Уникальная страна. «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!», пели мы все когда-то. Вторая часть этой песенной строчки относительно Кыргызстана могла бы сейчас звучать так: «Где всем хочется быть наверху!» Не важно — президентом страны, депутатом парламента, министром, губернатором, акимом, на худой конец, айыл окмоту, но лишь бы сидеть в кресле и руководить остальным народом.
Уж что-что, но в других странах быть президентом отваживаются немногие — от силы два-три человека, ну максимум пять-шесть человек. Потому что руководить целым государством не так просто, здесь нужны опыт, знания законов управления, в конце концов, должно быть свое видение направлений дальнейшего развития страны. У нас же выдвигаются по тридцать-сорок человек! Избраться-то можно, но потом что, если за душой ничего нет? Надо не действовать по подсказке своих доморощенных советников, или, что еще хуже, заморских варягов, готовых советовать самому господу Богу, а, наоборот, им указывать, а также правительству, рекомендовать парламенту, что надо делать, чтобы вытащить страну из кризиса или отсталости. Что, Петру I, Ататюрку, Ленину кто-то подсказывал? Ден Сяопину «четыре модернизации» кто-то подсказал? Они сами кому хочешь могли подсказать, что надо делать и как делать. Поэтому и остались в истории как величайшие реформаторы!
И всем возжелавшим власти не забывать бы об ответственности. Власть и ответственность не разделимы, как бы нам не хотелось увернуться от второго. Каково было удивление наших бывших президентов, когда они увидели перед своими глазами мощный народный кулак с требованием ответить за содеянное, потому что в самом дурном сне не могли допустить по отношению к себе такого понятия как ответственность. Но она есть и от нее никуда не деться.
Но почему тогда в Кыргызстане все думают только о получении власти, но никто не понимает, что вместе с ней автоматически, с той же секунды, когда вы садитесь в начальственное кресло, наступает ответственность! И на что только не идут, лишь бы добраться до вожделенной должности, какие только ухищрения не используются на этом пути. Если где политика — самое грязное дело, так это у нас в республике. Вроде все порядочные люди, но как только дело касается политики, то все кидаются во все тяжкие, забывая о нравственности, честности и долге и т.д. Готовы вываляться в политической «грязи» от макушки до пяток, лишь бы достигнуть цели. Не будем говорить о самурайском кодексе чести и вспарывании животов при потере лица, но нужно же соблюдать элементарные нормы морали человеческой жизни. Сегодня с потрохами продают друг друга, а завтра, как ни в чем не бывало, в одной связке идут на выборы!
Наобещают вагон с тележкой, а после избрания наглухо забывают об этом! У нас уже устоялась своеобразная кыргызская политическая карусель: одни и те же лица, перебегая из одной партии в другую, продолжают сидеть в депутатских или других начальственных креслах. Большевики отдавали свои жизни за идею пролетарской революции, а наши депутаты предают свою партию всего лишь за депутатское кресло. Какой нравственный пример они показывают своим детям, да и всему подрастающему поколению!
В чем все-таки причина такого неистребимого желания добраться до власти, которое сохраняется в общественном сознании вот уже многие годы? Есть для этого опыт и знания, не важно — главное руководить и распоряжаться, быть начальником. Чем тогда объяснить, если не этим, что на предстоящие в ноябре выборы в Жогорку Кенеш подали уведомления 75 политических партий из 290 зарегистрированных в Минюсте! Даешь в каждом айыле по партии! Ну, пусть после отсеивания останется 30-40, все равно много. Трудно себе представить процесс выбора из такого количества партий, да еще в придачу в каждой из них из 54 кандидатов найти одного и за него поставить галочку! Это уже не смешно, а печально, что в двадцать первом веке мы до сих пор не можем создать нормальную партийную систему, где в парламенте заседали бы люди, разбирающиеся в законодательном творчестве, а не просто желающие подавить на кнопки и защитить свои меркантильные интересы.
Истоки этого всеобщего заражения властолюбием, кроются, на наш взгляд, в многовековом образе жизни кыргызов, когда в каждом ущелье он был сам себе хозяин, и никто ему не указ. Никакого государства, никакого хана. Поэтому если из соседнего ущелья кто-то выходит на предвыборную гонку, то кыргыз из другого ущелья резонно полагает — чем я хуже его, могу тоже быть президентом или депутатом.
Здесь нет речи об экономических интересах, политических платформах, знаниях, опыте, вместо этого превалирует элементарное чувство — чем я хуже его? Вот эта «ущельная» психология, оставшаяся в менталитете кыргызов до сих пор, и мешает нам построить цивилизованную партийную систему на идеологической основе, как в других странах. Вместо нормальных партий какие-то группировки вокруг местечкового вождя, который собирает вокруг себя не идеологических единомышленников, а своих соплеменников из своего «ущелья», которое в настоящее время трансформировалось в понятие район, область, регион.
Посмотрите на электоральную базу всех кыргызских партий — сплошь районы, области и регионы. У одной партии — Кара-Суйский район Ошской области, у другой — Чон-Алайский и Кара-Кульджинский этой же области, у третьей — Жалал-Абадская область, у двух других партий — Чуйская область. Еще одна партия базируется в Таласской области, но после двух «нокдаунов», в которых побывал ее лидер, она фактически перестала существовать и отказалась от участия в выборах. Нет необходимости называть их, все и так знают.
А посмотрите у нормальных партий в других странах — они опираются в своей политической деятельности на классы, группы и слои населения со своими специфическими экономическими и политическими интересами, которые выражаются в определенной идеологии — правые, левые, центристы. Правые обычно защищают интересы буржуазии (Республиканцы в США, консерваторы в Великобритании, Союз в защиту республики во Франции, ХДС-ХСС в Германии, Либерально-демократическая партия в Японии и т.д.) Интересы рабочего класса и в целом лиц наемного труда обычно отстаивают социал-демократы (СДПГ в Германии, Лейбористская в Великобритании, Социалистическая партия во Франции, социал-демократы в Швеции, партия Комейто в Японии и т.д.) О центристах не говорим, потому что такие партии появляются как альтернатива двум этим главным направлениям политической жизни, но только когда они достигают так же, как и страны под их руководством, апогея в своем развитии, для отражения определенных нюансов в обществе вне классовых интересов («зеленые», движения за гражданские права и др.)
Нынешнему руководству республики выбрать бы время, да создать партии классического типа, отстаивающие интересы определенных классов и социальных групп. Для этого нужен новый закон о партиях, основанных на том или ином идеологическом фундаменте и членство в ней должно быть жестко привязано к продвижению этой идеологии во время выборов и в повседневной деятельности партии на всех уровнях партийной иерархии, начиная от рядового члена и кончая руководством партии. И если человек покидает ее ряды в корыстных целях, то в дальнейшем ограничить его участие в политических процессах. В законе также должно быть закреплена организационная структура партии по всей территории республики с соответствующими отделами — экономики, социальной политики, международный отдел (в центральном штабе) и др., ее полноценная представленность во всех регионах. Вот оттуда и будут черпаться кадры в министерства и ведомства в случае победы партии на выборах. Юристы все распишут как надо.
И тогда бы удалось избежать таких политических фиаско, которое приключилось с СДПК А.Атамбаева. Он имел неосторожность пригласить в свою чуйскую, по сути, партию человека из другого «ущелья», а именно С.Жеенбекова, возвести его на престол и получить то, что и случилось. Соке-друг разогнал социал-демократов, используя С.Абдрахманова, а самого А.Атамбаева посадил в тюрьму. Фактически СДПК исчезла с политической арены Кыргызстана. Теперь другие партии поостерегутся приглашать к себе не «своих» политиков. Что симптоматично, все 75 партий идут порознь на выборы в Жогорку Кенеш, только две объединились — «Ата Мекен» и «Реформа».
Сложившаяся партийная система Кыргызстана, как показала недолгая история независимости, чревата постоянной нестабильностью, что подтверждается уже тремя народными выступлениями, низложившими трех президентов. И все это происходит именно после выборов в парламент. Потому что в отличие от классических партий, политика которых основана на идеологических принципах и экономических интересах различных классов и групп, и поэтому возможен компромисс и совмещение различных политических платформ для решения общих задач по развитию экономики и общества в целом, у наших местечковых партий начисто отсутствует переговорный потенциал.
Верх берут личные амбиции вождей и «ущельная» психология массы, которая желает видеть президентом, депутатом, министром, губернатором, акимом только «своего», пусть он и не способен справиться с работой. От этого никуда не деться, это объективная данность. Никаких компромиссов — «наш» или «не наш» — другого не дано, на первый план выходит физическое лицо, а не партийная идеология. Такая «физиологизация» политических процессов однозначно возрастет во время выборов по преференциальному принципу в едином общереспубликанском и особенно по одномандатным округам, и может вызвать негативные проявления повсеместно. Поэтому результаты выборов могут сдетонировать общее ухудшение общественно-политической обстановки в стране. Задача государства не допустить этого, даже если будут определенные издержки в плане контроля предвыборной деятельности партий и процедур проведения выборов.
Алымбек Биялинов
: 0