Вероятно, нынешняя пресс-конференция, проводимая на сей раз в гибридном режиме (два ежегодных мероприятия слили в одно, когда вопросы задавали и специально отобранные журналисты, и специально отобранные «представители трудящихся») должна была решить сразу две проблемы. Во-первых, опровергнуть ширящиеся слухи о плохом состоянии здоровья г-на Путина – и эта проблема, похоже, была решена, т.к. он выглядел вполне бодрым и даже, кажется, побил рекорд по продолжительности мероприятия. А вот вторую задачу – выдать многочисленные провалы за великие достижения – решить, мне кажется, не удалось.
Вопросов было много, временами даже острых, в том числе по темам, которые действительно волнуют большинство населения. Только вот ответы, как правило, были чересчур обтекаемыми, а зачастую не имели ничего общего с реальностью.
Уже во вступительном слове Путин нарисовал вполне благостную картину экономического состояния страны, причём складывалось впечатление, что он и сам верит в эти фальшивые данные. Ну да, сократился ВВП, выросла безработица, упали реальные доходы населения и т.д., но ведь это всё из-за пандемии! О том, что подобные вещи происходят уже много лет, г-н Путин скромно умолчал. А пандемия – это же общемировое бедствие, и на фоне остальных мы якобы выглядим очень неплохо, «может быть, получше, чем в других странах мира».
Сразу вспоминается замечательная фраза одного из думских единороссов: «С тех пор, как мы подчинили Росстат Минэкономразвитию, мы можем достичь любых показателей». Вот и достигают, только к этим показателям возникают серьёзные вопросы. Как это может быть, чтобы ВВП России якобы снизился всего на 3,6 процента, если весной официально вводилась всеобщая «нерабочая неделя», а, например, розничный товарооборот упал в этом году на 20 процентов, перевозки пассажиров – на 50, и т.д.? Как может безработица вырасти всего на полтора процента, если, по словам Уполномоченного по правам человека Москальковой, официально обанкротились 4,5 млн. мелких и средних предпринимателей? Я уж не говорю о том, сколько прекратили работу неофициально. И какой работодатель вообще станет в подобной обстановке повышать зарплату своим сотрудникам? А ведь, как заявил Путин, в России выросла не просто номинальная, но даже и реальная зарплата. Нет, как говорят бухгалтеры, цифры здесь «не бьются».
Но самое интересное г-н Путин рассказал о пандемии. Он буквально заявил, что «по сравнению с тем, что в мире происходило, наша система оказалась более эффективной». Это о разваленном «оптимизацией» российском здравоохранении с его приезжающими очень нескоро, иногда через несколько суток, каретами «скорой помощи», с напоминающими чумные бараки «ковидными госпиталями», где один врач приходится на 90 пациентов, с провинциальными больницами, где пациентов зачастую размещают в коридоре и даже иногда кладут на пол, а в переполненных моргах громоздятся штабеля мёртвых тел. В результате даже официальная смертность от коронавируса в России намного выше среднемировой. Где же тут эффективность?
Правда, следует отдать должное: на жалобы о том, что где-то отсутствуют лекарства от коронавируса или работающим на пандемии медикам не доплачивают, г-н Путин на сей раз не стал, как это бывало раньше на «прямых линиях», всё отрицать («мне другое докладывают»). Он признал проблему и заявил, что поручит разобраться. Кстати, в развитие темы жалоб хочу обратить внимание на то, как Путин отреагировал, когда ему сказали, что сельский учитель получает столько же, сколько уборщица. Он не стал пересказывать сказки о высокой зарплате учителей, которая якобы выше средней по региону, а объяснил этот перекос «бюджетными ограничениями». Видимо, и до него иногда доходит реальное положение вещей.
Что же касается высказывания г-на Путина о том, что Россия «оказалась первой страной в мире, которая изобрела, скажем так, и начала производить вакцину», то вакцина под несуразным названием «Спутник V» (V – это не римская цифра «пять», а английская буква «Ви») была зарегистрирована фактически без испытаний и с нарушением всех международных норм. Так можно и вакцину против рака быстренько зарегистрировать – только вот её эффективность будет весьма сомнительна. Собственно, вызывает сомнения и эффективность так называемого «Спутника». На пресс-конференции г-н Путин их невольно подтвердил, когда упомянул о предложении выпускать некую вакцину-лайт с пониженной эффективностью – так, дескать, можно побыстрее всех вакцинировать. С другой стороны, он уверял, что вакцина не вызывает побочных эффектов, но снова допустил ошибку. Не кто иной, как министр здравоохранения России, заявлял, что при испытаниях побочные эффекты наблюдались у 15% добровольцев, а СМИ даже сообщали об умерших.
Кроме коронавируса, была затронута ещё одна проблема, действительно волнующая наших сограждан. Ещё недавно власти её отрицали, а Росстат, похоже, отрицает до сих пор. Это рост цен на продукты питания. Как водится, г-н Путин всё объяснил внешними факторами – в данном случае тем, что производители гнали продукты на экспорт и на внутреннем рынке образовался дефицит. И тут же предложил кардинальное решение – нужно всего лишь повысить экспортные пошлины. Но почему же этого до сих пор не сделало «эффективно работавшее», по его словам, правительство? Кстати, насчёт эффективной работы. Путин неожиданно похвалил г-на Рогозина, который «набирает, набирает, как руководитель «Роскосмоса». Интересно, какую же высоту набирает Рогозин, если о провалах российской космической программы сейчас не говорит только ленивый? Литературную? Так пусть бы и занимался исключительно поэзией.
Что ж, посмотрим, как властям удастся побороться с инфляцией. В прежние годы подобные попытки уже принимались, но инфляция неизменно побеждала. Тем не менее, хорошо, что хоть обратили внимание на эту проблему.
Другие вопросы пресс-конференции вряд ли интересовали большинство населения, но, думаю, что несколько тем были всё же интересны для относительно широкой общественности.
Прежде всего, я имею в виду внешнеполитические вопросы. Ответы были традиционными. Запад, дескать, сам виноват в том, что отношения с ним испортились, но мы, конечно, готовы к сотрудничеству, хотя всегда начеку. Руководство ФРГ Путин всё-таки похвалил. Что же касается США, то, с одной стороны, Путин наконец-то признал Байдена избранным президентом и выразил готовность налаживать отношения, с другой – отметил, что Трамп получил на выборах почти половину голосов и ещё имеет неплохой потенциал. Отметил Путин и Эрдогана, заявив, что это «человек, который держит слово, мужчина». То, что Эрдоган мужчина, сомнений не вызывает, а вот что он всегда держит своё слово – здесь сомнения есть, и немалые.
Вторая тема из этой категории – отравление Навального. Традиционно не называя оппонента по фамилии, г-н Путин категорически отмёл все обвинения в отравлении, аргументируя это довольно своеобразно. «Да кому он нужен?» (хотя по рейтингу доверия Навальный входит в первую пятёрку российских политиков, а сам его рейтинг всего в два с небольшим раза ниже, чем у самого Путина) и «хотели бы убить – убили», что с учётом резкого падения профессионализма во всех сферах звучит совсем не убедительно. Ну и, конечно, он фактически обвинил Навального в работе на ЦРУ.
Наконец, следует отметить и тему продажи бывшему зятю Путина многомиллионных активов за символическую сумму. Пожалуй, Путин впервые ответил на подобные обвинения – естественно, всё отрицая по существу. Ответственность за такого рода публикации он, разумеется, возложил на спецслужбы США, которые, дескать, пытаются ему отомстить (правда, непонятно, за что).
Остальные темы в основном представляли собой информационный шум – от упоминаний нового супероружия, которое, как правило, уже не первый год успешно испытывается и испытывается, до помощи в решении личных вопросов и даже до интимного видео Дзюбы.
Если же оценивать всё шоу в целом, то создаётся впечатление, что, по представлениям Путина, дела в стране идут нормально и ничего всерьёз менять он не собирается. Вспоминается старая шуточная песенка «Всё хорошо, прекрасная маркиза!» - в этом уверяли некую маркизу, поместье которой на самом деле было полностью разорено. Я уже не раз говорил и писал, что г-н Путин, похоже, обитает в какой-то параллельной реальности, не зная, а может, и не желая знать реального положения вещей. Сегодня это вновь подтвердилось.
Сергей Скворцов
: 0