Ну вот и дождались прихода очередного цифрового чуда в области нашего, в высшей степени, среднего образования под названием ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Причем не в индивидуальном, а в промышленном масштабе. В том смысле, что раньше я связывал этот процесс с обучением детей, которые по разным причинам не могли посещать школу. Скажем, больные или живущие в отдаленных селах, в которых легче создать Интернет и снабдить школьников компьютерами для дистанционного обучения, чем сделать качественные дороги и пустить школьные автобусы. Но мы побили все рекорды и посадили ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ на это чудо цифровизации. И я теперь гадаю, что есть добро и что есть худо.
Уже несколько дней я наблюдаю тот ажиотаж, в котором моя жена и ее коллеги учителя готовились к началу 4 четверти под названием карантинное удаленное обучение городских школьников. В том смысле, что дорогу в школу им перекрыл страх перед эпидемией или уже пандемией коронавируса. В старые средневековые времена люди бы бежали с зараженных мест. А куда деться сейчас? Коль во всех облюбованных богатенькими местах отдыха творится то же, что и у нас. А может, в еще больших масштабах. Интересно, а на летовки в Антарктиде вирус добрался? Да ладно об этом, начнем о наших делах, может, скорбных, а может, и не очень. С чего начнем?
Конечно, большим минусом является разделение учителей от учеников. Хотя читая материалы о грубости учеников в отношении учителей, вплоть до рукоприкладства, может, это разделение и не так плохо. А если решить вопрос с наличием классных надзирателей за порядком, это скольких крепких ребят мы могли бы трудоустроить? Или дешевле будет оборудовать место учителя пуленепробиваемой кабиной, исходя из все больших случаев стрельбы в школах, и не только американских? Ну да ладно об очень плохих и чуждых нашим моральным устоям явлениям. А поговорим о просто хорошем и плохом, что принесет с собой дистанционное обучение. Начнем с хорошего. Итак, что можно сказать?
1. Создание учебных программ, которые стали основой для Интернет-обучения, основаны на разработках российских ученых в области среднего образования, а не дилетантов, которыми славятся специалисты бывших союзных республик. По крайней мере в нашей стране, которая прославилась не одним скандалом в сфере народного образования. Теперь надо подумать, будет ли перевод на кыргызский язык ВСЕХ предметов, как ратуют наши нацпатриоты или все-таки естественно-научные предметы останутся на русском. Я как-то не представляю, как на кыргызском языке будут звучать бессектриса, медиана, радиус… И как потом ученики, ставшие студентами русскоязычных ВУЗОВ, будут изучать русскоязычные определения – а это математика, физика, химия, биология, информатика… Или это просто хорошая кормушка для наших дилетантов – нацпатриотов?
2. Эта программа дает возможность ученикам не спеша, спокойно разобраться с заданиями, которые даст учитель. Правда, остается вопрос, как объяснить ученикам, скажем, пяти пятым классам, сидящим дома на карантине, тему, коль учитель тоже дома на карантине. Конечно, есть выход: найти в Интернете открытые уроки учителей, которые создают свои методики преподавания и делятся ими с коллегами. Вряд ли это будет считаться плагиатом – использование чужой лекции для дистанционного обучения своих учеников. Ведь не всем хватать звезды с небес, кому-то надо разгребать накопившееся на Земле.
3. К плюсам этой программы я бы отнес и возможность прямого контакта с учителем. Если исходить из собственного школьного опыта 55-летней давности, возможности прямого контакта с учителем были очень ограничены. Хотя в классе было чуть более 20 учеников. А каково сейчас, когда в классе бывает до 40 учеников, с разными психотипами и способностями.
И если честно, я не представляю, как в этом бедламе учителя находят подходы к разным ученикам. Но с этой системой уже ученики получили возможность выйти на связь с учителем. С которым он может обсудить непонятки в условиях задания и разобрать с ее помощью ход решения. Я лично в этом ничего плохого не вижу. Вспоминаю свою дочку, которая не раз подходила ко мне, испытывая затруднения в решении задачи. Мы вместе садились, внимательно изучали условие, а потом начинали думать. Впрочем, думала она, а я просто направлял ее думки в нужном направлении. И в какой-то момент у дочери наступало озарение и непонятное становилось для нее простым и ясным. Жаль, выбрала не физику, а международный юридический. Вот теперь мотается по Европам и Азиям, вдали от Родины, живя в холодной Швеции. Или нехолодной?
4. А если бы немного изменить программу, создав две части – предварительную и основную, то можно было бы значительно улучшить уровень освоения учебного материала. Представим, что ученик самостоятельно решил задание, не боясь того, что за ошибки будет получена отрицательная оценка. И по горячим следам начинается работа над ошибками. Потому как через три-четыре дня интерес к этой работе упадет. Помню по себе. Неплохо, если помощь окажут старшая родня, на худой конец обратятся к учителю. Предвижу возмущение некоторых продвинутых комментаторов, мол, это профанация системы оценок работы ученика. А у меня несколько иное мнение вообще о необходимости оценок. Что для нас главное: знания и получение навыков и умения разобраться с задачей или оценка, выставленная компьютером за задание, которое решено неизвестно кем. Ведь при дистанционном обучении невозможно гарантировать достоверность того, что задание решено учеником без чьей-либо помощи. А в моем варианте есть надежда разбудить в ученике здоровое честолюбие: а я что, САМ не могу?
5. Ну и наконец, возможность повысить свой уровень дисциплины и самоотдачи. Ведь что греха таить, любим мы откладывать на потом, забывая поговорку: Сделал дело – гуляй смело. А когда петушок прокукарекал третий раз, спохватываемся, хватаемся за задание и… ОПАНЬКИ! Программа уже закрыта! И начинаются нудные выяснения родителей с учителем: « Ну как же так, мы правильно решили! А нам дают ответ, что опоздали отправить!»
И вот тут возникает мысль: а нужно ли из дистанционного обучения создавать копию обычного школьного обучения? Объяснения учителя, несомненно, более доступно ученику, чем говорящая голова в экране. Но остается возможность продуктивного разбора допущенных на первом этапе ошибок. А учитывая, что эта работа начнется по горячим следам и интерес к ней будет максимальный, да к тому же окончательная оценка будет формироваться на основе общих результатов за 2 этапа… Я вспоминаю сцену из романа «Иду на грозу», когда главный герой покупал на местном рынке грузинское вино. Он называл, а продавец наливал из бочки, искал этикетку и наклеивал ее. Но когда эта процедура повторилась в третий раз, героя осенило: этикетки менялись, а вино наливалось то же. На его упрек продавец ответил: «Дарагой, тебе нужно вино или этикетка?» Вот и у меня вопрос: нам нужны знания или оценки? Не слишком ли большое значение мы придаем оценкам?
А теперь вернемся к расширенным диалогам учителя и ученика при обсуждении той или иной темы. Я вижу схожесть этого процесса с индивидуальными дополнительными занятиями. И уже поступали предложения от родителей оплачивать эти занятия. Причем для родителей этот вариант предпочтительный. Ведь родитель может проконтролировать ход занятия и оценить его достоинства и недостатки. Чтобы решить, стоит ли ЗА ЭТО платить? А если СТОИТ, то перечислить деньги на телефон или карточку. Надеюсь, на этот приработок налоговики не покусятся...
Рустембек Мусурманкулов
: 0