В Кыргызстане есть две великих борьбы, которые ведутся как знаменитая цитата Мефистофеля у Гете: вечно хотят одного, а получается сугубо противоположное – это борьба с клановостью и борьба с коррупцией. Их постоянно объявляют приоритетными направлениями деятельности руководства страны, проводят какие-то расследования, заводят уголовные дела, публично называют виновных, даже сажают иногда, но меньше отчего-то не становится – ни коррупции, ни кланов во власти. Только больше! Вот так парадокс, правда?
Но пока официальное объяснение этой странности сводится к тому, что просто слишком уж въелись и пустили обширные корни трайбализм и мздоимство в кыргызском обществе, так что их еще корчевать не перекорчевать.
Обычная нормальная логика подсказывает, что если где-то убыло и не прибыло, то в целом должно становиться все-таки чуточку меньше. А факты только подтверждают догадку – в то время как одной рукой руководство страны борется с семейственностью и коррумпированными чиновниками, другой оно строит собственную коррумпированную клановую систему.
На днях кыргызстанцы, рядовые граждане страны, возмущались в соцсетях решению нового премьера Абылгазиева назначить на пост руководителя таможни «Иркештам» Искендера Тургунова.
Тургунов - брат жены бывшего зампреда ГТС Раима Матраимова, ранее уволенного. Казалось бы, ну такое родство еще недостаточное основание для обвинений в трайбализме. Но ситуация начинает выглядеть несколько иначе, если припомнить, что и двое родных братьев Матраимова по сей день занимают госдолжности – Тилек Матраимов аким Кара-Суйского района, а Искендер Матраимов - депутат ЖК. Если это не клановость, то что же?
И какова реакция на это процветание ошского клана Матраимовых со стороны нашего президента Сооронбая Жээнбекова, обещавшего бороться с клановостью на всех уровнях? А нет никакой реакции.
Еще из свежих новостей о семейном продвижении, которую мы выловили в Фэйсбуке, а затем нашли подтверждение в газете "Ачык саясат": сват Асылбека Жээнбекова - Абибилла Тагаев, экс-депутат Джалал-Абадского ГК, начал активно продвигать своего младшего брата Мурата Тагаева на пост мэра Джалал-Абада. Жители Джалал-Абада уже рассказывают, - пишет газета, - что Тагаев откровенно запугивает других кандидатов на мэрское кресло, козыряя своим родством с кланом Жээнбековых, якобы давших ему добро на продвижение младшего брата. Ой, постойте-ка… «с кланом Жээнбековых»? С КЛАНОМ?
А вот тут мы и подошли к самой сути. И заодно разгадке задачки про парадоксальным образом не иссякающую коррупцию и трайбализм: так у нас же сам глава государства имеет собственный клан! Причем постоянно расширяющий свое влияние, путем свадеб с отпрысками других кланов и всевозможных добрых кыргызских традиций, типа назначения посаженных отцов окул-ата, выбора себе названных племянников. Только известных родственников президента на высоких государственных постах на сегодняшний день 11 человек. Одиннадцать!
Недавно вот еще Эмилбек Бусурманкулов, которого называют племянником Сооронбая Жээнбекова, занял пост замруководителя аппарата Правительства. Причем, он уже работал на этой должности, и его сняли в марте текущего года, но спустя месяц вернули на место.
Вот как полезно быть родственником президента (если он и правда племянник!) . Президента, который совсем не против существования коррумпированных кланов в таможенной службе, кланов, подминающих под себя областные администрации, и, наконец, своего собственного клана Жээнбековых.
Конечно, если ТАК бороться с клановостью и коррупцией, она у нас в стране никогда не закончится.
Карина Тен
: 0