Отец действующей Конституции и лидер партии «Ата Мекен»
Омурбек Текебаев сейчас выступает одним из самых яростных критиков анонсированной конституционной реформы. При этом в свое время именно Омурбек Чиркешович и его партнеры по временному правительству заложили законодательную основу под весь этот бардак, творившийся в системе управления страной в последние 10 лет и приведший к событиям минувшего октября.
После череды трансформацийК нынешнему бурному обсуждению поправок в Конституцию и референдума подключились юристы. Они подготовили системный и углубленный анализ проекта закона, изучив документ на соответствие международным стандартам прав человека, обязательствам Кыргызстана в рамках подписанных международных договоров, принципам верховенства права и правовой определенности. По результатам этого анализа энпэошники озвучили свои рекомендации, само собой, критического характера.
Вместе с тем в «Адилете» согласны, что действующая в республике Конституция 2010 года вместе с поправками, принятыми в 2016–м, также требует качественной доработки.
— Сейчас остается неопределенным статус президента, который не относится ни к одной из ветвей государственной власти, но является главой государства и обладает существенными полномочиями, — говорят юристы.
Основной закон в нашей республике меняют часто, если не сказать регулярно — под каждого нового главу государства. Проект Конституции независимого Кыргызстана создали еще в 1991 году, но на ее обсуждение и принятие первым созывом Жогорку Кенеша, который называют «легендарным парламентом», ушло еще два года.
При первом президенте
Аскаре Акаеве Основной закон меняли пять раз. Причем в конституционное совещание, кстати, входил и Омурбек Текебаев.
В ноябре и декабре 2006 года, уже после свержения Аскара Акаева, были приняты два варианта Конституции, но оба были лишены силы 14 сентября 2007-го. В силу вступил Основной закон редакции 2003 года. А в 2007-м при президенте
Курманбеке Бакиеве была возвращена Конституция образца 1993 года, но в новой редакции.
В июне 2010 года Конституцию оперативно поменяли в очередной раз на так называемую «текебаевскую». Тогда правление страны было изменено с президентского на парламентское.
Инициаторами этих изменений были члены временного правительства — революционеры, свергнувшие клан Бакиевых,
Алмазбек Атамбаев,
Роза Отунбаева, Омурбек Текебаев.
Новый Основной закон принимали неприлично быстро и в совершенно не подходящих обстоятельствах. На юге страны люди все еще продолжали оплакивать жертв июньского межнационального конфликта, а политики торопились «дожать» народ с принятием нужной им Конституции.
В итоге референдум по принятию новой версии Основного закона и псевдопрезидентские выборы провели в один день. Без всяких публичных слушаний, обсуждений и дискуссий.
Грандиозная мистификацияКонституционная реформа 2010 года должна была кардинально изменить распределение власти в политической системе и защитить народ Кыргызстана от очередного установления семейно-кланового правления. На деле же в апреле – июне 2010 года произошла своего рода политико-правовая мистификация.
В Конституции действительно закрепили главный признак парламентской республики — политическую ответственность правительства перед парламентом. Депутатам ЖК и премьер-министру отвели ведущую роль в формировании правительства.
И вместе с тем оставили президента, который избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что характерно для президентской республики. Главе государства передали такой круг функций и полномочий, который давал ему возможность, не вмешиваясь напрямую в текущее управление государственными делами, активно направлять политический курс государства. В этом деле институту президента зачастую помогал сам парламент, который, по идее, должен был служить сдерживающим фактором для суперпрезидентской власти.
Так, например, ЖК в июне 2012 года принял Закон Кыргызской Республики «О взаимодействии государственных органов в сфере внешней политики Кыргызской Республики», которым президенту были предоставлены полномочия по определению внешней политики и по общему руководству внешней политикой.
По своему статусу, прописанному в Конституции авторства членов ВП, президент так и не превратился в «английскую королеву», как это принято в государствах с классической системой парламентского правления. У него остались все инструменты влияния и значительные формальные полномочия, превращающие институт главы государства в самый могущественный государственный орган.
Таким образом, хотя внутри страны и за границей все уверовали в то, что в июне 2010 года в Кыргызстане была утверждена форма правления с креном в сторону парламентской демократии, по сути, была создана система, при которой у президента остались значительные полномочия, парламент получил возможность разгонять правительство только из прихоти депутатов. При этом ни глава государства, ни парламентарии не несли ответственности за то, что происходит, например, в социально-экономическом блоке республики.
Дайте факты!Неопределенность в части ответственности и чрезмерность в плане полномочий позволяла президентам делать все, что им взбредет в голову. К примеру,
Сооронбай Жээнбеков свой срок посвятил тому, чтобы выйти из тени своего предшественника Алмазбека Атамбаева, а затем и вовсе уничтожить его как политика.
Если в начале правления Сооронбай Жээнбеков «боялся открыть рот», то позже «несколько окреп и приобрел уверенность в себе».
Уверенность в себе экс-президент развивал в необъявленной войне с Атамбаевым. Сначала Жээнбеков в ней, надо отметить, проигрывал. Алмазбек Атамбаев с его харизмой и умением подлить масла в огонь сильно портил жизнь своему «досу» и ставленнику.
Неизвестно, чем бы закончилась вся эта история, если бы не штурм кой-ташской резиденции. Арест Алмазбека Атамбаеваи задержание всех его сторонников останется главным, если не единственным, достижением Жээнбекова за все время его правления.
Других успехов нет. Борьба с коррупцией не давала особых результатов. Что там говорить, за последние два месяца ГКНБ под руководством
Камчыбека Ташиева произвело больше задержаний чем почти за три года президентства Сооронбая Жээнбекова.
В мае 2019 года «Азаттык» опубликовал сенсационное расследование о том, как на таможне Кыргызстана годами работали теневые схемы, а из страны различными сомнительными путями были выведены миллионы долларов. Расследователи заявляли, что к этим операциям имел отношение бывший заместитель председателя Государственной таможенной службы (ГТС) КР
Райымбек Матраимов.
Реакции со стороны Жээнбекова, как непримиримого борца с коррупцией, не последовало.
В ответ гражданские активисты республики организовали несколько митингов под названием #Reакция. В числе требований звучала отставка руководителей правоохранительных органов и привлечение к ответственности всех лиц, причастных к коррупционным схемам на таможне.
Власти пообещали, что информация из СМИ будет проверена, для чего была создана специальная следственная группа. А президент Сооронбай Жээнбеков призвал тех, у кого имеются какие-либо факты, сообщать о них в соответствующие органы.
Попытки активистов привлечь внимание главы государства к коррупционному феномену Матраимова так и не привели к каким-либо действиям со стороны правоохранительных органов, ни к какому-либо серьезному разбирательству.
Наоборот, клан Матраимовых обрел на этом фоне еще большее могущество. Была создана партия «Мекеним Кыргызстан», которая с невероятным успехом провела выборную кампанию и получила 40 мандатов в новоизбранном парламенте. Если бы не поствыборные события, то фарс антикоррупционной борьбы продолжался бы на новом уровне.
Созыв легендарных «чимкириков»За годы независимости западная модель парламентаризма в Кыргызстане в целом так и не прижилась, во многом потому, что в республике не сложилась партийная культура, а ЖК, состоящий в большинстве своем из бизнесменов, купивших мандаты, чтобы защитить свои богатства, так и не смог стать полноценной ветвью власти, занимающей самостоятельную политическую позицию.
В итоге парламент в нашей стране превратился в декорацию, которая всегда украшала семейно-клановый режим, а также выполняла запросы президента.
VI созыв ЖК не исключение. В бытность Алмазбека Атамбаева президентом депутаты с готовностью поддерживали любые его начинания. Даже те, которые активно критиковали представители гражданского сообщества.
Со сменой президента изменились и приоритеты парламентариев. Те же самые депутаты, что до этого восхищенно ловили каждое слово Алмазбека Шаршеновича, в июне 2019 года большинством голосов лишили его статуса экс-президента и всех сопутствующих регалий.
То, что энергичность наших парламентариев напрямую связана с волей главы государства, стало особенно четко видно во время октябрьских событий. Власть в стране рухнула даже не за ночь, а всего лишь за несколько часов.
Текебаевская Конституция породила коллективную безответственность. В этом документе нет ни слова о том, как юридически президент, депутаты или премьер-министр ответственны за происходящее в республике. В результате в кризисный момент все наши управленцы просто разбежались, бросили страну и свой народ на произвол судьбы, поставили под сомнение национальный суверенитет. Никто ничего не решал и даже не пытался разгрести постреволюционный бардак.
Образовался вакуум власти, который заполнил
Садыр Жапаров. Власть упала ему в руки, как перезревшее яблоко. И сегодня его обвиняют в узурпации власти люди, которые сами и создали все правовые возможности и условия для подобных практик.
«Отец» Конституции Омурбек Текебаев написал Основной закон так, чтобы все смогли получить по «куску власти». Это привело к тому, что президенты — Атамбаев и Жээнбеков, депутаты и премьер-министры могли творить все, что им заблагорассудится, и ни за что при этом не отвечать. Неопределенность и недосказанность в части юридических обязательств руководства страны перед народом и стали в итоге причиной всех наших нынешних экономических, социальных и политических бед.
Поэтому сегодня так важно провести референдум. Нужно, чтобы народ сказал свое слово, выбрал форму правления. Пора наконец четко определиться с тем, кто будет нами руководить — президент или парламент. И с тем, кто будет считаться виноватым, если в стране все опять пойдет наперекосяк.
Источник:
vb.kgИсточник: sayasat.kg