Афганистан в ожидании ухода США. Кабул и крупные афганские города ощетинились бойницами и блок-постами, оградились железо-бетонными высокими заборами, обнесенные колючей проволокой. Атмосфера в обществе очень напряженная, плюс усиленно распространяются слухи, что бойцы Талибана активно возвращаются в страну, тайно стекаются в города, включая Кабул, и крупные населенные пункты. Ситуация в одной провинции резко отличается от другой, но общая тенденция такова, что каждая сторона стремится удержать или расширить свою зону влияния. Правительственные войска пока получают поддержку США с воздуха, которая не позволяет талибам захватить тот или другой провинциальный центр, но главные дороги страны уже контролируются определенными силами, что создает существенные проблемы для снабжения правительственных войск.
Многие откровенно заявляют, что гражданская война более чем вероятна. Есть опасения, что как только американцы покинут страну, талибы захватят центры провинций и возьмут на контроль все стратегические дороги. Поэтому многие афганцы спешат уехать, особенно те, которые работали в структурах иностранного контингента или властных структурах. Царящая сегодня в Афганистане неуверенность в завтрашнем дне подогревается неопределенностью исхода межафганских переговоров. Безусловно, выводя свои войска из Афганистана, Вашингтон руководствуется прежде всего собственными национальными интересами, но каково от этого простым афганцам?
Как известно, США ввели свои силы в Афганистан в октябре 2001 года с целью изгнания талибов, которые, по мнению американских властей, укрывали Усаму бен Ладена и других руководителей «Аль-Каиды», связанных с террористическими нападениями на США 11 сентября 2001 года. Численность американских сил в Афганистане росла по мере того, как росли расходы на борьбу с талибами и восстановление страны. С 2010 по 2012 годы, когда США держали в стране более 100 тысяч военнослужащих, стоимость этой войны составляла, по данным американского правительства, почти 100 млрд долларов в год.
После того как армия США сократила масштаб прямого участия в конфликте и сосредоточила усилия на подготовке афганской армии, расходы на войну значительно уменьшились. По разным подсчетам американских официальных лиц, США потратили на эту войну с 2001 года более 850 млрд долларов. Однако, независимые исследователи из университета Брауна утверждают, что официальные цифры расходов США на войну в Афганистане сильно занижены и стоимость войны в Афганистане приближается к двум триллионам долларов. За годы афганской войны потери Вооруженных Сил США составили более 2300 человек, около 20 660 солдат получили ранения. При этом никто не посчитал весь урон, нанесенный этой войной многострадальному Афганистану. Кроме того, ведь потери среди афганских военнослужащих, талибов и мирного населения Афганистана были в десятки, если не в сотни раз выше, чем человеческие потери международной коалиции.
Судя по поступающей информации о боевых действиях и потерях афганских сил безопасности, положение в стране быстро сейчас ухудшается. Серьезные боестолкновения идут более чем в 20 провинциях страны. Все больше районов в различных провинциях переходит под контроль «Талибана».
Наступит ли в стране мир после того, как оттуда будут выведены все американские и натовские войска? В мировом сообществе доминируют опасения возможного хаоса или даже скатывания страны вновь в новую гражданскую войну. Талибы все эти годы войны не только активно досаждали официальные власти в Афганистане, но и стали настолько сильны, что даже американское правительство было вынуждено пойти на мировую, подписав с ними в феврале 2020 года в Дохе соответствующее соглашение, в котором взяли на себя обязательства полностью вывести свои войска из страны в 2021 году.
Тогда, как и много лет тому назад, когда Советский Союз принял решение вывести свой воинский контингент из Афганистана, казалось, что такое соглашение предоставляет противоборствующим афганским сторонам благоприятную возможность самим порешать свою дальнейшую судьбу мирным путем. Как и тогда, сейчас в Афганистане, уставшему от бесконечной войны, наступили тревожные, смутные, времена. В умах афганцев живы воспоминания о том, как после вывода советских войск в 1989 году страна погрузилась в хаотичное противостояние вооруженных группировок.
Абсолютно все убеждены, что воюющим сторонам надо идти на взаимные уступки, чтобы таким образом снизить градус насилия в обществе, но межафганский конфликт продолжается с еще большей ожесточенностью и, очевидно, скоро наступит развязка. Поэтому в настоящее время говорить о межафганском перемирии пока не приходится.
На этом фоне в СМИ активно обсуждаются варианты дальнейшего сохранения военно-политического присутствия США в регионе, в том числе путем размещения своих военных баз в сопредельных с Афганистаном государствах или хотя бы в странах, которые располагаются близко к Афганистану. Некоторые страны уже дали понять, что не заинтересованы в подобном сотрудничестве. Однако, Пентагон не оставляет попыток договориться со своими будущими партнерами, и возможно, американское военное присутствие будет оформлено более гибко.
Со своей стороны «Талибан» сделал заявление, в котором назвал возможность размещения американских баз в регионе «отвратительным и провокационным», «большой исторической ошибкой и позором», и призвал соседей «не использовать свою землю и воздушное пространство против Афганистана.
Как бы там ни было, уже сейчас ясно, что в скором времени в регионе появится новый Афганистан, со своими национальными интересами и амбициями, которые кардинально могут изменить существующий расклад геополитических сил в регионе.
До сих пор ситуация в Афганистане касалась нас косвенно и все предыдущие тридцать лет нам удавалось как-то обеспечивать нашу национальную безопасность. Но, недавний вооруженный конфликт с сопредельным государством заставляет серьезно задуматься в этом направлении, ибо мы оказались не готовы к таким резким поворотам, что еще раз свидетельствует о том, что Кыргызстан должен пересмотреть свои концептуальные подходы в сфере своей безопасности.
Кстати, на прошедшей неделе в Исламабаде побывал с визитом президент Таджикистана Эмомали Рахмон, где обсудил с руководством Пакистана ключевые региональные вопросы, в первую очередь положение дел в Афганистане, в том числе, по сообщениям СМИ, договорился о поставках пакистанского оружия в Таджикистан.
И в заключении. В последнее время все больше и больше в международных отношениях доминируют принципы политического неореализма в отстаивании национальных интересов отдельными государствами. Данное концепция опирается на активное проведение прагматичной внешней политики в сфере безопасности, наращивание военного потенциала страны и активное продвижение национальных интересов в мире. Как известно, национализм силён, а государства, как правило, эгоистичны, так что доверия между ними мало, а альтруизма нет совсем, так что международные нормы права или международных организаций порой не способны существенно повлиять на поведение сильных игроков. И об этом мы должны помнить и выстраивать эффективную систему национальной безопасности нашей страны, исходя прежде всего из своих национальных интересов.
Авазбек Атаханов
: 0