Если задуматься, какой самый жизненный вопрос может быть общим для всех кыргызстанцев, то сразу ответ не найдешь. Вариантов может быть немало. Но, на мой взгляд, единодушие вызывает только один вопрос...
Нет кыргызстанца, который не наслаждался бы природной красотой и великолепным климатом своей страны, не восторгался бы ее природными богатствами и не гордился бы стремлением своего народа к образованности и толерантности! А потом, подняв удивленные глаза, не задал бы себе вопрос: "если у нас все есть, то почему мы тогда такие бедные?!"
Наши предки, отцы и матери, в Кыргызской социалистической республике создали колоссальные производственные мощности: гидроэлектростанции, заводы, ирригационные системы, водохранилища, поливные земли, огромные больничные комплексы, театры, культуру.
Если бы мы за 30 лет своей независимости смогли бы сделать то, что они сделали за свои 30 лет истории, то в стране никто бы не слышал слово 'бедность'. Но этого не произошло.
Трудно представить, что получив от предков в 1991 году 1 млн. гектаров поливной земли, мы до сих пор не выращиваем фрукты, овощи даже для собственного потребления. Сегодня 60% овощей и фруктов являются импортным товаром. Тем самым мы кормим чужие страны. Владея одним из самых мощных запасов гидроэнергетических ресурсов в Центральной Азии с потенциалом более 140 млрд. Квт часов, мы используем только 14 млрд. Квт часов, сидим без света, закупая электричество у соседей. Обладая разведанными запасами только золота, более 700 тонн, при его стоимости около 55 тысяч долларов за 1 кг, просим обременительные кредиты за рубежом...
В чем причина? Почему бесчисленные программы развития бесполезны и не работают? Почему наша экономика и общественное развитие находятся в стагнации. Ответы на эти вопросы, похоже, кроются в книге Д. Аджемоглу и Д. Робинсона "Почему одни страны богаты, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты". В книге авторы блестяще продемонстрировали на примере многих стран мира, что там, где богатства, страны принадлежат элите, страны безнадежно беднеют. А где политическая власть подконтрольна распределена Президент и власть, подотчетна гражданам и реагирует на их требования, а экономические стимулы и правовые возможности разбогатеть появляются у широких слоев населения, там государства богатеют и процветают...
Политические институты, ограничивающие власть элит, урезающие их возможности в распределении народных богатств, называются инклюзивными. Политические институты, не ограничивающие возможности элит в распределении народных богатств, называются экстрактивными. Народный Курултай, даже в представленном проекте Закона, уже будет при его реализации, большим шагом вперед для построения инклюзивного государства. Курултай открывает живой канал связи с народом. В нем заложен мощный заряд общественного мнения.
Несомненно, что механизмы и формы деятельности Курултая будут совершенствоваться, но уже сейчас видно его эффективное воздействие на все стороны жизни государства. Одно дело выступление Президента перед кругом чиновничьей элиты с ее подобострастным приветствием каждому его слову, и другое - отчет перед широкими слоями народа с его насущными проблемами, где каждое слово должно иметь вес и ответственность исторического звучания.
Курултай за 30 лет поисков государственного устройства впервые станет самым реальным политическим шагом, который сможет остановить недобросовестное распределение народных богатств, как-то ограничить власть политических элит. В этом поступке Президента КР С. Жапарова я вижу большое мужество и реальное понимание своей миссии служения народу.
Но, поскольку Законопроект о Курултае еще не принят, есть предложение, которое не только усилит сущность Курултая, но и значительно умножит его инклюзивные качества. Реализация этого предложения превратит Курултай из совещательного и рекомендательного органа в орган реального народного надзора за политическими элитами. Станет системообразующим механизмом построения бескоррупционного, справедливого государства, вся деятельность которого будет подчинена только одному - расцвету народа и страны.
Для этого необходимо, чтобы Конституционный суд избирался не Жогорку Кенешем КР, а Курултаем. В этом случае главный Закон Республики - Конституция, переходит под прямой, не опосредованный контроль народа в лице Курултая. Конституционный суд, избранный Курултаем, становится действительно независимым, свободным от влияния политических элит. Граждане, наконец-то, найдут реального защитника своих конституционных прав в безбрежном море своих жалоб и не исполненных требований. Пока Конституционный суд не видно и не слышно.
При всех бывших президентах Конституционный суд играл угодническую роль манипулятора законодательными нормами. Курултай в мгновение ока исправит его нездоровые привычки. Конституционный суд органически каждый день будет оценивать состояние исполнения Конституции всеми органами власти. Все суды, прокуратура, ГКНБ, МВД сто раз подумают, прежде, чем принять правоприменительное решение, соответствует оно Конституции или нет. Резко, автоматически, вырастет роль адвокатов как важных участников судебного процесса. Им будет на кого опираться.
Ежегодный доклад Конституционного суда Курултаю, перед которым он подотчетен, будет не только раскрывать весь спектр жизни государства в преломлении конституционных требований, но и выносить самостоятельные судебные решения и заключения по многим аспектам. И в этом будет сила нашего государства, когда народное мнение, его нравственный посыл, найдет воплощение в конкретном акте судебного приговора. Этот процесс, в кратчайшее время сделает наше государство требовательным и справедливым. Это единственный, на мой взгляд, путь к богатству и процветанию, потому что в этом случае все наши богатства начнут служить не элитам, а народу.
Конечно, определенная сложность в осуществлении этого решения есть. Необходимо изменить некоторые статьи Конституции. Но эти усилия совершенно оправданы перед величием Курултая, который откроет совершенно новую эру развития страны.
В недавнем обсуждении законопроекта о Курултае в Парламенте один из депутатов ЖК заявил, что проголосовал против потому, что Курултай станет сильнее Парламента. В этой фразе отражены глубокие пороки политической элиты в борьбе за власть. Их мало интересует что этот законопроект принесет для улучшения жизни народа... Власть, как средство для распила народных богатств это все, что волнует...
До сих пор наше государство развивалось по всем признакам экстрактивной политической системы. Не было пока в Кыргызской Республике президента, который не клялся бы в верности народу и не призывал бы в свидетели Бога. Но проходило время и уже никто не мог ввести их в русло своих обещаний. Не было регулятора, тормозов, и они упорно, по единой матрице скатывались к полному всевластию. Парламент по своему статусу должен был играть роль ограничителя амбиций президентской власти, регулятора правовых отношений. Нельзя сказать, что Парламент не пытался этого сделать. Но очень быстро правоохранительные органы и суды ставили их на место. У парламентаризма Запада очень древняя многовековая история в развитых государствах.
И шаблон перенесения его на кыргызскую почву не дал тех плодов, на которые рассчитывали. Если активных парламентариев президентская власть ломала и силой подчиняла своим интересам, то судебная власть в силу ее природы назначения Президентом сама ложилась в прокрустово ложе их прихотей. Таким образом в республике по факту от конституционного разделения властей: президентской (исполнительной), законодательной и судебной, оставалась одна власть - президентская, ничем не ограниченная и все дозволенная. Поэтому их печальная кончина уже была заложена в практике государственного устройства.
И ни один опыт предшествующего президента не воспринимается новым. Казалось, они сами были свидетелями и собирателями хрупких осколков своего несуществующего нимба народного признания. Казалось бы в эпоху беспредельного информационного поля перед ними развертывались примеры скромности и глубокого служения народу: Президента Чили Мишель Бачелет Херия, когда в знак признательности ее беззаветного служения стране, сотни тысяч людей вышли на площадь Сантьяго и целовали ей руки. Или Хосе Мухика, президент Уругвая, который не только много сделал для страны, но и 70% своей зарплаты отдавал на благотворительность бедным.
Или президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который после 10 лет своего правления ездит на лекции в университет на общественном транспорте без охраны, не боясь, что ему кто-то будет мстить за принятые решения. Потому что он полностью отдавался служению народным интересам. В конечном итоге история все-таки учит, что народ не обманешь. И ни одна выдуманная бумажка о своем величие, о своей неприкосновенности, никогда не срабатывала. Это показал и опыт правления наших президентов и президентов соседних стран. Единственный критерий оценки их правления — это признание народа!
Но для этого нужно все время держать руку на пульсе народных чаяний. И, несомненно, Курултай — это тот механизм, который исторически вырос в недрах народной мудрости. Он органически вплетается в современное государственное управление. Поэтому Законопроект о Курултае, внесенный самим Президентом КР, не может не вызывать глубокого уважения. Предложение о том, что Конституционный суд избирается Курултаем, переводит Курултай из наблюдателя и советника власти в статус самостоятельного народного надзора, дает ему юридическую силу влияния на все ветви политической элиты. И по законам жанра книги приведет нас к инклюзивному государству, к долгожданному богатству и процветанию!
: 0