В российских школах вспыхивают конфликты на религиозной почве: недавний случай в Дагестане вскрыл противоречия между светским и духовным взглядами на образование. Некоторых родителей возмущает "навязывание клерикализма", другие, напротив, говорят об ущемлении прав верующих детей. Как решают проблему — в материале РИА Новости.
Триггер для одних, убеждение для другихКаждое 1 сентября школьников обязательно ждет что-то новое: предметы, учителя, экзамены. Вот и для учениц школы в дагестанском селе Маджалис учебный год начался необычно.
На пороге их встречал заместитель директора. Пропустив девочек через рамку металлоискателя и измерив температуру, разделил их на две группы. У кого на голове косынка, шли на уроки. Без головного убора — стояли в стороне и ожидали разъяснительной беседы. И таких оказалось немало. Новый элемент школьной формы ввели без предупреждения.
Естественно, это возмутило родителей большинства учениц. Они уверены, что школьное руководство навязывает детям религиозные нормы. После жалоб в районную администрацию замдиректора уволили за превышение должностных полномочий.
Конфликт в Дагестане разрешился быстро, в отличие от более глобальной проблемы — как примирить светские и религиозные нормы в школах. Прежде всего речь идет об исламе, последователей которого с каждым годом в России все больше. Эта религия требует соблюдения важных правил. Причем даже детьми. И если дагестанский инцидент показал реакцию, что называется, секулярной стороны, то в целом по России нередки обратные случаи.
Так, жительницу Брянска Мадину (имя изменено по ее просьбе), наоборот, не пустили в школу в платке. К последнему году обучения ей исполнилось 18 лет, поэтому носить хиджаб она решила осознанно. Но начались проблемы.
"В первый же день меня вызвали к директору. Спросили, почему явилась в светское заведение в таком виде. Я объяснила, что ношу хиджаб согласно религиозным убеждениям. На что руководство заявило: школа — не то место, где нужно демонстрировать религиозные убеждения, и что хиджаб нужно снять", — рассказывает девушка.
Мадина окончила школу в 2018-м. В последние месяцы, по ее словам, никто насильно не снимал с нее хиджаб. Администрация нашла другой метод давления.
"В 11-м классе моя успеваемость заметно ухудшилась. Училась я всегда хорошо. А тут вдруг педагоги начали предъявлять персонально ко мне более высокие требования. И отношение их изменилось: стало более грубым, холодным. Не могу точно сказать, было ли это негласное распоряжение руководства. Но причина и следствие, кажется, ясны".
Большие проблемы маленького городаПохожий конфликт этой весной дошел до прокуратуры — туда пожаловался имам города Пласт Челябинской области Раис Султанов.
В местной школе, посчитал он, неоднократно нарушали права мусульман. Например, его дети отказались читать вслух на уроке стихотворение Аполлона Майкова "Христос воскрес". А на уроке ИЗО ученикам сделали замечание, когда те вместо пасхальных яиц нарисовали мечеть.
Кроме того, по словам имама, школьникам негде было совершать намаз на перемене, хотя он просил об этом руководство. В итоге они молились под лестницей, несмотря на насмешки одноклассников.
Не сумев договориться с директором, школу сменили. Но и на новом месте не избежали старых проблем.
"Последней каплей стал показ фильма про Афганистан на уроке ОБЖ. В нем есть кадры с террористами, сопровождающиеся чтением Корана. Такой композиционный ряд дети имама сочли оскорбительным", — говорит адвокат семьи Руслан Нагиев.
До суда, правда, дело не дошло. После проверки прокуратуры имам все же уладил отношения со школой. "Немало помогла и огласка в СМИ, — замечает адвокат. — Это вызвало общественное обсуждение проблемы в городе. Примирились еще и потому, что Пласт маленький, все друг друга знают".
Юрист также отметил, что с началом учебного года родители часто жалуются на ущемление религиозных прав детей в школе. В основном это как раз запрет на хиджабы и невозможность совершать намаз. Нагиев считает, что в таких ситуациях школьное руководство опрометчиво забывает законодательство страны.
"Статья 24 Конституции гарантирует каждому право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В этом смысле права верующих и неверующих равны, — напоминает адвокат. — Кроме того, есть Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях". В нем сказано, что право на свободу вероисповедания может быть ограничено "только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты <…> здоровья <…> человека и гражданина". А какой вред здоровью может причинить намаз или платок?"
В то же время, согласно тому же закону, государство "обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях". Что, конечно, приводит к коллизиям.
Мнения сторонНо проблема, как полагают эксперты, не тупиковая. Прежде всего она лежит в юридической плоскости.
"Безусловно, у нас есть гарантия свободы совести и вероисповедания. Однако отсутствуют конкретные законы или инструкции, которые регламентируют отношения на местах, ведь везде ситуация разная. Если речь идет о районах или регионах с компактным проживанием или преобладанием адептов определенной религии, то, безусловно, нужно учитывать подобный момент", — объясняет директор ФГБНУ "Главэкспертцентр" Вера Скоробогатова.
По ее мнению, конфликты на религиозной почве не стоит решать категорично в духе "взять и запретить". Противоречия между светским и духовным вполне разрешимы. И в России это уже постепенно происходит.
О положительной динамике в непростой ситуации говорят и представители ислама.
"В Московской области, например, запустили проект "Школа добрососедства". В нем представители трех религий — православия, ислама, иудаизма — приезжали в школы и рассказывали о своих религиях. Мы говорили практически об одних и тех же духовно-нравственных ценностях", — вспоминает первый зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
Главной задачей он считает просвещение общества. Поэтому в школах нужно рассказывать о различных религиях, в том числе об исламе. Дабы избежать конфликтов.
"Что же касается молитв в учебных заведениях, — объясняет муфтий, — то мы пока до этого не доросли. Потому что специальных молельных комнат в школах нет. Я сам, будучи студентом, находил для этого где-то закуток".
Однако и здесь, отмечает Аббясов, ситуация меняется. Например, открывают мусульманские молельни в аэропортах. В Татарстане такие помещения соорудили в торговых центрах. Вполне возможно, скоро они появятся и в школах.
https://ria.ru