Интергласс
Белый Парус
Между Сциллой и Харибдой: какова судьба Транскиргизской железной дороги?
Автор - Валдай    16-10-2024, 06:00

Транскиргизская железная дорога прямо или косвенно затрагивает интересы ключевых геополитических акторов Евразийского континента. Она могла бы стать пилотным проектом в рамках формирующейся сети транспортных коридоров ШОС/Большого евразийского партнерства, полагает Кубатбек Рахимов, исполнительный директор Центра стратегических решений "Аппликата".

История проекта строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через территорию Киргизии насчитывает чуть меньше тридцати лет. Активная дискуссия по этому поводу и соответствующие действия государственных органов трех стран начались в середине 1990-х годов прошлого столетия, то есть буквально через несколько лет после обретения независимости бывшими советскими республиками Средней Азии. После прихода к власти президента Киргизии Садыра Жапарова в 2021 году данный проект снова привлек внимание властей республики. Его реализация связана как с национальными интересами Киргизии и Узбекистана, так и со стратегическими задачами КНР в Центральной Азии.

Китайские эксперты сформулировали концепцию так называемых трех континентальных мостов из Китая в Европу: первый – это собственно Транссиб, включая Трансмонгольский коридор и несколько железнодорожных переходов напрямую из КНР в РФ; второй – Трансказахская железнодорожная магистраль в Европу через РФ, через Каспий в страны Средней Азии, а также в Иран с выходом на Персидский залив; третий – потенциальный железнодорожный коридор через Киргизию на Узбекистан с дальнейшим выходом как в Южную Азию через Афганистан, так и в Иран и на Каспий с последующим выходом в Южную Европу и Турцию. Преимуществом третьего моста считается более короткое расстояние и, соответственно, время доставки грузов по сравнению с другими континентальными мостами. Однако есть один нюанс – и он важнее всего: если два моста реально существуют и активно развиваются, то третьего физически нет в природе, хотя по прямой между существующими железнодорожными станциями Киргизии и Китая не более 200 километров.

Узбекистан относится к категории стран double-landlocked, то есть в его случае требуется пересечь две границы, чтобы выйти к морю. Для узбекских элит и при Каримове, и при Мирзиееве стало идеей фикс превратиться в транспортный мегахаб: обеспечить минимальные издержки для Узбекистана при экспорте и импорте продукции и стать транзитной страной. Для Узбекистана этот проект критически важен, так как благодаря железной дороге спрямляется плечо на Китай и не нужно будет возить грузы только через железные дороги Казахстана. Ташкент ищет диверсификацию и спрямление маршрутов, чтобы максимально коротким путем связаться с южным Синьцзянем.
Одним из ключевых бенефициаров проекта является, Китай, так как диверсификация маршрутов для него абсолютно нормальна, кроме того, по транскиргизскому маршруту через Узбекистан Пекин получает выход на Афганистан, а через трансафганскую дорогу – замыкает свои транспортные маршруты с Пакистаном.
Стоит отметить, что проекты Китая и Пакистана являются, наверное, самыми масштабными с точки зрения прямого взаимодействия в рамках инициативы "Пояс и путь". Первый, конечно же, это порт Гвадар, жесточайший раздражитель для Индии, США и всех глобальных игроков, потому что с ним Китай получает выход в Индийский океан, минуя Малаккский пролив, в обход всех прочих акторов в сфере транзита, которые угрожают его национальным, экономическим и военным интересам.
Однако на пути осуществления данного проекта есть несколько ключевых препятствий.

Первое – хроническая бедность Киргизии и невозможность осуществления проекта своими силами и с использованием своих производственных мощностей. Несмотря на кратный рост ВВП за три десятилетия (учитывая эффект катастрофически низкой базы в первые годы независимости), она все равно остается одной из беднейших стран Центральной Евразии.

Второе – удельный большой внешний долг республики и крайне ограниченные возможности как непосредственно привлечь необходимое внешнее финансирование, так и элементарно предоставить государственную гарантию под данный проект. В настоящий момент государственный долг Бишкека превышает 50 процентов ВВП, а стоимость проекта строительства Транскиргизской железной дороги возросла практически в 4 раза, почти совпадая с суммой внешнего долга страны.

Третье – слишком маленький период с точки зрения полной оценки потенциала окупаемости данной железной дороги, что прямо влияет на сроки окупаемости и перехода проекта из условно геополитического в условно коммерческий. Это, по сути, невозможно без сверхдоходов от разработки месторождений вдоль маршрута железной дороги с определенными ответвлениями к отдаленным, но весьма важным месторождениям. Ни один международный институт развития, активно работающий с Киргизией, не подтвердил устойчивой модели окупаемости проекта и не выступил стейкхолдером.

Четвертое – стойкое неприятие данного проекта Казахстаном, который построил уже два полноценных железнодорожных маршрута на Китай (Достык – Алашанькоу и Хоргос – Алтынколь) и приступил к строительству третьего железнодорожного перехода. Более того, Казахстан имеет интересы в сфере увеличения грузопотока по так называемому Срединному коридору, он же бывший проект ТРАСЕКА.

Интеграция между Центрально-Азиатским регионом и Россией представляет собой необходимый и перспективный шаг. Общие интересы могут способствовать укреплению стабильности и процветанию всех сторон, пишет член Ассамблеи народа Казахстана Акбопе Абылкасимова. Материал подготовлен по итогам IV Центральноазиатской конференции клуба "Валдай".
МНЕНИЯ

Конкуренция, пусть и латентная, может как быть контрпродуктивной, так и идти на пользу проекту. До недавнего времени Россия относилась скептически к проекту Транскиргизской железной дороги, резонно полагая, что данный проект не будет глобальным конкурентом Транссибу, несмотря на более короткий, однако более сложный маршрут в Европу. Российские железные дороги даже официально присутствовали в рабочей группе по разработке проекта Транскиргизской железной дороги (или, как ее еще называют, ККУЖД – Китайско-киргизско-узбекской железной дороги), но как-то тихо и незаметно из нее вышли. Более того, весьма чувствительный вопрос ширины колеи (в Китае принят стефенсоновский стандарт 1435 мм, в Киргизии и Узбекистане – российский, 1520 мм) был решен достаточно странно – китайская колея входит вглубь Киргизии и там уже происходит либо перегрузка, либо смена колесных пар.

Рассуждать о перспективах развития того или иного железнодорожного проекта невозможно без учета сейсмоопасности региона. Проблема железной дороги, в отличие от ГЭС или АЭС, в ее протяженности, что существенно снижает шансы построить ее в строго безопасной зоне. Этот фактор может сыграть большую роль в увеличении затрат на укрепление железнодорожного полотна и расходов на подвижной состав. Последнее особенно важно, поскольку из сложившейся конъюнктуры очевидно, что подвижной состав возможен только китайский. Соответственно, для его обслуживания необходимо будет задействовать дополнительные трудовые ресурсы из КНР, в том числе на протяжении всего пути.

Формирование консорциума "Узбекистан – Киргизия" позволило бы без избыточно активной роли Китая найти оптимальную формулу привлечения инвестиций, В частности, Республика Узбекистан могла бы предоставить государственную гарантию как минимум на половину стоимости строительства железной дороги и тем самым обеспечить точку кристаллизации консорциума, куда зашли бы институциональные инвесторы, помимо международных институтов развития, и, собственно, сами китайские банки во главе с Эксимбанком. Частные инвесторы также будут готовы войти в ценные бумаги, эмитированные консорциумом в рамках, например, IPO на Гонконгской бирже.

Таким образом, данный проект мог бы быть узкорегиональным, максимально учесть интересы двух стран Центральной Азии, и сбалансированно привлечь кредиты международных институтов развития и диверсифицированные инвестиции на максимально прозрачных и предельно рыночных условиях. А во вторую очередь уже оглядываться на интересы геополитических акторов и соседей по региону, которые, по сути, являются разнонаправленными.

Однако есть и другой, более предпочтительный вариант – это развернутый консорциум с участием стран Шанхайской организации сотрудничества, так как китайско-киргизско-узбекская железная дорога прямо или косвенно затрагивает интересы ключевых геополитических акторов Евразийского континента. ККУЖД могла бы стать пилотным проектом в рамках формирующейся сети транспортных коридоров ШОС/Большого евразийского партнерства, что действительно важно в условиях формирования новой геополитической и геоэкономической реальности.


Источник - ru.valdaiclub.com


: 0

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Мировые новости
Сенсация, которую не заметили: Лукашенко предложил помочь Трампу с Мадуро
Сегодня, 06:00
Пиратский 20-й пакет антироссийских санкций попахивает горячей войной, - Валентин Катасонов
Сегодня, 06:00
Telegram обвинили в сотрудничестве с чужими спецслужбами
Сегодня, 06:00
США и Иран заявляют о прогрессе в ядерных переговорах
Сегодня, 06:00
США в полушаге от войны с Ираном
Сегодня, 06:00
О роли Британии в затягивании конфликта вокруг Украины
Сегодня, 06:00
Америка может нанести удар по Китаю с базы на Филиппинах
Сегодня, 06:00
Би-би-си: Брата короля Великобритании задержали по делу Эпштейна
Вчера, 17:08
Россия не собирается "скомкать" СВО ради сделки
Вчера, 08:44
На Украине создана эскадрилья пилотов НАТО
Вчера, 06:00
Хотели, чтобы она замолчала": Тайна смерти Русланы Коршуновой зашифрована в файлах Эпштейна
Вчера, 06:00
Турцию должен возглавить другой Эрдоган
Вчера, 06:00
Кого выбирает одиночество
Вчера, 06:00
Танкер, груженый нефтью и ведомый смелым капитаном, сильнее любой эскадры НАТО
Вчера, 06:00
Госсекретарь США ведет тайные переговоры с внуком кубинского лидера
Вчера, 06:00
План уничтожения России готов: Схемы переданы Китаю
Вчера, 06:00
Кыргызстан
Вербовка в соцсетях. Подростки готовили теракт в Кыргызстане
Вчера, 16:23
ГКНБ выступил против пересмотра уголовных дел через комиссии
Вчера, 16:19
Министерство культуры предложило снять блокировку TikTok в Кыргызстане
Вчера, 16:18
Снести все конструкции и вернуть фонтан на проспект Чуй потребовал мэр Бишкека
Вчера, 16:13
Массовая драка в школе Бишкека: пострадавшие в больнице, возбуждено дело
Вчера, 16:11
Ветераны баткенских событий требуют определить их статус и обеспечить соцзащиту
Вчера, 09:02
После смертельной аварии в США проверяют компании, связанные с кыргызстанцами
Вчера, 09:01
Мэром города Ош станет Жанар Акаев
Вчера, 08:59
Священный месяц Орозо начался для всех мусульман: обращение главы ДУМК
Вчера, 08:58
Женишбек Токторбаев освобожден от должности мэра Оша
Вчера, 08:57
ЕС настаивает на запрете экспорта станков в Кыргызстан — Bloomberg
18-02-2026, 17:14
В Жогорку Кенеше есть куратор ГКНБ. Дастан Бекешев интересуется, зачем он нужен
18-02-2026, 17:10
Садыр Жапаров: Наша цель — сделать Кыргызстан центром горного туризма
18-02-2026, 17:07
«Не давите на бизнес без оснований». Президент предупредил силовые структуры
18-02-2026, 17:05
С каждым годом ситуация со смогом улучшается, - мэр Бишкека
17-02-2026, 17:28
ГКНБ: Экс-сотрудники ответят по закону, конфликта между силовыми ведомствами нет
17-02-2026, 17:19
ГКНБ: Экс-сотрудники ответят по закону, конфликта между силовыми ведомствами нет
17-02-2026, 17:18
Конституционный суд определил дату очередных президентских выборов
17-02-2026, 17:16
Кабмин перенес срок лицензирования такси до 1 июля 2026 года
17-02-2026, 13:46
Феликс Кулов предложил создать спецкомиссию после кадровых решений президента
17-02-2026, 13:45
Казахстан, Узбекистан
Казахстан и еще несколько стран отправят войска в Газу
Сегодня, 07:49
Turkmen Serdar: Что стоит за одновременными отставками силовиков в странах Центральной Азии?
Сегодня, 06:00
В визите Вэнса в Армению и Азербайджан больше шума, чем смысла
Вчера, 17:05
Более 500 граждан стран Центральной Азии участвовали в войне в Газе — Al Jazeera
Вчера, 09:04
Визит Аркадага в США наделен особым смыслом
Вчера, 08:45
Узбекистан выходит в космос
18-02-2026, 06:00
Проблему Арала решит не поворот сибирских рек, а наведение порядка в мелиорации
17-02-2026, 08:41
В РФ более 35 процентов мигрантов не сдали русский язык с первой попытки
16-02-2026, 08:44
Сенсация на зимней Олимпиаде: золото завоевал фигурист из Казахстана
14-02-2026, 10:38
Преимущества и риски Starlink: что обрел Таджикистан?
14-02-2026, 06:00
Казахстан. Проект новой Конституции вынесен на республиканский референдум
13-02-2026, 09:48
Политолог Ашимбаев: конституция Казахстана защищает ее от псевдолиберального радикализма
13-02-2026, 09:46
Соцсети
Белый Парус в Telegram
Белый Парус на Facebook
Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп на неделю, с 16 по 22 февраля 2026 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном

Подробнее »


Tehnoinvest
Курс валют НБКР
На 20.02.2026
USD 87,4500
EUR 103,1997
CNY 12,6580
KZT 0,1791
RUB 1,1423