16 ноября в Молдавии или Молдове – как требуют называть эту страну местные националисты и ура-патриоты, произошло относительно интересное событие: в этой парламентской стране избрали нового президента: умницу и красавицу Майю Санду.
Икона прозападно ориентированной публики: образование в Гарварде; блестящая (за исключением некоторых моментов о которых упомянем позже) карьера, включающая работу во Всемирном банке. В определённой части молдавской блогосферы уже начались восторженные отзывы о том как заживёт Молдова с новым президентом, скромно живущим в небольшой квартире и потому вроде как некоррумпированным.
Довод о скромных условиях проживания как свидетельство некоррумпированности конечно слабый, так как коррупция выражается не только в присвоении материальных ценностей и денег. Институциональная коррупция может ещё и похуже банального примитивного разворовывания богатств. Когда деятель служит не народу и даже не себе самому, как с ворами-олигархами молдавского ли, кыргызского ли разлива, а неким силам извне, получая взамен негласные гарантии пристроенности к тёплому местечку, поездки за казённый счёт, тусовки в предбанниках форумов сильных мира сего, куда и воров-олигархов обычно не пускают на пушечный выстрел, так как брезгуют.
Примеров тому в европейских структурах много – например бывший генсек НАТО Хавьер Солана, который прославился откровенным враньём обосновывая бомбардировки Югославии в 1999 году, но его старания не были забыты, и этот деятель так и кочует в европейских структурах с должности на должность, имея неплохую прибавку к своей пенсии, на какую в своей разорённой кризисом Испании вряд ли смог бы рассчитывать. Или соотечественница гражданки Румынии Майи Санду, бывший глава антикоррупционного ведомства Румынии Лаура Кодруца Кёвеши. Тоже какое-то время бывшая иконой кыргызской либеральной блогосферы, а ныне назначенная на в общем-то номинальный пост главного прокурора Евросоюза.
Номинальный, потому как все решения об обвинении и судебном преследовании принимаются на национальном уровне и едва ли кому-то верится, что ЕСовскому прокурору позволят вмешиваться и «рулить» процессами в странах-тяжеловесах старой Европы вроде Германии или Франции. Скорее, это будет ещё одна бюрократическая кормушка без особенных полномочий, но в то же время дубинка для того чтобы приструнить кого послабее: из стран вроде Румынии или Болгарии. Новый президент уже вовсю раздаёт интервью с программными пунктами своей будущей деятельности, в которых проницательный слушатель услышит… ничего, ничего конкретного никто не услышит. А услышит только какие-то невразумительные лозунги в стиле за всё хорошее против всего плохого, что-то о правах человека и кое-что о Приднестровье, сепаратистской части Молдавии.
Объединяет это всё одно – отсутствие какой-либо конкретики, программы действий нового президента в сети найти тоже не удалось, потому что пять пунктов, провозглашённые Майей Санду во время предвыборной кампании программой как таковой не являются. За три года пребывания в должности министра просвещения (образования) запомнилась введением американской буквенной системы оценок, борьбой со списыванием, массовым закрытием «ненужных школ» и отменой обязательного преподавания русского языка, взамен - английский. Мы это уже проходили – в Грузии тоже переводили массово всех на английский, в результате новое поколение грузин в среднем плохо или очень плохо говорит на английском и плохо или совсем не говорит по-русски, оказавшись запертым в своём узком культурном пространстве.
Лозунг борьбы с коррумпированными судами был одним из главных пунктов в «программе» Майи Санду – и на измученное коррупцией молдавское общество такой лозунг действует безотказно, позволяя пропихнуть рядом с ним любые другие лозунги. А лозунги, идущие прицепом нешуточные - одно только высказанное ей восхищение нацистским прихвостнем маршалом Антонеску, виновном в гибели десятков тысяч людей говорит о многом. Так же в Кыргызстане антисоветчики требуют оправдания басмачей, нацистских коллаборационистов.
Правда, нельзя сказать, что все в Молдавии верят искренности и выполнимости лозунгов о борьбе с коррупцией. Народ там так же как и в Кыргызстане привык к коррупции как к норме жизни, смирился с ней и даже сам в зависимости от ситуации стремится занять место коррупционеров при наличии такой возможности. Дело это в Молдавии безнадёжное не только потому что весь народ там коррумпирован, но и потому что выигрышем новый президент обязана одному из местных олигархов – связанному с криминалом Ренато Усатому, который вряд ли позволит ей просто так играть в «демократию и законность».
На данный момент очевиден дрейф Санду в сторону «граблей Саакашвили»: 20 ноября в своём интервью украинскому изданию Европейская правда, Майя Санду сделала ряд жёстких, я бы сказал даже в её нынешнем положении неадекватных заявлений: - российские миротворцы должны покинуть Приднестровье; - Приднестровье не получит никакого федеративного статуса в составе объединённой Молдовы; - приднестровский долг за газ, который Газпром приписывает Молдавии, отвергается; - Крым – это Украина.
Последние два высказывания в принципе не лишены логики. Довольно нелогично приписывать долг за потреблённый газ неподконтрольной территории и страна, имеющая проблему с сепаратизмом вряд ли когда признает присоединение Крыма. Можно конечно списать высказывания на то, что они сделаны украинскому изданию, и потому Майя пыталась максимально понравиться украинскому читателю, но вряд ли тут был важен этот фактор. Скорее речь идёт о том, что теперь антироссийская позиция будет озвучиваться всё громче и настойчивей, в попытке прощупать реакцию Москвы и найти предел противодействия и предел поддержки США и Европы против России.
Таким образом, все слова про решение Приднестровской проблемы мирным путём являются простой бутафорией – при таком подходе переговоры закончились, ещё не начавшись. Приднестровье никогда не согласится войти в состав Молдавии с перспективой стать румынским захолустьем, языковой вопрос для Приднестровья является принципиальным. Ну, а Россия никогда не сдаст Приднестровье без гарантий невхождения Молдавии в НАТО или Румынию. Санду естественно ни за что не даст таких гарантий, да и не в её это полномочиях даже согласись она.
Подобная недипломатичная риторика изобличает в ней недалёкую политическую интриганку, для которой важна не цель, а методы её исполнения, которые будут оценены в «центре». Всё это показывает полное отсутствие какой-либо самостоятельности Санду и укрепляет наши прогнозы на её деструктивную роль в ближайшие годы её пребывания у власти. Возможна правда и импровизация, однако и в этом случае Молдавии это не сулит ничего хорошего. Возможны попытки ускоренно решить приднестровский вопрос или стать наконец частью Европейского союза любым путём - даже путём вхождения в состав Румынии на правах провинции.
На последний вариант я, впрочем, не даю большой вероятности, хотя сама Санду в интервью на прямой вопрос о перспективах вхождения в состав Румынии ответила уклончиво и не опровергла такого варианта. Молдавские элиты просто-напросто жадны, и не захотят подчиняться большому брату. И они прекрасно понимают, что в большой Румынии их сразу отодвинут от всех пирогов на задворки и более им надеяться будет не на что. Прежде чем приступить к экстраполяции ситуации на Кыргызстан скажем ещё пару слов о политических перспективах самой Майи Санду. Мы уже сейчас можем предсказать чем это закончится – никаких серьёзных результатов она не добьётся, не позволят местные олигархи, не позволит разломанная в хлам как и в Кыргызстане система образования и государственного устройства.
Санду не обладает собственной политической силой, на которую могла бы опереться в борьбе с криминалом во власти и потому обещания её не следует воспринимать серьёзно. Приднестровье вряд ли захочет иметь с ней дело после её одиозных высказываний, а военной силы у Молдавии нет никакой, даже той что была у Саакашвили в 2008 году. Не исключено что насторожится и Гагаузия, которая вовсе не горит желанием перейти под Румынское управление. Всё же стоит различать получение паспортов молдаванами исключительно из меркантильных интересов и подлинные юнионистские настроения на вхождение в состав Румынии.
Сторонников этого примерно 3-7%, но как и радикальные украинские националисты они самые злобные и активные в информационном поле, во многом задающие идеологию в провалившемся по факту государстве. Евросоюз будет смотреть сквозь пальцы на эту возню в песочнице у папуасов до тех пор, пока Санду будет находиться внутри определённого для неё «загона», да вот в общем-то и всё. Сама Майя Санду возможно после осядет в какой-то европейской или американской структуре с неплохой зарплатой и там и растворится.
Примерно по такому же сценарию будет подыскиваться проевропейски или проамерикански настроенный деятель у нас – желательно женщина, желательно с одиозными лозунгами вроде запрета русского языка или оправдания басмачей и нацистских пособников, которые будут гарантировать западным кураторам защиту от дрейфа деятеля в сторону России. Украшением так же как и с Санду будет якобы самостоятельно построенная успешная карьера в какой-то западной коммерческой или неправительственной структуре и обещания яростной борьбы с коррупцией.
Пока что запас прочности у нас не допускает откровенно одиозных прозападных деятелей, вроде выступающего за гей-браки Равшана Жээнбекова или Клары Соронкуловой – общество слишком патриархальное, да и нет у нас сколько-нибудь компетентных деятелей даже невысокого уровня Санду. Но поиски кандидатуры, я думаю, продолжаются. Так что если на горизонте возникнет какая-то мадам с успешной западной карьерой и «прогрессивными» взглядами, то высока вероятность, что её и будут проталкивать путём манипуляций кыргызскому избирателю.
Курбан Союнов
: 0