За последний год политический ландшафт Кыргызстана изменился до неузнаваемости. Канула в прошлое партия власти СДПК, в вегетативном состоянии «Республика», а Текебаев превратился в дрессированного властью мопса. Бакыт Торобаев, ещё не так давно активно демонстрировавший президентские амбиции, отошёл на десятый план. К парламентским выборам 2020 все политические партии и игроки или утратили самостоятельность, или оказались вовсе полными политическими банкротами. Осень – время считать цыплят, ставить диагнозы и делать прогнозы: каким будет новый созыв слуг народа?
RIP Атамбаев?
Стены СИЗО ГКНБ сжимали в своих объятиях многих депутатов и высокопоставленных чиновников, но Новый Год в их аутентичных камерах ещё не встречал ни один экс-президент. Станет посадка Алмазбека Атамбаева началом новой традиции или исключением из правил - неизвестно, но 2020 год для него наступит совершенно непразднично: суровые охранники с серыми лицами, жёлтый свет конторских лампочек, обсиженных мухами, баланда вместо вип-стейков.
Что планировал экс-президент и какие цели перед собой ставил в 2019 - уже не важно, действия завели его в места не столь отдаленные. Ему многие сочувствуют, часть поддерживает, но рисковать своей жизнью ради его освобождения не желает никто. Если до 7 августа он представлял угрозу для власти и по мнению адвоката Курсана Асанова, силовики планировали его физическое устранение, сейчас в смерти четвёртого президента Кыргызстана нет преференций и смысла. Атамбаев политический банкрот. Он потерял партию, свободу и деньги, а перспективы утратил в силу возраста. Сейчас он пиранья в аквариуме, которая теоретически может любого обглодать до кости, но находится в изолированной комнате, в закрытой банке и в бункере, где не контролирует ни один из внешних факторов. Говорить о его политической смерти рано, но он однозначно в аварийном состоянии. Без его лидерских качеств жалкие ошмётки былой СДПК не смогут сконсолидироваться, найти оборотные средства и заручится поддержкой электората.
В отличии от других современных политических узников, Атамбаев сам лично виноват в том, что переместился с мягкой тахты на жёсткие нары. Жээнбековы - люди из его свиты, выбранные им и навязанные всему народу Кыргызстана.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что Жээнбеков не единственная кадровая ошибка Алмазбека Шаршеновича. Илмияновы, Мамбеталиевы, десятки сомнительных личностей и хамелеонов в списке 2015 года на выборах в ЖК от СДПК - доказательство его неразборчивости в людях.
Однако чего у экса не отнять, так то того, что он прекрасный ньюсмейкер, на его безудержном эксцентричном самопиаре вся конструкция социал-демократов и держалась. Теперь, когда пыльный пузырь его эго лопнул, картина прояснилась для всех внутренних и международных игроков, и для него самого в первую очередь. Слишком долго Атамбаев ссылался на общественное мнение, не потрудившись узнать, что на самом деле думает народ.
Президент Уныние
Арест главного политического оппонента не прибавил популярности Сооронбаю Жээнбекову, а в чём-то и сильно сократил. Кровавая операция в селе Кой-Таш, проведённая силовиками без эвакуации местных жителей, детей и стариков, без санкций и, кажется, без головы, чуть не спровоцировала гражданскую войну, пусть и в отдельно взятом селе. Особый дар быть настолько непопулярным, располагая административным ресурсом и сотнями медиа в руках, отличительная черта действующего президента. Винить в этом только его команду, работающую топорно и не оперативно, будет несправедливо.
Жээнбеков катастрофически безынициативен, не любит брать на себя ответственность. Если ещё в самом начале своего пути он претендовал на лавры Лукашенко (не Макрона и не Путина, но крепкого хозяйственника), то после двух лет перед нами созрел окончательный вариант Жээнбекова. Региональный чиновник делающий ставку на родственников и повышение тарифов, разбирающийся в международной политике, как мышь в балете.
Из многочисленных упрёков в его адрес можно выделить несколько: предал кыргызов, проживающих в Китае, отказавшись защищать их интересы и права.
Согласился снести пограничную вышку в селе Максат, на границе с Таджикистаном, в ущерб обороноспособности страны. Игнорирует тот факт, что граждане РТ незаконно захватили 37 гектаров земли села Максат и построили дома. Веерные отключения воды, газа и света. Строительство образовательных, социальных учреждений сократилось более чем в три раза в сравнении с 2017 годом. Уровень оттока капитала достиг показателей воюющих государств. Сокращение экспорта и импорта. Внешнеторговый оборот упал в 2019-м на 4,6 процента. Внешнеторговый оборот со станами ЕАЭС так же сократился: экспорт на 8%, а импорт на 4,1%. Сокращение экспорта швейной отрасли в два раза. Проверка Раима Матраимова завершилась позором и недееспособностью государственных органов.
Повальное рейдерство и разгул криминала, убийства бизнесменов ужасают кыргызстанцев и иностранных инвесторов. Сооронбай Жээнбеков редкий пример политического банкрота при власти. По результатам всех интернет-опросов его рейтинг на уровне 2-3%.
Если на выборах 2017 народ добровольно поддержал курс Атамбаева, то у Жээнбекова надежды на гарантированную победу лояльных клон-партий в следующем году или на президентских в 2023 абсолютно нет. Жээнбекова нельзя охарактеризовать словами «хороший» или «плохой», он уныние. Уныние в политической жизни, экономической и культурной. Тупик вместо светлой и широкой дороги. Его терпят, не желая третьей революции и связанных с ней побочных эффектов, но не уважают, не любят, не поддерживают.
По пути Афганистана
Политическое фиаско в Кыргызстане - процесс, не касающийся одного или двух политиков, оно отличается коллективностью и цепной реакцией. Из обоймы выпадают не персоналии, а целые партии. Вслед за СДПК, идёт ко дну и другая популярная партия «Республика». Фактически ею давно рулит сват Сооронбая Жээнбекова Алиярбек Абжалиев. Бабанов учёл опыт революционера Атамбаева и предпочёл вести себя ниже травы и тише воды. На политическое банкротство он согласился добровольно в обмен на деньги. Свои деньги.
Сейчас он всеми силами пытается сохранить свою финансовую империю, ходит по тоям и дарит натуральный уксус другому политику – Текебаеву. Последнему удалось заключить соглашение с Жээнбековыми в обмен на свободу. Обе стороны истошно дерут остатки Атамбаева. Есть версия, что Текебаев нужен Белому Дому для новой Конституционной реформы. Он и Бекназаров должны вернуть Кыргызстан к президентской форме правления, с увеличенным сроком пребывания главы государства у власти.
Политические банкроты, марионетки, лубочные картинки вместо чиновников - всё это не мексиканская мелодрама, а Кыргызстан сегодня. Кроме отсутствия здоровой альтернативы в обществе и конкурентной обстановки, ситуация грозит ещё одним оборотом. Когда народ, вдоволь насмотревшись на позор светских политиков отдаст голоса за откровенно исламские партии. Они уже давно поджидают свой час, создав десятки страниц в соцсетях, ведя агитацию по ТВ, СМИ, в мечетях. Духовные лица, получившие образование в странах Ближнего Востока, спят и видят, как Кыргызстан превращается в халифат. И чем ближе рейтинги парламентских партий к нулю, тем больше вероятность, что Кыргызстан повторит трагический и бесславный путь Афганистана.
Источник - Правдоруб.кг
: 0