Неожиданная дискуссия развернулась после выхода проекта "Соседи", в котором блогеры из Узбекистана рассказывают о странах-соседях. Второй выпуск рассказывает про Кыргызстан, и особенности его политического устройства, а именно ставку на парламентаризм, пишет "Сегодня.KZ".
С самого начала своего свободного плавания в море геополитики Кыргызстан пытался построить у себя культуру парламентаризма. Так называемую парламентскую модель демократии, которой не было и, пожалуй, нет ни в одной постсоветской республике.
Однако с этим все никак не получается. То одна революция, то вторая, то третья. Каждый новый приходивший на революционных волнах лидер пытался сконструировать систему под себя.
И у каждого из них было достаточно оппонентов. Настолько достаточно, что двое из них убежали из страны, а один сидит в тюрьме.
На свободе и на родине остается лишь Сооронбай Жээнбеков, на которого пока распространяется действие закона об экс-президентах. Но, как говорят наши источники, это может быть не на долго.
Сегодня под следствием находится его родной брат. И поговаривают, что клубок, который распутывают правоохранители, вполне может привести к самому Жээнбекову. А подозрения там возникают серьезные: коррупция и злоупотребление служебным положением.
Во многом из-за этого кыргызская парламентская демократия, которая была задумана в самом начале, никак не может встать на крыло.
В Конституции страны был заложен фундамент, но сегодня республику вновь перевели на прежние рельсы. Вернулась на десять лет назад.
Однако, это не единственная причина существующих политических проблем в Кыргызстане.
Другая более существенная причина заключается в бесконечном совании в дела республики своего звездно-полосатого носа Вашингтонским обкомом, агентов влияния которого в парламенте Кыргызстана предостаточно. Впрочем, как и в парламентах всех постсоветских стран.
Не стоит забывать, что регион Центральной Азии в геополитическом смысле с каждым годом становится все значимее. Что в нем все сильнее противоречия интересов России, Китая и США.
И, если для первых двух приоритетным вопросом здесь является безопасность и экономика, то для США необходимость присутствия в регионе обусловлена прежде всего воздействием на своих геополитических соперников. И просто так они отсюда, разумеется, не уйдут.
В "Белом доме" приняли доктрину, ее в Китае эксперты именуют“новая доктрина Байдена”, где черным по белому написано выдавить Москву и Пекин из "Хартленда", то есть из центральноазиатского региона. Для этого даже выделяются немалые деньги.
Вашингтон выделил $590 млн на «противодействие влиянию России ($290 млн) и Китаю ($300 млн)».
В статье Foreign Affairs анализируется “новая доктрина Байдена”: как она определяет главное противостояние нашего времени между демократиями и автократиями.
“Во время своей недавней поездки в Европу президент Джо Байден определил главную тему своей внешней политики.
По его словам, соперничество между США и Китаем является частью более крупного «противостояния с автократами» за то, «могут ли демократии конкурировать». . . в быстро меняющемся двадцать первом веке».
Он связывает конкуренцию великих держав с возрождением американской демократии и борьбой с транснациональными бедствиями, такими как коррупция и COVID-19.
Кроме того, стоит отметить, что в странах региона сегодня неслучайно произошла смена дипломатов США. Она должна способствовать началу новых веяний в Большой Евразии.
Некоторые аналитики связывают назначение послов США в Центральную Азию с тем, что в Вашингтоне замышляют нечто на следующий год.
Американское внешнеполитическое ведомство не скрывает, что будет «торпедировать» взаимосвязанность региона ЦА с Россией, внося раскол в евразийские интеграционные объединения: ОДКБ и ЕАЭС".
Совсем недавно новым послом США в Кыргызстане стал Лесли Вигери, который ранее занимал должность заместителя помощника госсекретаря по делам Центральной Азии и Пакистана.
Ранее он работал заместителем главы миссии посольства США в Узбекистане и советником-посланником по политическим вопросам посольства США в Нью-Дели, Индия.
В Вашингтоне он был директором по Европе и Азии в Международном бюро по борьбе с наркотиками и охране правопорядка и директором по Центральной Азии в Бюро Южной и Центральной Азии.
Помимо предыдущего назначения в качестве заместителя политического советника в посольстве США в Нью-Дели, г-н Вигери работал за границей старшим директором межведомственного отдела по вопросам верховенства права в посольстве США в Кабуле и руководителем внешнеполитических связей в посольстве США в Москве.
А еще летом американцы сменили своего посла в Казахстане им стал Дениел Розенблюм, который с 2019 года был послом США в Узбекистане.
С июля 2014 года по июль 2018 года Розенблюм работал заместителем помощника госсекретаря в бюро Государственного департамента по делам Южной и Центральной Азии.
В его обязанности входило управление политикой США и дипломатическими отношениями с пятью государствами Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
Судя по введению в экспертный оборот США аналогии Центральной Азии с Конфедерацией ирокезов, можно предположить, что регион ЦА рассматривается как наиболее пригодный объект для американского неоколониализма, народы которого будут использоваться для продвижения интересов США - дезинтегарции Большой Евразии.
Царьки и бригадиры
А еще на Кыргызстан распространяется часть Ферганской долины, где сходятся границы трех государств. А в ней много локальных царьков, признающих законную власть постольку-поскольку.
Каждый из них имеет определенное влияние и ресурсы. В том числе и в виде своих людей в парламенте. Этакие местные коломойские, фирташи, ахметовы.
И то, что часть элит Центральной Азии контролируют США – тоже не секрет. За три десятка лет активного присутствия в регионе они много кого сумели подмять под себя. В том числе и в Кыргызстане.
Регион ведь входит в зону стратегических интересов янки и вписывается в пресловутую «теорию управляемого хаоса», который они, к сожалению для себя и к счастью для нас, пока распространить здесь не могут.
В этой связи обязательно стоит помнить, что после всех революций в Кырызстане собрана критическая масса, готовая подняться без значительных усилий.
А поводом для этого могут послужить любые вводимые политические изменения. В том числе и те, что касаются формы политического устройства республики, парламентаризма и т.д.
К тому же в самом парламенте регулярно проходят стычки между депутатами. Иногда даже с кулачными боями. Можно в таких условиях создать парламентскую республику? Думается, на данный момент вряд ли.
Скорее всего, нужно как минимум дождаться снижения турбулентности во всем мире, которая сейчас только набирает обороты.
И маленький Кыргызстан здесь может сыграть далеко не последнюю роль. Поскольку он может взорвать весь регион. И тогда будет уж точно не до парламентской республики.
Источник инфо
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном
Подробнее »
На 26.11.2024 | |
USD | 86,7894 |
EUR | 90,8338 |
CNY | 11,9771 |
KZT | 0,1741 |
RUB | 0,8405 |