Политологи из Кыргызстана сдержаны в оценках внесения поправок в Конституцию КР. Они делят обсуждаемые инициативы на три категории – абсурдные, популистские и нужные.
В Кыргызстане на конец 2020 – начало 2021 года запланированы сразу три ключевых политических события. На 20 декабря 2020 года назначены парламентские выборы, на 10 января – выборы президента и на эту же дату – проведение референдума по принятию новой Конституции КР.
Напомним, что нынешняя редакция, в случае ее принятия на референдуме, станет уже десятой по счету за историю независимости страны.
Ia-centr.ru попросил кыргызстанских экспертов ответить на несколько вопросов:
– Какие плюсы и минусы обсуждаемых поправок в основной закон страны они видят?
– Для чего изменения нужны?
Игорь Шестаков, политолог: Ситуация с Конституцией не лежит в плоскости «черное-белое». В проекте есть как свои здравые мысли, так и попытки протащить популистские инициативы.
Мне не нравится нынешняя Конституция, которая действует с 2010 года. На референдуме в июне того года я голосовал против ее принятия. Причина в том, что я не видел партийной системы, которая могла бы стать эффективным государственным институтом, на основе или при поддержке которого можно выстроить новое государственное управление.
Мы видели парламентаризм «золотых номеров» – когда партии в парламенте действовали как закрытые акционерные общества. Партии представляли собой ситуативные предвыборные объединения, когда состоятельные люди вкладывали деньги в выборы и потом, в течение пяти лет (срок работы парламента – прим. автора) извлекали прибыль из своей депутатской деятельности.
Существенным недостатком действующей системы является закрепленная законодательством «полная коллективная безответственность» за выполнение обещаний, судьбу страны в целом и социально-экономическую ситуацию в частности.
Принятие новой Конституции – это не только позиция
Садыра Жапарова, это назревшая необходимость. Согласно новому проекту «коллективной безответственности», все что-то делают, но никто ни за что не отвечает.
Или события 6-7 октября в Бишкеке, когда безопасность людей обеспечивали дружинники.
Мы получили абсолютно бездарную парламентскую систему в плане построения эффективного государственного управления. Может быть, задумка была и хороша, но сильно подкачала реализация. Этого можно было бы избежать, если бы в парламенте и правительстве сидели грамотные менеджеры, а не члены партий и чиновники.
По факту получилось, что красиво написанные законы стали легальным инструментом парламентского контроля за ресурсами.
Мне кажется, Конституция должна отражать реальность. Президент – и так главный государственный деятель в стране.
Положительный момент в предполагаемом проекте Конституции – пропорционально-мажоритарная система по одномандатным округам. Так, люди, которые избирают представителя своих интересов в органах власти, поймут, с кого могут спросить результат.
Таким образом, можно условно разделить обсуждаемые изменения в проект Конституции на три типа – абсурдные, популистские и положительные.
К первым относится предложение изменить название страны. Вместо Кыргызстана стать Кыргызской Народной Республикой. Или передача права главе государства самому назначать или увольнять членов правительства, тогда зачем нужен премьер-министр? Если он ни за что не отвечает то, в чем будет его функция?
К абсурдным предложениям относится и лишение русского языка статуса официального и языка межнационального общения, эти функции прописаны в действующей Конституции. Подобные попытки предпринимались в 2010 году, но тогда разум победил и русский язык остался в основном законе.
К этой же категории относится предложение о создании нового государственно органа – Народного Курултая, который будет контролировать, собирать и распускать президент. Чем конкретно он будет заниматься и для чего он нужен – мне непонятно.
Положительные моменты в основном касаются выборов и государственного строительства.
Те, кто сегодня активно выступают против президентской формы правления в Кыргызстане приводят в качестве положительного примера реформы
Михаила Саакашвили в Грузии – реформу МВД, таможенной службы и так далее, но поклонники грузинского опыта забывают, что эти изменения проводились в президентской стране.
Последняя положительная инициатива, которая я надеюсь, найдет отражение в новой редакции Конституции – возвращение Конституционного суда. Его заменили ранее на Конституционную палату, и, как показало время, этот эксперимент тоже провалился.
Марс Сариев, политтехнолог: Члены Конституционного совещания, которые обсуждают предполагаемые поправки в Конституцию, чаще всего несут полную ерунду. Это было бы смешно, если бы Кыргызстан не находился сейчас в глубоком экономическом и политическом кризисе.
В частности, предложение исключить из Конституции «русский язык». Оно не будет реализовано, а значит необходимо было запустить сам процесс дискуссии.
Обсуждение таких откровенно глупых идей, которые вызывают раздражение в обществе, еще не остывшем от революционного пыла – делается специально.
Это работа политтехнологов, которые заинтересованы в подрыве репутации бывшего и.о. президента
Садыра Жапарова.
Ему намеренно приписывается нелицеприятный образ человека, имеющего связи с криминалитетом, политика без образования (Жапаров закончил Физкультурный институт, затем учился на юриста – прим. автора ), выходца из маргинальных кругов. Не слишком привлекательный образ для избирателей, не так ли?
По крайней мере, для городского населения. Для избирателей в регионах подобная повестка совершенно не актуальна.
Так вот, через созданное Конституционное совещание, члены которого с серьезными лицами обсуждают абсурдные идеи, игнорируя реальные проблемы, они настраивают против Жапарова часть электората и пытаются подготовить соответствующую негативную почву для выстраивания отношений с Россией, Казахстаном и другими странами
ЕАЭС.
Положение русского языка в Кыргызстане давно превратилось в инструмент политической борьбы, и сейчас его снова используют.
Это делают прозападные активисты и политики, выросшие на грантовые деньги и мечтающие построить карьеру в органах власти.
Они пытаются отсечь русскоязычное население и национальные меньшинства, для которых русский язык является языком межнационального общения. Торпедами для продвижения идей горе-националистов прозападные организации выбрали людей недалеких, но искренне убежденных в своих идеях.
Из похожих карикатурных персонажей состоит и список кандидатов в президенты. Среди них – шаманы, безработные и прочие спорные персоналии.
Процесс подготовки к выборам главы государства специально доводят до абсурда. Так легче заявлять о «нелегитимности выборов» устами прозападных СМИ, правозащитников и активистов.
Однако дискредитировать референдум по Конституции, а вслед за ним и выборы президента – недостаточно. Нужно предложить альтернативную кандидатуру.
Ей станет Клара Сооронкулова, бывшая судья Конституционной палаты Верховного суда. Из нее будут лепить, можно сказать, Светлану Тихановскую (кандидат в президенты Беларуси, проиграла на выборах действующему президенту Александру Лукашенко – прим. автора).
10 января 2021 года должны пройти не только выборы президента и референдум по Конституции. В эти даты должна произойти попытка наших западных партнеров взять реванш за неудавшийся октябрьский переворот.
Под него сейчас готовят почву в виде спорных и откровенно ненужных изменений в Конституцию – пересмотр положения русского языка, исключение статуса светского государства и так далее.
Если говорить о положительных моментах и здравых идеях, я бы выделил отказ от парламентаризма и усиление позиции президента. Так называемая «парламентская форма правления» по факту была той же президентской, как и раньше – президент делал, что хотел, а доставалось всегда премьер-министру, депутаты в парламенте же решали собственные проблемы. О кыргызстанцах вспоминали только перед выборами.
Так быть не должно. Если у президента есть полномочия, то и ответственность лежит на нем, а не на правительстве или парламенте. Вот что значат предлагаемые поправки в части расширения полномочий президента.
Таким образом, с учетом плюсов и минусов, спорных инициатив, здравых и популистских идей, из нынешней ситуации есть разумный выход. Не нужно торопиться с принятием поправок в Конституцию. Если сейчас принять сырой закон – это может обернуться проблемами в ближайшем будущем. Торопиться здесь можно только с президентскими и парламентскими выборами для обеспечения стабильности в стране.
ia-centr.ru
От РЕДАКЦИИ
Неприятно видеть, как эти так называемые "политологи" дружно обслуживают Жапарова...
И зачем-то пытаются ввести читателей в заблуждение. Вовсе не Жапарова пытаются "очернить", нападая на русских яызк. Совсем наоборот! Интрига в том, что ему обеспечили весомый повод самопиара. Тему подняли специально, чтобы Жапаров мог публично заявить о том, что русский язык остается официальным. То есть, на фоне "нехороших" популистов он, Жапаров, становится этаким героем. Москва по плану должна проникнуться! И дать денег. А русскоязычные в Кыргызстане должны считать Жапарова своим спасителем и бежать за него голосовать, роняя тапки!
Это же все очевидно, белыми нитками шито!
Но "уши вылезли" именно потому, что Жапаров сделал такое заявление. На каком основании? По какому праву? На сегодня он рядовой гражданин и рядовой кандидат. У него нет статуса и нет полномочий делать важные заявления мирового масштаба! Становится ясно, что Жапаров даже не сомневается в том, что он станет президентом. То есть, не только Конституционное совещание, но и сами выборы видятся просто профанацией, спектаклем!