Народу до тошноты надоели прежние политики. Народ истосковался по новым лицам во власти — желательно молодым. Хотите — получайте!
как «Реформа» экзамен сдала
Вот представьте себе — появляется на политическом горизонте новая партия, собирающаяся идти во власть. Какой главный вопрос вы, избиратель, ей зададите, чтобы определиться с выбором? Что вас больше всего волнует? Не поверите, но среди кыргызстанцев есть люди, которых больше всего волнует такой вопрос — «Чей Крым?». Эти люди почему-то никогда не спрашивают, чей, к примеру, Гибралтар — полуостров на юге Испании, ещё в 18-м веке захваченный Британией, который британцы до сих пор испанцам отдавать не желают. Этих людей не волнует, чей Северный Кипр — государство, признанное в мире только Турцией, появившееся в результате вторжения турецких войск на остров Кипр. Или Косово — территория, отторгнутая от Сербии в результате вторжения войск НАТО. Но вот далёкий от Кыргызстана полуостров Крым им прямо-таки спать не даёт!
Этот «животрепещущий» для кыргызстанцев вопрос: «Чей Крым?» партии «Реформа» задали в фейсбучной группе «Независимый Кыргызстан» (о публике, которая в ней собирается, мы недавно подробно рассказали в публикации «Моральные уроды…»). Ответ дала сама лидер партии — бывший судья Конституционного суда КР Клара Сооронкулова, номер первый в партийном списке кандидатов. «А в чём проблема? — написала она. — Крым — Украины».
«Вот это по-нашему! — обрадовался задавший этот вопрос Эркин Мамкулов. — Спасибо за ответ! Удачи и успехов!» Кто такой Мамкулов? Типичный представитель советской и партийной номенклатуры, перекрасившийся, когда это стало выгодно, из идеологов-коммунистов в идеологи-антисоветчики. Перед развалом Советского Союза работал в ЦК Компартии Киргизской ССР. После развала влился в чиновничью номенклатуру независимого Кыргызстана. Работал в Минобразования и МИД, был послом КР на Украине. Дослужился до поста заместителя главы аппарата президента — это при Розе Отунбаевой. Сегодняшние взгляды Мамкулова — полный набор нацлиберала. От постоянного восхваления США как страны, которая всегда права, до раскачивания темы 1916 года.
Короче, перед нацлибералами партия «Реформа» идеологический экзамен успешно сдала. Ответ на вопрос «Чей Крым?» — это ведь для них пароль, система распознавания «свой-чужой». Возвращение Крыма в состав России они воспринимают как личную трагедию. Мы ничего не поймём, если будем судить об этой трагедии с позиций кыргызстанцев. Раз уж на то пошло, Кыргызстан потерял Крым в 1991-м, когда развалился СССР. Но всё становится понятным, если вспомнить, что, приняв в свой состав Крым, Россия не только предотвратила кровавую резню на полуострове, но и лишила американцев возможности разместить там свои военные базы. И этого кыргызские «либерал-патриоты» ей простить никак не могут!
У кыргызстанцев других проблем нет, кроме как искать ответ на вопрос о принадлежности Крыма. Через свой парламент. Где, судя по всему, делегаты новоявленной «Реформы» будут будоражить этот вопрос. Если пройдут, конечно. К слову, об одном яром стороннике «Реформы» уже анекдот ходит: в свои 40 лет он до сих пор не женат, потому что, когда подходит знакомиться с девушками, вместо того чтобы узнать имя и номер телефона, он спрашивает: «Чей Крым?» Впрочем, довольно геополитики. Поговорим о деньгах.
как «Реформе» народ помогал
Широкая общественность впервые обратила на партию «Реформа» внимание благодаря шумной пиар-акции, с которой «реформаторы» начали свой поход во власть. В конце августа «Реформа» торжествующе объявила, что стала первой партией в истории Кыргызстана, которая сумела собрать деньги для 5-миллионного избирательного залога методом так называемого краудфандинга — то есть якобы скидывались обычные граждане. Меньше чем за месяц удалось собрать даже больше, чем было нужно, — 5 миллионов 478 тысяч сомов. Это ли, дескать, не доказательство того, что партия пользуется поддержкой народа?!
Цифра эта, однако, смутила даже некоторые либеральные СМИ. Простой анализ показал, что утверждения о всенародной поддержке страдают, мягко говоря, некоторым преувеличением — больше половины этой суммы в партийную кассу принесли… сами члены партии «Реформа». Выяснить это было несложно — на официальном сайте «Реформы» есть полный список спонсоров партии. На момент, когда «реформаторы» праздновали победу со сбором избирательного залога, в нём было 259 человек.
Фамилий знакомых много. Самое, конечно, интересное — суммы пожертвований. Суммы преобладают небольшие. Даже небезызвестный правозащитник Дмитрий Кабак, к примеру, выделил «Реформе» только 3 тысячи сомов. Весьма скромен вклад бизнесменов, не имеющих к партии прямого отношения. А вот, скажем, БЕЗРАБОТНАЯ (!) Рита Карасартова внесла в кассу «Реформы» 25 тысяч сомов (одна из первых), а через три недели — ещё 90 тысяч сомов, итого — 115 тысяч сомов. Притом что, к примеру, председатель партии Клара Сооронкулова сумела внести только 10 тысяч сомов, а номер четвёртый в партийном списке — фермер Манас Саматов — 25 тысяч.
Откуда же деньги у бывшей энпэошницы Карасартовой? Накопила со скромной зарплаты главы Агентства начального профессионального образования? Эту чиновничью должность, напомним, Карасартова занимала последние полгода. Сейчас Рита Карасартова — № 5 в списке кандидатов «Реформы». Первоначально попала в список «Реформы» (но потом оттуда исчезла) и ближайшая соратница Карасартовой — другая энпэошница Динара Ошурахунова. Любопытная деталь: Ошурахунова, как говорят в товариществе собственников жилья дома, где она проживает, уже третий год не может оплатить взнос на ремонт здания. Трёх тысяч сомов (её долг перед ТСЖ за август) она, бедная, найти не может, а вот 25 тысяч сомов для партии «Реформа» нашла!
Невольно вспоминается история 2016-го, о которой наша газета в своё время подробно рассказала в публикации «Саботаж на деньги Сороса». В том году, напомним, в Кыргызстане прошёл референдум по внесению поправок в Конституцию. Местные энпэошники пытались его сорвать. В шумной и скандальной агиткампании против конституционной реформы тон задавали именно эти две дамы — Карасартова и Ошурахунова. Они же числились координаторами проекта, в который, как потом стало известно, фонд «Сорос — Кыргызстан» перевёл почти 3 миллиона сомов.
В Кыргызстане, как и в любом цивилизованном государстве, получать на агитацию хоть «за», хоть «против» деньги от иностранных государств или организаций запрещено. Нарушение этого правила — уголовное преступление. Но историю с политической агиткампанией на деньги Сороса правоохранительные органы так тогда и спустили на тормозах. Сегодня многие граждане ломают головы над загадкой появления крупных денежных сумм в руках тех спонсоров партии «Реформа», у которых их, по идее, быть не должно (тем более в тяжёлый в экономическом плане период пандемии) — у безработных, энпэошников, блогеров, журналистов. И задаются вопросом: а не из-за рубежа ли эти деньги пришли? И не использовали ли «народный» метод сбора денег иностранные организации для прикрытия реальных спонсоров?
К слову, судя по платёжным системам, которые в Кыргызстане не используются, часть денег «реформаторам» прислали из-за рубежа. Есть анонимные взносы — только номера телефонов и никаких имён. В тему финансирования партии «Реформа» весьма любопытным образом вписался инцидент, случившийся в Бишкеке 27 августа. В центре города столкнулись два автомобиля — «Ниссан» и экзотический для Кыргызстана «Майбах». ДТП, впрочем, оказалось с изюминкой — «Майбах» зарегистрирован за кандидатом в депутаты ЖК от партии «Реформа» Эсеном Рысбековым.
Рысбеков — № 6 в кандидатском списке «Реформы» — соучредитель в ОсОО «Ай Ти Ран», занимающемся образовательной деятельностью. Журналистам он сообщил, что фактически не имеет к «Майбаху» никакого отношения: «Авто принадлежит моему другу. Он попросил меня временно оформить машину на меня». Так темнит что-то кандидат в высший орган страны Эсен Рысбеков… В соцсетях Рысбеков изложил вообще иную версию происхождения «Майбаха», ещё менее внятную: «Многие знают, что я работал в строительной сфере. Часто при продаже происходит обмен авто на квартиру, так и данная машина была оформлена на меня до момента сбыта». То есть этот автомобиль Рысбеков получил в качестве оплаты за квартиру в построенном им доме? Мутная, короче, история. К слову, «Майбах» в Бишкеке стоит от 100 тысяч долларов и выше. Это более 7 миллионов сомов.
Некоторые пожертвователи после скандала зароптали: зачем, дескать, надо было скидываться — одного этого «Майбаха» хватило бы на избирательный залог, и ещё осталось бы. Рысбеков же быстренько перевёл весь интерес к «Майбаху» в политическое русло: «Началась атака на нашу партию со всех сторон. Значит, мы уже являемся угрозой для них, ведь мы выступаем против системы». Это, кстати, вполне в стиле «Реформы». На любой выпад в адрес кандидатов от этой партии «реформаторы» огрызаются, объявляя критику «жалкими потугами провластных и промафиозных партий в попытке дискредитировать «Реформу».
Скажи мне, кто твой член…
Одно из главных условий вступления в партию «Реформа», как указано на её сайте, — это «незапятнанная репутация». Посмотрим, что под этим понимают «реформисты» на примере конкретных функционеров этой партии. Один из ключевых из них (хоть и занимающий в кандидатском списке скромный № 67) — Темир Болотбек, профессор, заведующий кафедрой Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА). Партия «Реформа» представляет его так: «Приверженец праволиберальных идей в структуре политического и государственного строительства». Переведём на нормальный язык то, что в «Реформе» завуалированно называют «праволиберальными» идеями.
Два года назад Темира Болотбека, напомним, долго судили за разжигание национальной вражды и в итоге оправдали. Судили его, правда, только за то, что он в «Фейсбуке» посоветовал гражданам, которые ностальгируют по советским временам, «валить в Рашку» (то есть в Россию). А вот за главное, за что следовало бы, почему-то не судили. Главное — это другие его высказывания в том же «Фейсбуке». Напомним и о них.
Именовавший себя прежде Темиром Болотбековичем Иманалиевым, защитивший под этим именем кандидатскую диссертацию в Москве и докторскую — в Кыргызско-Российском Славянском университете, Темир переименовался в Болотбека в 2013-м. Ну сменил фамилию и сменил, так многие делают, но сам Болотбек рассматривал это простое действо как политическую акцию против ненавистной ему «Рашки». «Теперь нужно заставить наше правительство принять такой закон, чтобы упразднить русско-советские фамилии и отказаться от кириллицы наконец», — провозгласил он. На русском, кстати. То, что писать приходится на русском языке, у Темира Болотбека всегда вызывало большую досаду. «Вот, бл…дь, москали нам насрали со своим языком», — сокрушался в «Фейсбуке» профессор Болотбек.
Дальше — больше. «Предлагаю нашему правительству ввести визовый режим с россией, — по своему обыкновению писал Болотбек название ненавистной ему страны со строчной буквы. — Соответственно, депортировать всех граждан рф, вне зависимости от этнического происхождения». Нетрудно понять, что подразумевал он и кыргызов, работающих в России и принявших российское гражданство, — их тоже преподаватель КГУСТА профессор Болотбек предлагал вышвырнуть из Кыргызстана, если вдруг сунутся на родину. Прямо нацизмом попахивает… Кыргызстану в парламенте нужен такой «реформатор»?
Среди кумиров Болотбека — легионеры Туркестанского легиона СС. «Это наши Деды… Про них нужно говорить «Помним и гордимся», в их честь нужно носить ленты и флаги», — подписал он фото легионеров-туркестанцев в нацистской форме. Любовь к эсэсовцам сочеталась у профессора Болотбека с ненавистью к отечественным ветеранам. Вот ещё одно из его знаменитых паскудных высказываний: «Плевать я хотел на ваших афганцев, ветеранов-дИдов и прочих предателей своего народа, которые могли бы отказаться стрелять в своих братьев или могли бы идти воевать в составе туркестанского СС… Они должны скорее уйти из жизни — солдаты красной армии, террористы. Их флаги, изоленты и ордена достойны мусорного ведра».
Вот ЭТО в партии «Реформа» пятнами на репутации не считают! К таким призывам «реформаторы» относятся снисходительно. Болотбека давно уже взяли под свою опеку энпэошники: та же Карасартова два года назад признавалась, что в лице оскандалившегося профессора обрела нового друга — сошлись во взглядах. От своих принципов Темир Болотбек публично не отказывался. Лишь стал вести себя потише — откровенно экстремистскими лозунгами больше не бросается, заменяя их «аналитическими» статьями. Всякое бывало в истории Кыргызстана, но чтобы в депутаты баллотировались поклонники нацистов и террористов (Басаев — это ещё один кумир профессора Болотбека, о чём он во всеуслышание заявлял).
Может, Болотбек — один такой в «Реформе»? Да нет, не один. Вот что писал, к примеру, уже упоминавшийся Манас Саматов, № 4 в партийном списке: «Русский язык не нужен никому — он стремительно теряет свои позиции, ибо стал языком войны и пропаганды фашизма… Предлагаете дальше глубже изучать русский язык? Так вот знайте, что с такими уродами нам не по пути». Писал, заметьте, тоже на русском языке. Хочешь идти во власть — следи за своим языком, чтобы потом не пришлось давать задний ход. После того как в «Фейсбуке» 67-летнему кандидату в депутаты Саматову напомнили об этих высказываниях, он написал: «Когда не могут найти изъяна в партии, начинают искать изъяны в её кандидатах. Я всегда был и являюсь интернационалистом по убеждению. Приношу свои извинения за то, что так резко сформулировал свою мысль, и хочу пояснить следующее — я не против русского народа и русского языка. Но я против присоединения Кыргызстана к каким-либо странам и никому не позволю манипулировать сознанием нашего народа в попытке навязать нам судьбу Донбасса или Приднестровья», — перешёл в наступление Саматов, повторяя избитые штампы антироссийского психоза.
Искать изъяны, как выразился псевдоинтернационалист Саматов, особо не пришлось — махровая русофобия полезла из кандидатских рядов «реформаторов», словно жидкость из прохудившейся посуды. Пришлось партии «Реформа» отреагировать и даже сделать заявление, пытаясь убедить избирателей в своей якобы интернациональной позиции. Интересно, правда? Члены партии (в том числе входящие в партийную верхушку) хотят одного, а партия в целом хочет совсем другого. Бывает ли так? В таких случаях от членов, чьи желания не совпадают с партийными, партия избавляется. Но «Реформа» этого не делает.
Так, может, эти самые члены просто выбалтывают то, о чём из тактических соображений пока следует помалкивать? Чего же «реформаторы» хотят? Это отдельная и весьма интересная тема. В любом случае — и выигрыша, и проигрыша — будоражить страну эти «реформаторы» будут.
Вадим НОЧЁВКИН
Источник: https://delo.kg/?p=65968