Как бы ни относился народ Кыргызстана к скандально известному таможеннику «Раиму-миллиону» и сколько бы ни возмущались люди, почему уволенный по отрицательным мотивам чиновник гуляет на свободе, а семья Матраимовых, тем не менее, продолжает оставаться в тихом фаворе у действующей власти. Чем объясняется такая неприкосновенность, можно только гадать. Но факт уже давно бросается в глаза – сажать Райымбека Матраимова никто не собирается.
Борьба с коррупцией, которая еще осенью прошлого года, в ходе предвыборной кампании Сооронбая Жээнбекова, виделась одной из главных надежд на светлое будущее Кыргызстана, сегодня превратилась в фарс. Иначе к ней относиться просто невозможно. Потому что, пока одних показательно заключают под стражу и во всеуслышание клеймят ворами еще до окончания следствия, другие спокойно избегают ответственности за свои широко известные деяния. А высшее руководство страны не считает нужным давать объяснения по этому поводу – ну, просто одни коррупционеры для власти как бы есть, а других как бы нет.
Так, например, ничем не оправдан тот факт, что младший брат «Раима-миллиона» Тилек Матраимов здравствует на должности акима Кара-Суйского района Ошской области, при любом удобном случае козыряет якобы свойской дружбой с братом президента Асылбеком Жээнбековым. А на днях статус-кво семьи Матраимовых заиграл и новыми, яркими красками. Журналистка Хулькар Исамова и привлекла внимание к эпизоду, написав о нем на своей странице в Фейсбук: «Не бежал он (Райымбек - ред.), я его вчера в аэропорту видела, он в Ош прилетел. Еще и брата президента видела, они вместе с VIP зала выходили». Так что, если кто-то по наивности еще верил в сказочку о том, что Матраимов просто так уж умело скрывается, и ГКНБ не может его найти, придется развенчать иллюзии.
Но гораздо хуже другое. И речь даже не о фиктивности декларируемой борьбы с коррупцией. В самом деле, пересажать хоть весь чиновничий аппарат не настолько сложная задача, как кыргызстанцам ее годами рисуют. За те огромные сроки, которые нынешние государственные деятели провели у разных бюджетных «кормушек», уголовно наказуемых грешков за каждым из них накопилось столько, что и копать-то глубоко не надо. И быть на этом поприще неутомимым борцом с ворами может при желании любой. Худшее, что мы имеем сейчас – это абсолютная непрозрачность власти и ее твердое убеждение, что народ никто не спрашивал, и объясняться с ним первые лица не обязаны.
Трудно представить себе в условиях какой-нибудь действительно демократической страны, чтобы президент или депутат парламента, замеченные в каких бы то ни было отношениях с коррумпированным политиком, чиновником, госслужащим, могли избежать ответа перед общественностью. Могли просто никак не комментировать, почему не сажают в тюрьму человека, которому уже сам народ дал красноречивое прозвище «Миллион» и регулярно возмущается его безнаказанности.
У нас же, раз за разом все выглядит так, будто не граждане страны выбрали ее руководство, а самодержавная власть правит где-то в средневековье. Тогда монарх и его приближенные тоже не обязаны были объяснять подданным-простолюдинам, с какими семействами они дружат, заключают союзы и почему это делают.
Нурдин Айвазов
: 0