Кыргызы, без всякого сомнения, достойны книги рекордов Гиннеса – за относительно короткий по историческим меркам период времени они лишают власти уже третьего президента страны, а одного – Атамбаева – умудрились даже посадить в тюрьму. И причем, какова динамика! Первый президент Акаев усидел в кресле почти 15 лет - его свергли в марте 2005 года, второй - Бакиев – пять лет – выехал в Беларусь в 2010 году, третий – Жеенбеков проработал на этом злосчастном посту всего три года - и в октябре 2020 года опять грянул народный бунт, завершившийся его отставкой. При такой фатальной закономерности следующий избранный глава государства удержится у власти всего какой-то год с небольшим. Тенденция, однако.
Здесь, конечно, не последнюю роль играет менталитет кочевников, быстрых на подъем – запрыгнул на коня и айда скакать за добычей, или совершить набег на соседнее племя за барымтой – это такой своеобразный военный трофей по-кыргызски, в виде скота и другого имущества.
Неужели замысел Запада удался, и, по словам видного политика Ж.Сааданбекова, «исходя из принципа «разделяй и властвуй» они добиваются фрагментации общества на роды и племена, на партии и протопартии, которые пусть рвут глотки друг друга, пока не рухнет их государство, население одичает и обнищает, самоуничтожается». И он совершенно прав, поскольку родоплеменная фрагментация в последнее время очень даже прогрессировала – в СМИ и интернете было много информации о курултаях различных родов и племен.
Да что говорить, если на политическом небосклоне уже появились, во всяком случае, одна, это уже точно, родоплеменная партия, которая намеревалась участвовать в прошедших выборах в Жогорку Кенеш. Кыргыза долго уговаривать не надо, если это в интересах своего рода племени, сейчас это выглядит как за партию, то он готов на все – надо захватить дом правительства, заводы, фабрики, месторождения, пансионаты, разграбить торговые центры – пожалуйста, третий раз уже совершаем набег на власть, разрушаем свое государство. И потом только думаем, что мы натворили, а что делать дальше, не знаем. Свалить то власть свалили, а вот цивилизованно воссоздать ее заново у конгломерата сил, совершивших очередную революцию, не получается – каждый тащит одеяло на себя.
Вот сейчас, как показывают события после 5 октября, С.Жапаров встал у руля государства, хотя против этого категорически возражали другие группировки. Как это ему удалось и другим его приверженцам одному богу известно, но видимо аргументы были весомыми, если перепуганные депутаты единогласно проголосовали за нового премьера С.Жапарова, который позже стал еще и.о. президента страны. Надо отдать должное его смелости – чтобы решиться в такое непростое время занять эти кресла, надо обладать недюженными способностями. Пожелаем ему удачи.
Ну а его противники из других партий, наверное, надолго выпадут из седла, и вряд ли в дальнейшем смогут участвовать в политических баталиях. Все эти родоплеменные противоречия на поверхности выглядят как борьба политических партий за власть, которые больше похожи на те же родоплеменные сообщества во главе с вождями. И никакой идеологии и партийной программы, за которые члены партии готовы, образно выражаясь, умереть. При этом движущим мотивом политической борьбы является не экономический интерес, как во всем мире, а фактор «наших обидели». Поэтому и неудивительно, что сплошь и рядом народ становится свидетелем перепрыгивания отдельных людей из одной партии в другую в корыстных целях попадания в Жогорку Кенеш, не испытывая при этом ни капельки угрызений совести.
Не случайно, видя такую ситуацию в политической сфере Кыргызстана, Экспертная рабочая группа по мониторингу судебно-правовой реформы выступила с обращением по поводу новых выборов в парламент. В нем, кроме всего прочего, говорится, что партии «должны привести достойных людей в парламент, не запятнавших себя людей, не из криминальных структур, не людей из своих родов и кланов». (Кактус-медиа, 12.10. 2020, «На Жеенбекова и Жапарова давит криминал»). Они знают, о чем говорят, поскольку, вне всякого сомнения, очень внимательно изучили предвыборные списки партий. К такому выводу юристы пришли, зная, что и партийное строительство в Кыргызстане густо замешано на родоплеменных отношениях.
Схема тут простая – родоплеменное сообщество (регион) – из его наиболее продвинутых представителей формируется клан – на основе клана создается та или иная партия. Из СМИ известно, что каждая партия опирается на свою базу единомышленников – «Биримдик» на юге в Кара-Кульдже и прилегающих районах, «Мекеним Кыргызстан» - в Кара-Суйском районе, «Мекенчил» - в Жалал-Абадской области, «Бутун Кыргызстан» в Ошской области и Баткене, «Республика» - в Таласе, «Кыргызстан» - на севере, в Чуйской области, в частности. Это объективно подтверждается и результатами выборов в Жогорку Кенеш 4 октября 2020 года, когда каждая из них получила максимальное число голосов в своих вотчинах. К сожалению, общественно-политические реалии у нас таковы, что по-другому нельзя – без опоры на своих земляков в регионах партия не выживет на политическом поле Кыргызстана. Печальный пример такого положения дел в партийном строительстве – история партии «Реформа», где собрались образованные и продвинутые молодые люди без родоплеменных комплексов.
Это еще раз говорит о том, насколько живуче в Кыргызстане традиционное общество, если даже глобализация с ее интернетом и невиданным научно-техническим прогрессом не смогла растопить закостенелые средневековые формы жизни. Никто не против сохранения и преумножения традиций и ценностей прошлого, но они не должны становиться преградой на пути прогресса и развития общества. Поэтому и раздаются голоса о ненужности таких партий, как инструмента демократии, в которых сильно присутствие родоплеменного элемента, а вместо них предлагается ввести систему прямой демократии с использованием современных средств коммуникации. Когда население непосредственно, без посредничества партий и Жогорку Кенеша, будет через интернет обсуждать проекты законов и принимать их путем голосования через интернет.
Но, опять же, встает вопрос – воспримет ли это новшество общество, насквозь пропитанное родоплеменными отношениями и клановостью, и если примет, то не приведет ли это к еще большему их всплеску, но уже с использованием современных технологий. Тем более, что даже верховная власть главы государства на протяжении всех лет независимости не избежала негативного влияния таких отношений.
Уж казалось бы, ученый-академик, много лет проучившийся в Ленинграде, весьма увлеченный европейской культурой А.Акаев, и тот смог продержаться на современных позициях только пять-шесть лет, а затем под давлением ближайшего окружения и семьи скатился в замшелый родоплеменной эгоизм и стал продвигать во власть своих сородичей и членов своей семьи. Другие президенты сразу занялись этим же. И главное – последствия попадания президентов в объятия древних традиций, создание для своих благоприятных условий в ущерб другим, заканчивается одним и тем же – восстанием против власти обиженных родоплеменных групп. Ладно бы речь шла всего лишь о получении зарплаты на жизнь на той или иной должности в государственной службе, но ведь последствия нахождения на них своих для президента неучей очень негативно отражается на эффективности всей государственной машины.
Просто диву даешься, неужели президент Жеенбеков в упор не видел печальную судьбу своих предшественников, погоревших на родоплеменных отношениях и клановости. Зачем надо было закрывать глаза на то, что в Жогорку Кенеш в нынешних кризисных условиях рвутся «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан», которые хотели правдами и неправдами обязательно завоевать абсолютное большинство в парламенте, оставив за бортом другие партии. И сделано это было топорными методами – путем откровенного подкупа, административного ресурса и фальсификаций, весь народ это видел, только глава государства «не ведал» об этом. В результате президент получил вполне ожидаемый бунт приверженцев партий, оказавшихся по результатам выборов за стенами парламента.
Спрашивается, куда смотрел Совет безопасности и его секретариат, не предупредив президента об опасности проведения таких нечистых выборов в условиях значительного роста общественной напряженности в предвыборный период. Ведь социально-экономическая ситуация в республике в последнее время, если ее проанализировать как следует, стала одной из главных угроз национальной безопасности, которая реализовалась, к сожалению, в октябре этого года.
Экономика в результате пандемии и мирового кризиса катастрофически упала, выросла безработица, тысячи мигрантов вернулись в республику, бедность населения достигла фактически 40%, и что самое страшное - по данным международных организаций почти 50% детей проживает в бедности, из них 7% детей – в абсолютной нищете.
Новым руководителям страны надо учесть это, чтобы удержаться от соблазна опять опираться только на своих. Примечательно, что С.Жапаров, и.о. президента, премьер-министр правительства в своем обращении к народу от 16 октября заявил, что «мы не позволим трайбализму взять верх». Иначе в условиях тотального кризиса не избежать в самое ближайшее время новых катаклизмов, когда не кланы схлестнутся в борьбе за власть, а бедные и нищие восстанут против богатых и последствия тогда будут пострашнее.
Закономерно возникает вопрос, а нужны ли нам такие президенты, вот уже в течение тридцати лет не радеющих за интересы всего народа, а озабоченные лишь жизнью кучки приближенных? Поэтому, возможно, настала пора учесть в государственном строительстве неистребимость родоплеменных отношений в кыргызском менталитете и, окончательно не отказываясь от должности главы государства, использовать в конституционном строительстве швейцарский опыт. Там тоже регион от региона (кантоны) очень сильно отличается, и поэтому, чтобы не вызывать ненужной напряженности между ними, главой государства по очереди становятся представители кантонов и занимают этот пост по одному году. У нас бы президентами становились представители областей также поочередно и по одному году, что гарантировало бы представленность всех регионов на высшем политическом олимпе страны. За один год такой президент с весьма ограниченными полномочиями не успел бы как следует подтянуть своих, да и зачем, когда следующий президент с таким же успехом погонит их с должностей через год. Чтобы не было обиженных регионов и выборы в Жогорку Кенеш сделать по смешанной системе, когда половина депутатов идет по пропорциональной (партийной) системе, а вторая половина – по мажоритарному принципу (по одномандатным округам).
Только такая четкая и ясная система власти оградит нас от постоянно повторяющихся народных бунтов, свергающих власть. Стабильная и сильная власть существует только в случае доверия большинства населения к ней, а не с помощью полицейского насилия, что и показали события 5 октября. Однако вызывает вопросы предложение о народном курултае, как органа, стоящего над всеми ветвями власти, такого своеобразного контролера всего и вся. Нужно не забывать, что каждый лишний механизм усложняет функционирование государственного организма, снижает в целом его эффективность. Незачем изобретать велосипед, когда система государственного устройства из трех ветвей власти в мире отработана на протяжении веков и показывает себя во многих странах с наилучшей стороны.
Родоплеменные противоречия, которые существовали издревле и оживились в годы независимости, когда подспудно, а иногда открыто, как это происходит в настоящее время, могут поставить под вопрос существование самого кыргызского государства. Это происходит исключительно из-за неразвитости экономики, отсутствия четкой социальной структуры общества с достаточно крупными группами населения со своими ярко выраженными экономическими интересами, на основе которых и должны создаваться партии, не руководствуясь при этом родоплеменными инстинктами.
Но пока этого нет, некоторые геополитические игроки могут использовать такую ситуацию для реализации своих интересов в республике. Поэтому необходимо за счет ускоренного развития экономики, промышленности, в первую очередь, создавать современную структуру общества с прочным социальным каркасом, с мощным слоем рабочего класса и других лиц наемного труда, а также предпринимателей и фермеров, которые будут кровно заинтересованы в стабильном функционировании экономики, а значит и в стабильности в стране.
Алымбек Биялинов, эксперт по экономике и безопасности
: 0