В Кыргызстане фактически произошло разделение населения на две большие группы со своими взглядами на жизнеустройство, и уже происходят столкновения между ними не только в медийном пространстве, но что опасно – начались физические конфликты.
Достаточно отметить два таких случая – на выставке современного искусства и на марше феминисток в Бишкеке. Одни выступают за сохранение, как им кажется, национальной идентичности, правда, при этом, скатываясь, почему-то к архаизму, проистекающему из религиозных воззрений шестого века, основанного на миропонимании одного народа, когда мир был совсем иной.
Ничего не менять, не пытаться изменить действительность в свою пользу, а жить, как жили предки в прошлые века – вот что предлагается народу. Пытаться вернуться в прошлое в XXI веке – это абсолютно безнадежное дело – уж слишком далеко ушло человечество как в экономическом и научном развитии, так и в общественно-политическом строительстве. Да и материальные интересы человека во все времена и на всей земле остаются определяющим началом его жизни. Поэтому для сохранения несовременных форм жизни государства и общества в настоящее время необходимы, как представляется, две вещи - или значительные запасы природных богатств, за счет эксплуатации которых можно жить достаточно хорошо в жестких рамках религиозных воззрений, или бедность большинства населения и безнадежная отсталость в его культурно-образовательном развитии, когда им можно править давно изжившими себя методами.
Классическим примером первого случая, по различным оценкам, существующим в мире, являются Саудовская Аравия и Иран. Во втором случае мы имеем дело с разновидностями диктатур и различных авторитарных режимов. За примерами далеко ходить не надо – их достаточно на всем пространстве СНГ и особенно у нас в центральноазиатском регионе.
Другая группа жителей республики, она составляет пока большинство, ратует за модернизационный путь развития, основанного на демократии, правах человека и высокоэффективной экономике. А поскольку все эти атрибуты современной цивилизации происходят в основном из Запада, то у первой группы защитников традиций возникает естественное подозрение, что «модернизаторы» куплены ими и выполняют их заказ. Но им самим невдомек, что они находятся точно в таком же положении, если подсчитать какое количество различных фондов из стран Персидского залива и Южной Азии финансирует их деятельность - то есть их тоже покупают.
Допустим, это хорошо для части населения – на них льется «долларовый» дождь только за то, что они проявляют рвение в отправлении религиозных культов, носят национальные одежды другого народа, которые в принципе не соответствуют нашим природно-климатическим условиям и культурно-этническим особенностям кыргызов. А если завтра на Ближнем Востоке закончится нефть и газ, или опять же научно-технический прогресс сделает их ненужными для экономики и населения, и нашим благодетелям будет не до нас – им самим не будет хватать средств, чтобы прокормить свое население – что тогда будут делать наши поклонники теократического государства? А это, скорее всего, так и будет, поскольку в марте началось сокрушительное падение цен на нефть на мировых рынках. Вслед за нефтью упадут цены также на газ, они всегда идут в одной связке.
В Кыргызстане нет столь значимых запасов нефти и газа, да и других минеральных ресурсов – одна надежда на народ, который в действительности «тащит» на себе страну все годы независимости, и будем откровенны, не благодаря правительству, а вопреки ему. Поэтому в этом мировоззренческом споре могут оказаться правы «модернизаторы», поскольку только в свободном обществе с демократическими институтами может проснуться энергия народа, не ограниченная никакими догматическими рамками, имеются ввиду не только религиозные, но и различные политико-экономические учения о диктатуре одной группы населения над всем обществом, что мы пережили совсем недавно.
Да и экономическая ситуация в настоящее время играет на руку «модернизаторам» - экономика в кризисе, поскольку ее низкая конкурентоспособность после вступления в ЕАЭС привела к подавляющему росту импорта по отношению к экспорту, и как итог, к экономической зависимости страны. Дефицит государственного бюджета длительное время остается высоким – в районе 20-25 млрд сомов. Мы вынуждены все больше и больше занимать денег за рубежом, чтобы как-то свести концы с концами.
Кыргызстан сейчас завален импортными товарами из других стран, прежде всего, из стран-членов ЕАЭС, а экспортировать по большому счету нечего – небольшие партии сельхозпродукции и товаров швейной промышленности не спасают положения. Да и то их с трудом пропускают на свои рынки другие члены объединения. И если бы не денежные переводы наших трудовых мигрантов, то республика, попав при хроническом дефиците государственного бюджета в «долговую петлю», оказалась бы фактически банкротом. Об этом же говорит исследование Всемирного банка, опубликованное совсем недавно в интернете. К этому теперь еще добавился мировой кризис, связанный с негативным воздействием коронавируса.
За тридцать лет независимости, несмотря на определенные достижения, мы плетемся в хвосте мирового развития и со своими 1000-1200 долларов ВВП в год на душу населения находимся в кругу отсталых стран мира. С навязываемыми извне архаичными представлениями о путях развития общества республика далеко не уедет. Поэтому Кыргызстану как воздух необходимы глубокие реформы, а это, хотим мы этого или нет, связано использованием мирового опыта в политическом устройстве общества и внедрением по-настоящему рыночных механизмов в экономические процессы. При этом, безусловно, должна быть обеспечена свобода вероисповедания наравне с другими правами и свободами человека и гражданина.
В связи с мировоззренческим расколом среди населения критически важно обеспечить в обществе консенсус о путях дальнейшего развития страны, а не усугублять ситуацию неадекватными действиями со стороны отдельных групп населения, а также со стороны властей, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в интернете и СМИ.
Если власти все же реально попытаются использовать это разделение в обществе в своих целях, то это может закончиться очень трагически для всего народа. Совсем уж свежий по историческим меркам пример Таджикистана говорит об этом - противоборство между президентом Набиевым и спикером парламента Кенжаевым в 1992 году, которое раскололо таджикское общество – и, к тому же один из них подключил к этому противостоянию исламистов - развязало в этой республике, только-только получившей независимость, многолетнюю гражданскую войну, жертвами которой стали 200 тысяч человек.
Все это говорится не для того, чтобы кого-то выставить в негативном свете или сделать противниками прогресса, а всего лишь попытка призвать к реализму и трезвой оценке складывающейся в республике общественно-политической ситуации. К тому же и геополитическая обстановка вокруг республики весьма и весьма неоднозначная – Центральная Азия становится ареной жесткого противостояния между такими мировыми державами как Россия, США и Китай, что тоже грозит стабильности в республике.
Алымбек Биялинов, эксперт по экономике и безопасности
: 0