятие, во главу которого я предложил
Темира Сариева. Он ведет работу с другими ребятами, решает экономические вопросы. Ставлю задачу начать работу с мая или осени следующего года. Месторождение 100% будем разрабатывать сами. Ни у одного инвестора не будет доли, не будет ни одного иностранца. Кыргызстан будет сам все разрабатывать, создадим 2-3 тысячи рабочих мест, для граждан нашей страны».
Бывший премьер-министр, политик Темир Сариев, чье имя было упомянуто, сообщил «Азаттыку», что не может комментировать вопросы создания предприятия и разработки Жетим-Тоо, пообещал поделиться информацией в будущем.
История месторождения
Согласно результатам геологических разведок, месторождение было открыто в 1956 году на хребте Жетим в Нарынском районе Нарынской области.
Было подсчитано, что залежи железа расположены на участке длиной в 70 километров и шириной в 10 километров. Железо содержится в 15,4-46,3% руды. Некоторые исследования показывают, что в руде есть примеси золота и других металлов.
В целом месторождение было изучено поверхностно. По предварительным исследованиям было выявлено 5,5 млрд тонн железной руды категории C2 (1,74 млрд тонн железа). Позднее, в исследованиях 1980 года говорилось, что объем чистого железа может достигать 10 млрд тонн.
После обретения независимости Кыргызстана прогнозируемые запасы черного металла составили 3,5 млрд тонн. Даже этот объем позволяет Жетим-Тоо войти в список крупнейших месторождений железа в мире.
В открытых источниках говорится, что после 2005 года китайская компания «Тенли» осуществляла разведывательные работы. Но согласно официальной информации, первая лицензия была выдана 14 декабря 2009 года фирме «Арт Майнинг» (Art Mining).
По данным Министерства юстиции, «Арт Майнингом» владело юридическое лицо «Первая строительная компания». Учредители –
Ульяна Пак и
Денис Гладышев. Сообщалось, что эти граждане в свое время были связаны с
Максимом Бакиевым, сыном тогдашнего президента
Курманбека Бакиева.
Лидер партии «Ата Мекен», депутат парламента
Омурбек Текебаев в эти дни сделал заявление и отметил упомянутое обстоятельство.
«В 2009 году Бакиевы прибрали к рукам за 300 сомов лицензию на Жетим-Тоо, крупнейшее месторождение железа не только в Кыргызстане, но и в мире. Максим Бакиев продал 80% этой фирмы китайской компании за 20 млн долларов. Оставил у себя 20%. Когда китайская компания начала разрабатывать месторождение, в 2009 году поднялись нарынчане и жети-огузцы. Оппозиционные силы Кыргызстана, в том числе партия «Ата Мекен» поддержали акцию. Но бакиевцы проигнорировали народ. Запасы железа на Жетим-Тоо достигают 5-6 млрд тонн железа, стоимость достигает 80-100 млрд долларов. Это больше, чем на Кумторе. Такое богатство Максим Бакиев купил за 300 сомов и дешево отдал иностранцам. Весь народ видел и кричал, что это коррупция, грабеж. Но тогда отмалчивался комиссар Антикоррупционного агентства Садыр Жапаров. Он был слепым или глухим? Допустим, при Максиме он мог бояться потерять должность или бизнес. Но ведь прошло десять лет с тех пор, как ушел Максим. За это время Жапаров мог бы сказать, что это крупнейшее коррупционное дело в Кыргызстане и это было бы справедливо. Вопрос месторождения поднимали мы и нам удалось его сохранить», - сказал Омурбек Текебаев.
В январе 2010 году «Арт Майнинг» прошел процедуру перерегистрации, 20% остались у «Первой строительной компании», 80% отошли к компании «Майлин Ресурс» (Mylin Resource) владельцем которого являлся гражданин Китая
Фу Пэнг. 26 марта 2010 года 20% доля отошла к фирме «Рудник Жетим-Тоо», остальную долю сохранила за собой китайская компания.
Сообщалось, что в то время «Майлин Ресурс» отстроила в Китае завод по переработке железа. Но так как в стране произошел переворот, компания не успела начать разработку в Кыргызстане. Получившая власть Временное правительство отменило лицензию.
Компания не согласилась с таким решением и в 2012 году, при президенте
Алмазбеке Атамбаеве обратилась в суд и отвоевала лицензию.
Комиссия госоргана по геологии в 2013 году вновь отозвала лицензию, так как производство началось без внесения соответствующей оплаты. В 2014 году государственный орган победил в межрайонном суде, а в 2015 году в Бишкекском городском суде победила китайская компания.
В первые годы общественность не была проинформирована об этих судебных разбирательствах. Только 15 декабря 2015 года вопрос поднимался на заседании фракции «Ата Мекен», что создало резонанс. В дальнейшем, в ходе судебных разбирательств 2016 года лицензия вновь была возвращена государству.
Председатель Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Жыргалбек Сагынбаев в ходе пресс-конференции рассказал следующее по этой теме:
«Официально заявляю, что на сегодняшний день никто не располагает лицензией на месторождение Жетим-Тоо. Оно не принадлежит ни к какой-либо компании, ни к какому-либо инвестору. Государство судилось и выиграло на всех судебных инстанциях. Это полностью государственная собственность. Запасы месторождения превышают 3 млрд тонн. Если государство само будет разрабатывать, то это станет большим вкладом в наш бюджет. Поэтому рабочая группа рассматривает вопрос создания предприятия. Рассматриваются варианты – будет ли это государственное предприятие или акционерное общество. Будем использовать технологию, безвредную для окружающей среды, соблюдать экологические нормы. Мы можем самостоятельно производить металл, продавать и получать прибыль».
Как выше говорилось, в Бишкеке и в Нарыне в свое время проходили акции протеста в связи с передачей Жетим-Тоо китайской компании. Даже был создан «Комитет по защите Жетим-Тоо», который провел несколько заседаний, подготовил обращение с подписью около 10 тысяч человек из сельского округа Орток Нарынского района.
Поводом для акций послужили тогдашние слухи о том, что Китай возьмет Жетим-Тоо в обмен на строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
Депутат Ортокского сельского кенеша, житель села Таш-Башат
Орозобек Алиев выразил свое мнение:
«Жетим-Тоо – большой вопрос для нас. Во-первых, река Нарын формируется на хребте Жетим-Тоо. Во-вторых, на этой земле расположено пастбище. В-третьих, там располагается государственный заповедник Нарын. На заповеднике обитают олени, маралы, архары, косули, в общем разная живность. Поэтому народ и до этого выступал против разработки месторождения. Сначала строили дорогу через наши земли, но мы выступили против. После этого начали строить дорогу через Жети-Огуз. Построили тоннель, начали вывозить камни на мотоциклах. Около 50-60 китайцев. Народ выступил и прогнал их. И сейчас, наверное, будет недовольство, если решат разрабатывать. Если разрушат почву, то это разрушит природу, не так ли? Лично я против этого. Например, отдали Кумтор и государство не извлекает пользы. Беспокоимся, что такое случится и с Жетим-Тоо. На протяжении десяти лет мы были спокойны, но они вновь вернулись к этому вопросу. Мы не осведомлены – с кем они провели переговоры и что решили».
К 31 августа 2020 года объем государственного долга Кыргызстана составляет 4,827 млрд долларов. Из них 1,778 млрд долларов приходится на Экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк).
С начала года Кыргызстан просит у Китая отложить платежи по кредиту на следующие годы. Но безрезультатно. В связи с этим в политических кругах звучат различные варианты погашения долга.
Источник: Азаттык уналгысы