Известный кыргызстанский политолог Медербек Корганбаев ответил на вопросы «Эха Кыргызстана», прокомментировав нынешнюю политическую ситуацию в стране и причины усиления давления Вашингтона на новое руководство республики.
— Э.К. Как Вы оцениваете нынешний вариант проекта Конституции, предложенный Садыром Жапаровым? Будет ли он принят на референдуме?
— М.К. Согласно новому основному закону, в республике устанавливается единственный центр принятия решений — это институт президента. Президент получает в свое распоряжение все политические козыри и рычаги воздействия на внутреннюю и внешнюю политику. Кроме мощных полномочий, президент обретает сильный инструмент в виде Народного Курултая (Народный Совет), который будет по сути выражать волю президента и его окружения. Народный Курултай при поддержке главы республики, на мой взгляд, станет серьезным противовесом против оппозиции и силой, способной регулировать общественно-политические процессы.
Если раньше президенты Кыргызстана делали ставку на усиление присутствия своих лояльных партий в парламенте, то сегодня по новой Конституции у президента возникает две площадки влияния — парламент и Народный Курултай. Если парламент или правительство вдруг выразит президенту возражение по тому или иному вопросу и откажет в поддержке, то президент сразу же задействует Народный Курултай для оказания давления на депутатов и членов правительства. Что касается конституционной реформы, скорее всего, большинство граждан поддержит и проголосует за новую Конституцию в надежде на кардинальные улучшения жизни в стране.
— Э.К. Некоторые эксперты опасаются, что принятие новой Конституции приведет к разделению общественности на тех, кто за и, кто против. Могут ли в итоге конституционные реформы и перераспределение полномочий привести к новому витку противостояния в Кыргызстане?
— М.К. В Кыргызстане вполне возможно возникновение протестных настроений в случае принятия новой Конституции, так как в Кыргызстане отдельные политические и общественные силы очень настороженно относятся к инициативе сторонников Садыра Жапарова по изменению основного закона. Новый проект основного закона уже сейчас вызывает много вопросов и волну критики. Тем более, новая Конституция принимается в спешке, что несет определенные риски.
Конституционная реформа преподносится населению как решение всех проблем. Избрание Садыра Жапарова на пост президента и проведение референдума по конституционной реформе не являются гарантией процветания Кыргызстана в дальнейшем. Жапаров однозначно столкнется с сопротивлением оппозиции, ему будет необходимо решать экономические и социальные проблемы, вопросы выплаты внешнего долга и делимитации границ. Самое главное — Жапаров взвалил на себя обязательство вести борьбу с коррупцией.
Следует напомнить, что экс-президент Жээнбеков в свое время также обязался сажать коррупционеров, в итоге он не сумел довести свое дело до конца. В Кыргызстане очень сложно вести антикоррупционную кампанию, практически все коррупционные фигуры связаны с высшими эшелонами власти родственными и дружескими связями. Так что, Жапаров в случае избрания, первые два-три года своего срока направит на стабилизацию ситуации и увеличение роста экономики, снижение уровня коррупции. Других вариантов у него попросту не имеется.
— Э.К. Возможно ли в стране усиление националистических движений и групп? В частности, речь идет и о предложениях убрать официальный статус русского языка из Конституции.
— М.К. Думаю, нет. Предложения убрать официальный статус русского языка не отвечают интересам самого Кыргызстана и кыргызстанцев. Мы — многонациональная республика, а русский язык является языком межнационального общения. Предложения по лишению русского языка официального статуса останутся на уровне слов. Недавний визит и.о. президента Таланта Мамытова в Москву продемонстрировал сохранение пророссийского курса официального Бишкека. Так что, русский язык не потеряет своей актуальности и будет востребован.
— Э.К. Как Вы оцениваете введение санкций Госдепом в отношении Матраимова и его приближенных, а также предложение посла США справиться с мафией в Кыргызстане? Нет ли опасности вмешательства во внутренние дела республики со стороны Запада, в том числе через многочисленные НПО и фонды?
— М.К. Это прямое вмешательство США во внутренние дела Кыргызской Республики. Дело в том, что экс-заместитель таможенной службы Райымбек Матраимов не такая уж и масштабная фигура, чтобы представлять какой-либо интерес для официального Вашингтона. Американцы рассматривают Матраимова как средство достижения своих целей в Кыргызстане. США намерены восстановить свои прежние позиции в республике. Для этого янки используют свои подконтрольные СМИ как радио Азаттык.
С 2018 года американцы работали над созданием демонического образа Матраимова как главного коррупционера. Увы, команда Матраимова не приняла эффективных мер по опровержению и защиты репутации. Вопрос Матраимова стал причиной организации митингов и протестов, где требовали ареста бывшего таможенника. Сегодня уже официальные представители США в открытую требуют привлечь к ответственности Матраимова. На мой взгляд, причиной давления США на Матраимова, возможно стал его отказ поддержать проамериканские политические партии и проамериканских кандидатов в президенты на выборах в Кыргызстане.
Клан Матраимовых обладает достаточным влиянием и опытом в проведении успешных избирательных кампаний в масштабе всей республики. В свое время, Матраимовы оказали большую помощь пророссийским президентам Атамбаеву и Жээнбекову получить максимальное количество голосов избирателей и победить на президентских выборах. Поэтому Райымбек Матраимов возможно мешает планам американцев привести к власти в КР лояльных им лиц. На примере Матраимова можно сделать выводы, что американцы пытаются шантажировать политические элиты Кыргызстана и склонить их к сотрудничеству в пользу США, отдалиться от пророссийского внешнего вектора.
Что касается борьбы с криминалом, здесь также непонятна позиция Вашингтона. Борьба с ОПГ всегда велась и ведется на должном уровне в рамках закона. Американцы и дальше будут раскачивать ситуацию в Кыргызстане, им нужен так называемый управляемый хаос.
— Э.К. Каким образом можно разрешить другую важнейшую проблему — погасить или отсрочить долг перед Пекином? Примечательно, но основные суммы ушли на инфраструктурные проекты, которые сооружали китайские компании с привлечением китайских же рабочих.
— М.К. Кыргызстан сейчас не в состоянии оплатить внешний долг перед Китаем. Поэтому необходимо после президентских выборов в Кыргызстане направить кыргызскую делегацию в Пекин для ведения переговоров относительно долговых обязательств. Китайцы, зная высокий уровень коррупции у нас, были вынуждены направлять свои китайские компании для выполнения работ инфраструктурных проектов. Возможно, привлечение китайских специалистов было условиями китайского кредитора. Кредиты — это часть внешней политики Китая и усиление экономической экспансии Поднебесной во всем мире. В связи с чем мы должны с осторожностью подходить к таким вопросам.
Источник - ehokg.info